Найти тему
Рули Газуй

Основы безопасного обгона. ПДД, разум, уверенность в себе и своём авто

Оглавление

Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей. части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

#Обгон является одним из самых потенциально опасных маневров. И это понимают, пожалуй, все – не только водители, но и те, кто за рулём никогда не сидел. А если говорить об опасных маневрах, тут же в голову приходит огромный свод правил, запретов и предостережений, которые призваны обезопасить человека и окружающие его объекты/субъекты во время выполнения такого маневра.

Однако, если мы заглянем в #Правила, то обнаружим там не так уж и много вышеупомянутых пунктов:

-2

Год назад у меня была статья об обгонах большегрузов, написанная практически совместно с опытным дальнобойщиком. Там и советы, и возмущения, и некий свод народных правил, совместно с Правилами дорожного движения. Если интересно, статья тут 🙂

Я уверена, что все эти правила помнят почти все #водители. Ну или когда-то помнили… Дорожные знаки и разметка ещё подсказывают, где обгонять можно, а где нельзя. Но аварии в момент обгона происходили, происходят и будут происходить. Потому что люди что-то всё же забывают, что-то игнорируют, ну а что-то делают вообще специально, полагаясь то ли на удачу, то ли на свой автомобиль, то ли на свои особые способности (которых обычно нет).

-3
Кстати, многие путают понятия «двойной обгон» и «обгон нескольких ТС». Двойной обгон запрещён правилами и здравым смыслом (это когда машина перед вами пошла на обгон, а вы решили обогнать её в процессе обгона). Я не видела подобного, но, некоторые говорят, что видели.
А, вот, обгон нескольких автомобилей за раз не запрещён, точнее, прямого упоминания этого нет в ПДД. Но тут нельзя забывать, что, обгоняя несколько ТС, у вас обязательно должна быть возможность втиснуться между ними, если возникнет такая необходимость!
Черный Toyota Fielder, пошёл на обгон одновременно с белым грузовиком. Проехал за ним, а когда тот вернулся на свою полосу, Филдер продолжил ехать по встречной, чтобы обогнать уже и его.
Черный Toyota Fielder, пошёл на обгон одновременно с белым грузовиком. Проехал за ним, а когда тот вернулся на свою полосу, Филдер продолжил ехать по встречной, чтобы обогнать уже и его.

Итак, основами безопасного обгона можно назвать:

  • Соблюдение ПДД
  • Внимательность и способность трезво оценивать ситуацию
  • Уверенность в себе + понимание своего автомобиля
  • Хорошая реакция и высокие навыки управления авто (очень желательно)

*По-хорошему все эти элементы должны присутствовать при выполнении любого маневра ;)

Для опытных водителя всё это логично и понятно, однако, #начинающие водители часто задаются вопросами относительно нюансов при выполнении данного маневра. Поэтому давайте разберём обгон по всем его возможным частям ↙︎

Дистанция до впереди идущего автомобиля

До начала обгона, дистанция может быть такой же, как и в любой другой ситуации. К примеру, дистанция в 2 (на большой скорости 3) секунды. Если сложно пользоваться этим правилом, то просто держитесь на комфортной для вас дистанции. Прижиматься не нужно, но и если вы едете довольно далеко от машины впереди, то об обгоне и думать пока не стоит. Перед самим обгоном дистанцию нужно уменьшить, но не «сесть на хвост» автомобилю впереди – тогда вам сложно будет разглядеть достаточно далеко встречную полосу.

Скорость нужно начать увеличивать до выезда на встречную полосу

В идеале увеличение скорости и сокращение дистанции должны происходить одновременно. То есть уже после того, как вы убедились, что можно начинать обгон. А когда вы окажетесь на встречной полосе – нажимайте на газ ещё сильнее. Усилие на педаль желательно ослаблять уже после того, как вы вернётесь в свою полосу. Особенно это относится к мощным автомобилям, способным быстро разгоняться с любой скорости. Порой обгон совершается на слишком большой скорости, поэтому возвращение в свою полосу (руление) может послужить причиной потери управляемости (может возникнуть занос или снос).

