Найти тему

Коварный звук Ш. Правила постановки. На что обратить внимание?

Звук Ш сам по себе сложный звук. В возрасте 4-ех лет происходит его формирование. Для многих детей поиск звука Ш огромная сложная, так как задействованы тонкие движения языка и движения губ в целом.

Постановка звука Ш как и всех остальных делится на несколько этапов:

1. Подготовительный. На этом этапе логопед формирует фонематический слух и восприятие ребенка, т.е. учит различать звуки на слух.

Также идет подготовка органов артикуляции (языка и губ). Параллельно с родителями ребенок тренирует артикуляционные упражнения: "Чашечка", "Дудочка", "Заборчик", "Вкусное варенье", "Часики", "Качели".

Также добавляем упражнения на снижение гипертонуса языка: "Месим тесто", "Косточка", "Расчеши язык".

2. Основной этап. По показу или механическим путем, можно использовать 2 метода в комплексе.
Просим ребенка показать "чашечку" и занести ее за зубки, после подуть на язык.

3. Этап автоматизации и дифференциации. Заключительные этапы, которые обязательны после постановки.
существуют еще нестандартные способы постановки звука Ш:

1 способ. От звука С. Просим ребенка произнести звук С. После шпателем переставляем кончик языка за верхние зубы. получается шепелявый звук. Дорабатываем конечный результат.

2 способ. От звука Т. Ребенок произносит звук Т. Просим поставить язык на альвеолы ("волшебные бугорочки"). Произносим звук Т. Здесь вы услышите подобие англ. звука "t-t-t". Далее ребенок дует на язык. Получается Звук Ш.

3 способ постановки звука Ш. От звука Р. Просим ребенка произнести звук Р сначала без вибрации, потом без звука. Такой способ используется при обязательном наличии звука Р.

Эти и многие другие способы постановки звука Ш используются в логопедии.

При самостоятельной постановке звука Ш родителям стоит обратить внимание на тонус языка. Какой язык? Вялый или напряженный? Укрепить мышцы языка или расслабить?
Обратить внимание на звуки С, Сь, Т. Есть ли они.
Посмотрите на движения языка. Какие они?
Обязательно практикуйте с ребенком нейрогимнастику. Она способствует развитию речевых и рече-двигательных центров ребенка.

Про нейрогимнастику расскажу в следующем посте.