Я любил поезда с самого детства.
Хотя это и довольно странно, поскольку первые мои перемещения в пространстве на длительные расстояния связаны с самолетами — первый полет я совершил в возрасте трех месяцев и в последующие шесть лет летал с завидной регулярностью, что связано было с работой родителей.
Но такое раннее и близкое знакомство с самолетами не способствовало какому-то особому моему к ним отношению. Наоборот, я, пожалуй, не люблю летать.
Но вот стоило мне лет в восемь впервые совершить небольшое — всего на 500 км — путешествие на поезде, как я влюбился в этот волшебный стук колес, монотонное покачивание вагона и романтику железной дороги.
Поэтому не мудрено, что как только я узнал о том, что в нашем городе есть детская железная дорога и по ней можно кататься в любое время, не дожидаясь поездки к тетушке, как я тут же стал стремиться туда попасть.
Сейчас, конечно, эта дорога не вызывает у меня того же восторга, как когда-то в восемь лет.
Но, должен признаться, она все также мне нравится.
Не так давно я посетил ее вновь. Очень хорошая все-таки вещь, скажу я - вам сказочное место, где работают дети, они там и машинисты, и проводники. Кузница железнодорожных кадров, если говорить высокопарно.
Знакомьтесь, это Минская детская железная дорога им. К.С. Заслонова. Начинает работу в мае и заканчивает в сентябре.
Она была открыта в далеком 1955 году.
В свое время в СССР было построено около двадцати железных дорог (по некоторой информации около пятидесяти).
А первая появилась в городе Тифлис еще в 1935 году.
Была когда-то детская железная дорога и в другом белорусском городе Гомеле.
Она, правда, была протяженностью всего полкилометра, но у нее было свое депо для паровозов, здание для обучения персонала и даже две станции. Были замыслы продолжить эту дорогу до трех километров, но не сложилось.
Зато построили в Минске.
Фото времен открытия я не нашел, а вот в 1959 году она выглядела так.
Главная станция может похвастаться самым настоящим зданием вокзала с залом ожидания и билетными кассами и два поезда. До 1975 года поезда возили паровозы.
Общая протяженность железнодорожного пути 3,8 км. Конечная станция, до которой поезд следует ровно полчаса, называется «Сосновый бор» и представляет собой просто остановку в лесу.
Но в детстве она мне казалась самой настоящей станцией где-то далеко от дома.
Есть у дороги и промежуточная остановка - «Пионерская». Она считается технической.
На её многочисленных путях, а это 5 линий железной дороги, тупик, 8 переводов стрелок и яма для осмотра состава снизу, техника детской железной дороги проходит осмотр и ремонт.
Однако, когда по праздникам пускают два поезда, а не один, то они встречаются на этой станции и один останавливается, чтобы пропустить второй.
И вот еще какая интересная деталь, которую мне удалось найти.
Если верить этому фото, а также информации, найденной в интернете, рельс изготовлен в мае 1901 г. на Южно-Русском Днепровском Металлургическом заводе.
Думаю, вряд ли осталось много рельсов с тех времен. Детская железная дорога, хоть и детская, но пережила несколько серьезных капитальных ремонтов со времени своей постройки.
Но вот один, которому больше века, еще вроде как остался.
Да, эта железная дорога не настоящая, это всего лишь аттракцион, недаром она расположена недалеко от парка развлечений.
И кроме того, у детей есть возможность попробовать себя в качестве железнодорожников и проводников и понять, нравится ли им это. Так что не только развлечение, но и польза от этого аттракциона.
А вы катались в детстве на железной дороге, на детской или настоящей?