Обгон — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей. части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
#Обгон является одним из самых потенциально опасных маневров. И это понимают, пожалуй, все – не только водители, но и те, кто за рулём никогда не сидел. А если говорить об опасных маневрах, тут же в голову приходит огромный свод правил, запретов и предостережений, которые призваны обезопасить человека и окружающие его объекты/субъекты во время выполнения такого маневра.
Однако, если мы заглянем в #Правила, то обнаружим там не так уж и много вышеупомянутых пунктов:
Год назад у меня была статья об обгонах большегрузов, написанная практически совместно с опытным дальнобойщиком. Там и советы, и возмущения, и некий свод народных правил, совместно с Правилами дорожного движения. Если интересно, статья тут 🙂
Я уверена, что все эти правила помнят почти все #водители. Ну или когда-то помнили… Дорожные знаки и разметка ещё подсказывают, где обгонять можно, а где нельзя. Но аварии в момент обгона происходили, происходят и будут происходить. Потому что люди что-то всё же забывают, что-то игнорируют, ну а что-то делают вообще специально, полагаясь то ли на удачу, то ли на свой автомобиль, то ли на свои особые способности (которых обычно нет).
Кстати, многие путают понятия «двойной обгон» и «обгон нескольких ТС». Двойной обгон запрещён правилами и здравым смыслом (это когда машина перед вами пошла на обгон, а вы решили обогнать её в процессе обгона). Я не видела подобного, но, некоторые говорят, что видели.
А, вот, обгон нескольких автомобилей за раз не запрещён, точнее, прямого упоминания этого нет в ПДД. Но тут нельзя забывать, что, обгоняя несколько ТС, у вас обязательно должна быть возможность втиснуться между ними, если возникнет такая необходимость!
Итак, основами безопасного обгона можно назвать:
- Соблюдение ПДД
- Внимательность и способность трезво оценивать ситуацию
- Уверенность в себе + понимание своего автомобиля
- Хорошая реакция и высокие навыки управления авто (очень желательно)
*По-хорошему все эти элементы должны присутствовать при выполнении любого маневра ;)
Для опытных водителя всё это логично и понятно, однако, #начинающие водители часто задаются вопросами относительно нюансов при выполнении данного маневра. Поэтому давайте разберём обгон по всем его возможным частям ↙︎
Дистанция до впереди идущего автомобиля
До начала обгона, дистанция может быть такой же, как и в любой другой ситуации. К примеру, дистанция в 2 (на большой скорости 3) секунды. Если сложно пользоваться этим правилом, то просто держитесь на комфортной для вас дистанции. Прижиматься не нужно, но и если вы едете довольно далеко от машины впереди, то об обгоне и думать пока не стоит. Перед самим обгоном дистанцию нужно уменьшить, но не «сесть на хвост» автомобилю впереди – тогда вам сложно будет разглядеть достаточно далеко встречную полосу.
Скорость нужно начать увеличивать до выезда на встречную полосу
В идеале увеличение скорости и сокращение дистанции должны происходить одновременно. То есть уже после того, как вы убедились, что можно начинать обгон. А когда вы окажетесь на встречной полосе – нажимайте на газ ещё сильнее. Усилие на педаль желательно ослаблять уже после того, как вы вернётесь в свою полосу. Особенно это относится к мощным автомобилям, способным быстро разгоняться с любой скорости. Порой обгон совершается на слишком большой скорости, поэтому возвращение в свою полосу (руление) может послужить причиной потери управляемости (может возникнуть занос или снос).
Обгон должен быть настолько быстрым, насколько это возможно! Чем меньше времени вы едете по встречной полосе – тем безопаснее!
В большинстве случаев желательно включить пониженную передачу,
перестраиваясь на встречную полосу для совершения обгона (если ваш автомобиль с механической коробкой). Так машина ускорится быстрее с любой скорости.
Здесь всё зависит от технических особенностей вашего авто, изначальной скорости движения и от ситуации! Какая-то машина с легкостью выполнит обгон и без понижения передач, а на другой придётся с 5 на 4, а то и на 3 переключить. Изучите хорошенько свою машину в разных режимах, прежде чем выполнять потенциально опасные маневры ❗️
Включать обратно повышенную передачу стоит только ПОСЛЕ возвращения в свою полосу!
На автомобиле с АКПП обычно достаточно приотпустить газ и нажать его «в пол», когда уже пойдёте на обгон (чтобы коробка самостоятельно понизила передачу).
*разновидностей коробок на современных автомобилях несколько (роботизированные, вариаторы, классические «автоматы»и пр.), вам нужно понимать, как работает именно ваша коробка, чтобы знать, стоит ли менять передачи вручную или достаточно «поиграть» с газом для переключения режимов работы агрегата.
- В любом случае нужно хорошо понимать свою машину в разных режимах езды. Для быстрых ускорений нужно учитывать массу факторов: от объёма, мощности двигателя и максимального крутящего момента, до веса автомобиля и состояния шин. Разные автомобили будут вести себя по-разному, а значит и подход к ним нужен тоже разный. В любом случае, не стоит бояться высоких оборотов при обгоне. Чем быстрее едет #автомобиль, чем быстрее он разгоняется, тем выше будут обороты. Это естественно, так и должно быть.
Про поворотники
Тут люди любят спорить, но, согласно ПДД, правда тут одна. Обгон включает в себя три маневра (действия): перестроение, прямолинейное движение и снова перестроение. Поэтому в начале обгона мы включаем левый поворотник. Оказавшись на встречной полосе, выключаем его и едем без каких-либо поворотников прямо. Затем включаем правый поворотник и встраиваемся обратно в свою полосу. Нет смысла ехать по встречной полосе с левым поворотником. Вы будете поворачивать налево? Разворачиваться? Парковаться на обочине с противоположной стороны? Нет? Тогда поворотник совершенно ни к чему!
При завершении обгона, не подрезайте автомобиль, двигающийся по своей полосе
Перестраивайтесь перед ним с запасом в дистанции! А ещё, не сбавляйте резко скорость при перестроении. Даже если вам удалось очень уж резво разогнаться во время движения по встречной полосе, и стало немного страшно, то скорость сбавлять стоит постепенно, начиная отпускать газ очень плавно и по-немного. И следите в зеркало заднего вида за машиной, что за вами. При вашем замедлении, дистанция не должна быстро и сильно уменьшаться.
Обгоняемый транспорт НЕ ДОЛЖЕН препятствовать обгону (Пункт 11.3 ППД РФ).
Если вы видите, что вас хотят обогнать, по возможности сместитесь вправо, помогите водителю сзади (если встречная полоса свободна – моргните правым поворотником, если встречный поток близко – левым). Вежливость и доброта однозначно спасут этот мир! :) ну или как минимум помогут другим водителям безопасно выполнить опасный маневр.
Статья оказалась гораздо более объёмной, чем я рассчитывала. А написана она была по запросу одной из моих читательниц! Ольга, спасибо вам за идею! Надеюсь статья была полезной не только вам ;)
Если я что-то упустила или если вам, дорогие читатели, есть что добавить – пишите в комментариях!