Найти тему
Тайны мира

Кто такие шаповалы?

Проживая в Дрибине (Могилевская область, Беларусь) редактор канала не задумывался о том, что мало кому известно – кто такие шаповалы? Однако Дрибин это столица шаповальства, и даже районный этнографический музей по-другому именуется Музей шаповальства. А что знать могут жители российской глубинки – да ничего! Ну максимум то, что прочтут в википедии.

Источник изображения: сайт KP.by
Источник изображения: сайт KP.by

Для начала и редактор канала обратился к этому источнику и узнал, что шаповалы это РУССКИЕ, проживающие в Могилевской и Брянской областях. Их местами компактного обитания являются городской поселок Дрибин и село Новый Ропск соответственно. Лживость википедии в данном случае очевидна – в Дрибине живут БЕЛАРУСЫ, а вот русских практически нет.

Но оставим википедию. Итак,
шаповальство это промысел по валянию валенок (изредка валяют еще рукавицы и шапки) из чесаной овечьей шерсти (вовны). Считается, что слово шаповал произошло от "шапка" и "валять", а сама профессия возникла именно на Дрибинщине в XVIII веке.

Источник изображения: сайт redflag.by
Источник изображения: сайт redflag.by

Сам промысел был отхожим – оно и понятно, жителей в Дрибине немного и рынок сбыта небольшой. А шаповалы дрибинские ходили по Украине и России, добираясь даже в Сибирь. Ходили слухи, что один особо предприимчивый промысловик забрался даже в Америку.

Обычно на промысел отправлялись парами – друзья или родственники. Это и защита от возможных нападений разбойников надежнее, и деньги делить проще.
Вторым по важности в наследии шаповалов (после собственно умения валять валенки) явился "катрушницкий лемезень", своеобразный язык шаповалов, насчитывающий не менее 905 слов. Одним из таких слов является изделие из кожи "макей". Знающие люди понимают о чем речь.

Источник изображения: сайт funik.ru
Источник изображения: сайт funik.ru

Этот язык давал возможность шаповалам переговариваться между собой (в том числе набивая цену), так что заказчики не понимали их диалог. Очень часто в "катрушницкий лемезень" не были посвящены даже жены шаповалов. Правда сейчас носителей "катрушницкого лемезня" встретить практически невозможно.

А сам шаповальный промысел в Дрибине не забывают и даже пытаются развивать. Уж
на ежегодной ярмарке "Дрибинские торжки" каждый желающий может купить себе теплые удобные валенки.

#интересные факты #фольклор #народные промыслы #беларусь #дрибин

Уважаемые читатели! Если вам понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть, кликнуть по рекламе и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях. Зело потребно.