Найти тему
Юлия Н. Шувалова

Избранные стихи: Федор Тютчев - Славянам

Привет вам задушевный, братья,
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!

Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, –
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда́нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех!

Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но всё же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но всё же братья мы родные!
Вот, вот что ненавидят в нас!
Вам не прощается Россия,
России – не прощают вас!

Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: «Это я!»
При неотступном вспоминанье
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как божья кара, их страшит!

Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них – закон и равноправность,
Для нас – насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.

И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь
И тяготеет и над нами –
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Косово поле,
Не срыта Белая Гора!

А между нас – позор немалый
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.

Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим провиденью –
Ему известны день и час…

И эта вера в правду бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив – верховный промыслитель,
И суд его не оскудел,
И слово
Царь-освободитель
За русский выступит предел…

Об объединении славян и Дне славянской письменности и культуры

Середина и вторая половина 19 века были временем роста национального самосознания "малых народов" Европы. Формирование или утверждение национальной идентичности приходило практически одновременно и у славянских народов континентальной Европы, и у кельтских народов Соединенного Королевства. Конкретно в Европе славянское движение воплотилось в нескольких конгрессах: 1848, 1867 и 1868, 1908, 1910 гг. Все они с разным успехом решали вопрос о единстве славянских народностей под эгидой России. Чехи и поляки, к примеру, считали, что Россия "имеет право" на устроение судьбы только восточных и южных славян. Между западными славянами в середине 19 века тоже не было единства: одни деятели считали, что без Европы им не прожить, другие были уверены в собственных силах.

В двадцатом веке идеи славянского единства ненадолго отошли на второй план в связи с Первой Мировой войной. Однако с началом Второй Мировой в октябре 1941 года в Москве был создан Всеславянский комитет, который занялся подготовкой нового Славянского Съезда. Он прошел в декабре 1946 года в Белграде и нес глубокий отпечаток патриотизма в связи с победой славянских народов над фашизмом. Однако удержать славянских деятелей в рамках конструктивного диалога не удалось из-за разногласий с Югославией.

Следующее крупное мероприятие - Московский конгресс славянских культур - состоялось в 1992 году. Славянский Форум в Праге в 1998 году, с одной стороны, осудил двойные стандарты в отношении славянских стран и народов и санкции против Югославии, а, с другой, взял курс на интеграцию в европейское и мировое сообщество. В 2001 году в Москве прошел Съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России, на котором был учрежден Собор славянских народов.

Что касается непосредственно Дня славянской письменности и культуры, то здесь инициатива государственного праздника принадлежала болгарам, которые отмечают его с 19 века. В СССР первый День прошел в 1986 году. Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию был установлен на Славянской площади (ранее - площади Ногина), его создатель - скульптор Вячеслав Клыков. 30 января 1991 года Президиум Верховного Совета СССР постановил проводить Дни славянской культуры и письменности ежегодно.

Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, автор - Вячеслав Клыков (фото Юлии Н. Шуваловой)
Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, автор - Вячеслав Клыков (фото Юлии Н. Шуваловой)

Ссылки:

https://bigenc.ru/world_history/text/3625230 - Славянские съезды

О Дне славянской письменности и культуры

О стихотворении

Стихотворение "Славянам" было написано в 1867 году, 155 лет назад, но читается оно так, словно Тютчев писал его сейчас, адресуя сегодняшнему дню. Автор прочел его на первом Славянском съезде в 1867 году, и под "царем-освободителем" имеется в виду Александр II, который получил такую приставку после отмены крепостного права. Крепостное право к этому времени было отменено почти повсеместно в Европе, однако славянские народы продолжали испытывать на себе влияние двойных стандартов со стороны "романтически настроенных" титульных наций. Их традиции и история дарили вдохновение и вызывали умиление, однако для этого им надлежало оставаться на периферии жизни своих стран, не притязать на политическую самостоятельность и не осознавать тех богатств, которые хранила в себе их национальная культура.

Но больше всего, - что и подчеркивает Тютчев, - европейские "клеветники" не могли простить славянам близость к России: "они лишь нашего Иуду / Честят лобзанием своим". И здесь нельзя не упомянуть о любопытном факте, открывшемся на днях. Говорят, небезызвестный МБХ недавно выступил с инициативой создания некоего сообщества "хороших русских". Чтобы в нее вступить, потребуется подписать некую декларацию "против путинской России и войны". И с этим "пачпортом" откроются все двери у наших "партнеров" из недружественных стран. Ну, а что делать с плохими русскими, уже известно.

Поэтому стихотворение Тютчева актуально как никогда. Истинно, провиденью "известны день и час", хотя сейчас между славянами вбито слишком много клиньев. Но тем важнее понимать, на что должна быть направлена политическая воля и власти, и народа.

Юлия Н. Шувалова, 24 мая 2022 года