Обгон должен быть настолько быстрым, насколько это возможно! Чем меньше времени вы едете по встречной полосе – тем безопаснее!
Вот здесь, когда левая часть автомобиля выходит на встречную полосу, скорость должна быть уже значительно выше, чем была при движении за оранжевым краном
Вот здесь, когда левая часть автомобиля выходит на встречную полосу, скорость должна быть уже значительно выше, чем была при движении за оранжевым краном

В большинстве случаев желательно включить пониженную передачу,

перестраиваясь на встречную полосу для совершения обгона (если ваш автомобиль с механической коробкой). Так машина ускорится быстрее с любой скорости.

Здесь всё зависит от технических особенностей вашего авто, изначальной скорости движения и от ситуации! Какая-то машина с легкостью выполнит обгон и без понижения передач, а на другой придётся с 5 на 4, а то и на 3 переключить. Изучите хорошенько свою машину в разных режимах, прежде чем выполнять потенциально опасные маневры ❗️

Включать обратно повышенную передачу стоит только ПОСЛЕ возвращения в свою полосу!

На автомобиле с АКПП обычно достаточно приотпустить газ и нажать его «в пол», когда уже пойдёте на обгон (чтобы коробка самостоятельно понизила передачу).

*разновидностей коробок на современных автомобилях несколько (роботизированные, вариаторы, классические «автоматы»и пр.), вам нужно понимать, как работает именно ваша коробка, чтобы знать, стоит ли менять передачи вручную или достаточно «поиграть» с газом для переключения режимов работы агрегата.

  • В любом случае нужно хорошо понимать свою машину в разных режимах езды. Для быстрых ускорений нужно учитывать массу факторов: от объёма, мощности двигателя и максимального крутящего момента, до веса автомобиля и состояния шин. Разные автомобили будут вести себя по-разному, а значит и подход к ним нужен тоже разный. В любом случае, не стоит бояться высоких оборотов при обгоне. Чем быстрее едет #автомобиль, чем быстрее он разгоняется, тем выше будут обороты. Это естественно, так и должно быть.

Про поворотники

Тут люди любят спорить, но, согласно ПДД, правда тут одна. Обгон включает в себя три маневра (действия): перестроение, прямолинейное движение и снова перестроение. Поэтому в начале обгона мы включаем левый поворотник. Оказавшись на встречной полосе, выключаем его и едем без каких-либо поворотников прямо. Затем включаем правый поворотник и встраиваемся обратно в свою полосу. Нет смысла ехать по встречной полосе с левым поворотником. Вы будете поворачивать налево? Разворачиваться? Парковаться на обочине с противоположной стороны? Нет? Тогда поворотник совершенно ни к чему!

Правый поворотник нужно включить ДО того, как начнете возвращаться в свою полосу. Чтобы автомобиль, перед которым вы встраиваетесь, видел ваше намерение.
Правый поворотник нужно включить ДО того, как начнете возвращаться в свою полосу. Чтобы автомобиль, перед которым вы встраиваетесь, видел ваше намерение.

При завершении обгона, не подрезайте автомобиль, двигающийся по своей полосе

Перестраивайтесь перед ним с запасом в дистанции! А ещё, не сбавляйте резко скорость при перестроении. Даже если вам удалось очень уж резво разогнаться во время движения по встречной полосе, и стало немного страшно, то скорость сбавлять стоит постепенно, начиная отпускать газ очень плавно и по-немного. И следите в зеркало заднего вида за машиной, что за вами. При вашем замедлении, дистанция не должна быстро и сильно уменьшаться.

Обгоняемый транспорт НЕ ДОЛЖЕН препятствовать обгону (Пункт 11.3 ППД РФ).

Если вы видите, что вас хотят обогнать, по возможности сместитесь вправо, помогите водителю сзади (если встречная полоса свободна – моргните правым поворотником, если встречный поток близко – левым). Вежливость и доброта однозначно спасут этот мир! :) ну или как минимум помогут другим водителям безопасно выполнить опасный маневр.

Невероятно приятно встречать таких вежливых и понимающих водителей!
Невероятно приятно встречать таких вежливых и понимающих водителей!

Статья оказалась гораздо более объёмной, чем я рассчитывала. А написана она была по запросу одной из моих читательниц! Ольга, спасибо вам за идею! Надеюсь статья была полезной не только вам ;)

Если я что-то упустила или если вам, дорогие читатели, есть что добавить – пишите в комментариях!