В 2021 году в Госдуму был внесен законопроект, согласно которому запрещается лицам, имеющим непогашенную или неснятую судимость, управлять городским транспортом (автобусами, троллейбусами, трамваями, поездами метро) и такси.
Запрет касается некоторых тяжких и особо тяжких преступлений. Перечисляют следующее:
- убийство;
- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;
- похищение человека;
- грабеж;
- разбой;
- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
- преступления против общественной безопасности;
- преступления против основ конституционного строя и безопасности государства;
- преступления против мира и безопасности человечества.
Данные нововведения планируют изложить в виде добавления в главу 51 Трудового кодекса статьи 328 апостроф 1 "Ограничения на осуществление трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта".
Названные изменения вступают в силу с 1 марта 2023.
Работники, уже трудоустроенные, обязаны будут в срок до 1 сентября 2023 представить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. В случае непредоставления названной справки трудовой договор прекращает свое действие. Это касается и граждан стран - членов ЕАЭС. Притом судимости у последних не должно быть и на их Родине.
Если в отношении водителя ведется уголовное расследование по названным выше преступлениям, то такой водитель должен быть отстранён от работы на период расследования.
Но у меня вопрос возникает в другом.
Агрегаторы такси всегда заявляют, что водители не являются работниками в понятии, заложенном в Трудовом кодексе. Агрегаторы лишь выступают посредниками между водителями и пассажирами. Ну если только что-то не поменялось за последние 2 года в нашей стране. Не отслеживала судебную практику по данному вопросу. Но, например, в Великобритании, Франции и в штате Калифорния (США) суды уже признали взаимоотношения между агрегатором (там был UBER) и водителем отношениями "работодатель-работник".
У нас же активистами в 2020 году было направлено подобное предложение в адрес властей: официально оформлять по трудовому договору водителей. Но данная инициатива не нашла поддержки, в том числе и у самих водителей.
И остается закономерный вопрос: а поменяется ли в итоге что-то именно в такси? Или все также остается шанс, и довольно не маленький, вызывая "машину с шашечками", нарваться на насильника или убийцу?