Итак, в течение ХХ века России пришлось испытать неоднократно состояние дефолта, хотя слово это в публичный обиход вошло только в конце 1990-х. Отечественная история Новейшего времени, можно сказать, началась с дефолта, о чём была первая публикация из этой серии. Второй дефолт произошёл во внешне вполне благополучной второй половине 1950-х годов. И на этот раз отказ от погашения государственного долга касался не внешней, а внутригосударственной его составляющей.
Предыстория
Сложности финансирования индустриализации и невозможность воспользоваться иностранным кредитованием, а также неоправдавшиеся надежды на масштабы иностранного участия в концессиях заставили советское руководство прибегнуть к внутренним займам. Первые облигации государственного займа стали распространяться с начала новой экономической политики (НЭПа). Связано возрождение государственных ценных долговых бумаг в том числе и с начавшейся в условиях НЭПа денежной реформой, хотя первые займы и были натуральными — хлебные и сахарный.
В различных публикациях повторяется тезис о том, что распространение облигаций среди населения было принудительным. Это не вполне верно. Прямое принуждение брать облигации в счёт зарплаты было исключением и чаще всего такого ретивого распространителя наказывали по административной, партийной, профсоюзной или иной линии. Несмотря на устоявшиеся в публицистике и даже историографии стереотипы, руководители сталинской эпохи были достаточно свободны в тактических приёма, но зато и сами рисовали по-настоящему. Принуждение к участию в госзаймах было, но проводилось через общественные и карьерные рычаги методом кнута и пряника. Поэтому у члена партии было меньше шансов отвертеться, чем у члена ВЛКСМ, у руководителя меньше шансов, чем у рядового сотрудника. Как указывают многие исследователи, среднестатистический гражданин СССР вынужден был тратить на приобретение государственных ценных бумаг от 1 до 3 месячных окладов в год. Но, опять же идёт о среднестатистических показателях. Облигации госзайма играли одновременно роль лотерейных билетов. Если вспомнить знаменитый сериал "Место встречи изменить нельзя", там есть эпизод с одним из отрицательных персонажей Петром Соловьёвым (Петюня), который перерос в часть характеристики — выигрыш 10 тысяч рублей по облигации госзайма. Некоторые из облигационных эмиссий предполагали процентные выплаты на стоимость ценных бумаг.
Эмиссии государственных облигаций с началом индустриализации и коллективизации проводились регулярно. Во время Великой Отечественной войны было осуществлено несколько займов. Массовая подписка на государственные долговые ценные бумаги проводилась и в послевоенное десятилетие — восстановительные займы.
Государственные облигации СССР имели все степени защиты, применявшиеся тогда при изготовлении денежных знаков. Они действительно могли быть причислены к полноценным финансовым инструментам, так как в правительственных документах по выпуску внутренних госзаймов содержалось положение о возможности их использования в качестве залога при получении ссуды. За всю историю СССР было осуществлено 65 облигационных займов, из них только 5 после 1957 года. Облигации госзайма не были краткосрочными. Например, полное погашение по эмиссии 1936 года должно было произойти к середине 1957 года. Но при этом действовали и различные формы погашения, в том числе и упомянутый розыгрыш премиального фонда.
Беспроигрышные ценные бумаги гарантировали получение выигрыша в течение 20 лет всеми держателями облигаций. Постоянные эмиссии облигаций госзаймов фактически создали неофициальный и неформализованный рынок ценных бумаг. Некоторые дельцы скопили целые состояния на спекулятивных куплях-продажах облигаций, скупая их меньше чем за десятую часть от номинала. Облигации госзайма стали и привлекательных средством накопления.
"По просьбе трудящихся... "
В Советском Союзе всякая проблема для трудящихся организовывалась как правило "по многочисленным просьбам трудящихся". Вот и дефолт 1957 года затевался как инициатива трудовых масс отказаться от личного потребления в пользу потребления общественного.
