Найти тему

Такие "непримечательные" примечательные свечницы из наших храмов

Писала о перемирии на Рождество 1914 года, а перед глазами возникла миловидная добрая худенькая женщина из нашей церкви Казанской иконы Божией Матери. Тетя Маша. Я не раз кратко упоминала о ней в своих статьях. И решила, что пора посвятить ей и ее деятельности отдельную тему. Давно пора.

Тетя Маша на пенсии, разменяла шестой десяток, не за горами уже седьмой. Служит она свечницей в нашем приходском храме, или, по-мирскому, является работницей свечного ящика. То есть на ее хрупкие плечи ложится продажа церковной утвари, икон, свечей, прием поминальных записок и треб на венчание, крещение и так далее.

Помимо этого она хлопочет в храме, аки пчелка. Всегда приходит раньше всех, открывает церковь, зажигает лампадки, молится, ухаживает за подсвечниками, закрывает храм и уходит позже всех. После служб она занимается уборкой солеи, храмовой части и притвора (в алтарь женщинам путь заказан - там хозяйничает всемогущий алтарник). Чистить плитки от воска свечей и мыть полы тете Маше помогают женщины-прихожанки. Зимой она чистит и убирает снег на территории, летом - следит за огородными культурами и цветами, выращиваемыми при церкви. В трапезной в дни служб господствует другая женщина, но тетя Маша тоже не бездействует, закупает продукты, готовит, моет посуду.

Еще тетя Маша ездит печь просфоры для всего храма, следит за чистотой тканей на аналоях и столиках, стирает, гладит, подшивает и прочее-прочее-прочее.

Свечницы за работой. Фото из открытых источников
Свечницы за работой. Фото из открытых источников

Помимо кипучей трудовой деятельности, которую я до конца и не перечислила, тетя Маша оказывает психологическую поддержку прихожанам. Ведь от того, какой приют они встретят в церкви, зависит придут ли они сюда снова. Люди в большинстве своем привередливы. Да, они приходят, в первую очередь, к Богу. Но им нужны человеческие поддержка, любовь, доброе слово и понимание. И если они не встретят сочувствия в ответ на свои запросы, то развернутся и уйдут, обиженные на весь белый свет и, в частности, на церковь.

А в храме люди первым делом встречают, как правило, не батюшку, у которого масса дел, не бабушку-прихожанку, любящую поучать всех и вся по делу и без, а свечницу. К ней-то они и идут с вопросами и просьбами.

У нас прихожане и захожане (я так называю тех, кто заглядывает в церковь по большим праздникам поставить свечку и поскорее ускользнуть за двери) встречают всегда добрую тетю Машу. Она и поддержит, и подскажет, и слово теплое скажет, и икону нужную, перед которой помолиться можно, покажет. То есть, помимо функции психолога, она выполняет еще и роль экскурсовода.

Разных мне доводилось видеть женщин среди свечниц: не только добрых, искренних, открытых и сострадающих, как тетя Маша, но и занятых, закрытых, не стремящихся к общению.

Помню два случая, когда мне довелось столкнуться со свечницами из числа мирских людей (не монахинь), которые служат Богу, но своим поведением отталкивают людей от веры и церкви.

Одна мне повстречалась в Покровском женском монастыре в Москве у блаженной Матронушки, а другая в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре у батюшки Серафима. Это были женщины из тех, что коня на скаку остановят и в горящую избу войдут. Джигитки на конях с мечами наперевес из них получились бы первоклассные, а вот как психологи они не состоялись. Так бывает. Некоторые люди умеют сострадать, некоторые - нет. Это констатация факта, не осуждение ни в коем разе.

Эти две женщины общались с людьми неохотно, торопили их, не церемонясь в выражениях, на вопросы отвечали сухо, скупо и безразлично. Впрочем, такие женщины тоже нужны в храмах, чтобы вразумлять агрессивно настроенную паству (разные люди все-таки бывают в обителях, а охранники есть не везде).

Но служить в церкви все-таки, по моему мнению, должны люди, душой и сердцем прикипевшие к Богу и любящие людей. Такие, как тетя Маша. Ведь люди приходят в храм за психологической помощью, а до священника могут и не добраться: у него масса важных дел и без прихожан. А на исповедь под епитрахиль решиться сразу не готов никто.

