Найти тему
Павел Перец

Террор Марата в Петербурге

Павлик проводит голосование среди тех, кто готов брать Зимний дворец. На самом деле спрашиваю, кто знает, кто такой Марат. Поскольку стою я возле улицы его имени на крыльце Ямского рынка.
У нас в стране очень болезненно относятся к фактам о том, как кумиры отечественного коммунистического прошлого идут лесом, поэтому расскажу про Францию.

Вопреки концепции меланжа монархии и революции французы все же берега не путают. Улицы Марата в Париже вы не найдете. Хотя она там была. А его гроб даже заносили в Пантеон. Но как занесли, так и вынесли. Сами же революционеры. Это ни разу ничего не напоминает про наш мавзолей.

-2

Из всех оголтелых деятелей 1793 г. Марат был самым отшибленным. При том что даже наш советский историк Тарле отмечал, что он долгое время существовал, как бы мы сейчас сказали, на гранты королевской семьи. Но именно он был одним из первых, кто ратовал за отделение головы Людовика XVI от его туловища.

В итоге «Друг народа», как его прозвали в честь его же газеты, закончил свои дни в ванной с кинжалом в груди. Ванную он принимал вследствие жесточайшего дерматита, я так понимаю, развившегося на нервной почве. А кинжал ему всадила молодая девушка Шарлотта Корде, ставшая с тех пор героиней многочисленных романтических мотивов в искусстве и литературе.

-3

Естественно, Марата после его смерти возвели на пьедестал, в его честь переименовали даже пару французских городов, но ненадолго. Революция пожирает сама себя, пожрала и «Друга народа».

Переименование Николаевской в улицу Марата в 1918 г. четко показывало всем, куда движется вектор насилия, и что слово террор теперь является частью государственной идеологии. Ничего удивительного в этом не было, все повторялось по французскому сценарию, только в других масштабах.

Именем Марата был назван даже линкор «Петропавловск», правда ему в 1943 г. вернули прежнее имя. Блокада вообще очень сильно меняло взгляд людей на жизнь и вещи, вернуть прежние имена Невскому или Садовой, а уж тем более боевому кораблю царских времен, это случай уникальный. Но улица Марата осталась и жива до сих пор.

Так вот интересно, что народ по ней ходит каждый день, даже не догадываясь о контексте этого феномена, особенно в свете изъятия из топонимики фамилий Желябова, Перовской, Халтурина и пр. В группе 50 с лишним человек, кто такой Марат, знала лишь 10-я часть. Так потихоньку линяет революционная пропаганда, становясь обыденностью, как станции метро «Улица Дыбенко» или «Проспект Большевиков», где прошла моя молодость.

Еще больше огненных историй на грядущих экскурсиях

27
Вечерняя Лавра
28
Газгольдеры и дворы: бывшая окраина
29
Смольный, дворы, серебряный век

Расписание экскурсий здесь https://peretzprint.ru/shop-category/ekskursii/