Поставленные на обсуждение трудящихся предложения повсеместно встретили полное понимание и единодушную поддержку. Вслед за коллективами завода "Красное Сормово" и Горьковского автомобильного завода, которые первыми поддержали эти предложения, они были одобрены рабочими крупнейших предприятий Москвы, Ленинграда, Донбасса, Урала, колхозниками, работниками МТС и совхозов, деятелями науки и культуры, военнослужащими - подавляющим большинством трудящихся города и деревни всех советских республик. (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза”)
А если простыми словами: вместо приобретения на выигрыш по облигациям, например, телевизора или шубы, а то и автомобиля, отказ от одолженных государству денег в пользу строительства новых или реконструкции имеющихся школ, домов культура, больниц и т. п. Звучало пафосно, хотя большинство советских людей в реальности предпочитало синицу в руках. Потому и изображение всеобщего одобрения ещё на стадии обсуждения проекта дефолта 1957 года было, мягко говоря, преувеличенным.
Для чего вообще понадобилось руководителям СССР избавляться от внутреннего государственного долга? На 1956 год объём внутреннего госдолга превысил 259 млрд тогдашних рублей. Учитывая, что по переписи 1959 года население СССР составило 208,8 млн человек, то на каждого жителя страны приходилось немногим больше 1000 рублей. До денежной реформы 1961 года это оклад квалифицированного работника. Да, обслуживание гособязательств по займам требовало больших ежегодных затрат, но собираемая в результате массовой подписки сумма всё-таки превышала сумму расходов по обслуживанию долга. Однако, именно проблема раздувания финансового пузыря, превращение системы продолжающихся эмиссий в финансовую пирамиду отмечена как одна из основных во многих партийных и советских документах накануне объявления дефолта.
Если продолжать выпускать их в больших размерах, чем, например, в 1956 году, то это будет уже обременительно для населения. Если же займы выпускать на меньшую сумму, то она почти вся уйдет на оплату выигрышей и погашений по ранее выпущенным займам. (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза”)
В конце концов пиинятое совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О государственных займах, размещаемых по подписке среди трудящихся Советского Союза" за № 435 от 19 апреля 1957 года сворачивало в большей степени массовую подписку на облигации, оставляя лишь облигации 3% выигрышного займа.
Думается, среди подлинных причин отказа от регулярного распространения государственных ценных бумаг среди населения были не только продекларированная невозможность эффективно использовать взятые взаймы у народа деньги. Кстати, это уже весомый камень в огород поклонников социалистической экономики — если собранных денег еле хватало, чтобы прежние долги раздать. Возникший и развивающийся стихийно фондовый рынок явно шёл в противоречие с объявленным на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года форсированным строительством коммунизма. Стоит добавить, что вопреки расхожему стереотипу именно Хрущёв Никита Сергеевич разделался с НЭПом, ликвидировав многоукладную экономику к концу 1950-х годов. Положения, введённые постановлением № 435 от 19 апреля 1957 года, делали ничтожным одно из распространённых средств накопления:
1. Прекратить, начиная с 1958 года, дальнейший выпуск государственных займов, размещаемых по подписке среди населения.
2. Прекратить со дня опубликования настоящего постановления проведение тиражей выигрышей ранее выпущенных государственных займов, размещенных по подписке среди населения, и отсрочить на 20 лет погашение облигаций этих займов. С 1977 года погашение облигаций государственных займов производить в течение 20 лет, равными частями ежегодно.
Перспектива получить свои деньги, одолженные государству, обратно лет через 40 превратила в сознании многих облигации государственных займов в просто красивые бумажки, которые можно использовать как мелко нарезанные обои. Потому до возвращению к погашению внутреннего госдолга в 1970-е количестве наличных облигаций существенно сократилось. Погашение облигаций займов, осуществлённых до постановления ЦК КПСС и Совмина СССР № 435 от 19 апреля 1957 года, возобновились в 1974 году по условии обмена по номиналу с учётом реформы 1961 года. То есть, за 10 рублей в номинал облигаций 1 рубль наличными. Таким образом, советское государство сэкономило при погашении облигаций несколько раз: получило долгосрочное беспроцентное кредитование, избавилась от всевозможных премиальных и процентных начислений, проигнорировало инфляцию.
Эпилог
Дефолт 1957 года, несмотря на попытку придать ему вид ещё одного доказательства преимуществ советского строя, стал одним из пунктов набора претензий, послуживших причиной такого быстрого окончания триумфа Хрущёва Н. С. К осени 1964 года Никита Сергеевич уже окончательно надоел и советскому народу, и правившей элите. Но это уже другая история.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.