Церковная лавка. Фото из открытых источников
Церковная лавка. Фото из открытых источников

Тетя Маша, кстати, каждый день подкармливает местных кошек и котов, которых к церкви подбрасывают люди, видимо, считая, что оттуда их заберут прихожане (как в Дивеево: там коробку с четырьмя котятами однажды вмиг разобрали прямо на моих глазах, но это скорее чудо, нежели данность). Благодаря ей эта кошачья братия благополучно выживает в холодные зимы. Впрочем, как и голуби, синицы и воробьи. Для голубей у нашей добросердечной свечницы имеется большой запас зерна, а для маленьких пташек она постоянно припасает семечки. Еще на ее поруках бездомный пенсионер, которого она кормит и всячески поддерживает.

А жизнь у тети Маши была тяжелая. Полная скорбей и испытаний. Не имею права рассказать о ней без её на то согласия, поэтому писать об этом не буду. Просто хочу сказать, что человек, испытавший много горя, либо ожесточается, либо становится жалостливее, добрее и стремится помогать всем за счет своего открытого сердца. Тетю Машу скорби закалили. Она нашла себя в церкви, обрела поприще, на котором сполна может послужить Господу и людям.

Для моей Машеньки она стала второй бабушкой. Души друг в друге не чают, слава Богу. Думаю, для многих других детей тетя Маша тоже стала доброй и любящей бабушкой, на глазах которой они растут и возрастают во Господе и вере.

Просто прихожанка. Фото из открытых источников
Просто прихожанка. Фото из открытых источников

Более того, благодаря тете Маше я тоже попробовала на себе роль свечницы. Она не раз предоставляла мне возможность заменить ее в церковной лавке, когда ей куда-то было надо (печь просфоры в другом храме или поработать в трапезной). Однажды я сама открывала и закрывала храм, то есть "от и до" хозяйничала в церкви одна. И тогда я поняла, как мне это нравится. Нет, не продавать иконы, свечи, записывать требы и прочее, хотя это тоже здорово.

Мне понравилось помогать верующим или только-только уверовавшим людям, которые приходили в церковь за Божьей помощью. Были на моем счету те, кто остро нуждались в поддержке, разговоре, кому нужно было показать того или иного святого, который поможет в той или иной скорби или беде. Среди них были и молодые, и убеленные сединами люди. Бог всех уравнивает, у него нет возрастных ограничений. И, несмотря на то, что по внешнему виду мне никто не дает больше 25 лет, хотя мне на десяток больше, люди искренне делились со мной своей болью и переживаниями.

И так по душе мне пришлось с ними беседовать, направлять в нужное русло, подсказывать, давать нужные советы, что в глубине сердца зажглась мысль, что работа свечницы в каком-нибудь храме принесла бы мне истинное счастье. Одна женщина, помню, обратилась за советом: у сына ее, живущего в другом городе, началась гангрена, грозила ампутация, она не знала, что делать, кому и как молиться, а сын был некрещеный. Ну и посоветовала я ей сына окрестить прямо в больнице: поехать к нему, позвать батюшку, договориться с врачами, а пока все эти бюрократические процедуры будут происходить, от души помолиться и самой окропить его святой водой, как при крещении, пока не подоспел священник. Она загорелась этой идеей. Через несколько месяцев эта женщина встретилась мне на улице (я видела ее второй раз в жизни, и больше, кстати, никогда ее не видела: ни до ни после), и поделилась своей материнской радостью. Сына окрестили, все зажило потом само собой, а ампутация не состоялась. То есть Господь сподобил мне узнать результаты моего совета.

Вот и представьте себе, братья и сестры, сколько таких случаев и историй случается в повседневной жизни казалось бы ничем непримечательных, но самых примечательных свечниц, которых мы порою не замечаем, машинально заказывая требы и покупая свечки.

Они - психологический остов церкви. После священника. А некоторые из них еще и поют на клиросе в дополнение ко всем их делам и заботам.
В общем, обратите внимание на свечниц в ваших храмах. Попробуйте подружиться с ними, узнать их поближе. Они удивительные личности, за каждой из которых, как правило, стоит большая жизненная история, которая привела их к служению в церкви.
Уход за подсвечником. Фото из открытых источников
Уход за подсвечником. Фото из открытых источников

А тетю Машу я просто искренне люблю и уважаю. Хотя много лет назад, когда впервые ступила на порог нашего храма, я, как и все, не видела ее удивительной примечательности и светлой щедрой души. Пусть Бог хранит ее и всех свечниц, которые искренне любят Бога и людей. Их труд в церкви очень важен и нужен.