Уважаемые читатели! Это сокращённый вариант статьи, которая в полном виде представляет из себя скорее грозное оружие по навеванию скуки, нежели занимательное чтиво. Однако, если вам интересен академический стиль - милости прошу сюда. Остальные могут смело продолжать чтение.
В современном мире информация – грозное оружие, чья мощь значительно превышает мощь даже ядерных и водородных бомб. Прежде всего потому, что бомбами управляют люди, а информация управляет людьми - особенно, если они не удосуживаются её проверить. Впрочем, это тема для отдельной статьи. А потому, если кто-то целенаправленно применяет информацию для воздействия на того или иного человека, это может привести к драматическим и очень серьёзным последствиям.
Всё дело в том, что информация напрямую влияет на наш умственный процесс. А именно – на процесс управления высшими психическими функциями организма, такими, как восприятие, воображение, мышление, речь и память. Эти функции мы задействуем тогда, когда пытаемся реализовать так называемый «цикл принятия решений», о котором мы рассказывали ранее.
Восприятие отвечает за сбор информации, воображение - за её анализ и прогноз, мышление - за составление плана, речь - за его реализацию и, наконец, память - за контролирование наших успехов по выполнению намеченного плана. И, поскольку всё начинается со сбора информации, то весь цикл принятия и реализации наших решений существенно зависит от того, какую информацию мы соберём.
Если эта информация будет неполной или лживой, то мы примем неверные решения или неправильно их реализуем. Причём наиболее опасна в данном случае частично верная информация - искусно сотканная из лжи и правды. Она даёт наилучшие результаты с точки зрения сбивания человека с пути истинного и отнимает у него максимум времени на исправление своих ошибок.
Но ещё более опасной такая частично лживая информация, становится тогда, когда с её помощью пытаются воздействовать на самую важную из ваших когнитивных функций в текущем случае - память. Ведь, по сути, именно память отвечает за то, чтобы мы не наступали два раза на одни и те же грабли.
Все совершают ошибки. Собирают не ту информацию, плохо её анализируют, составляют планы, которые трудно или невозможно выполнить. Да и, даже если легко, то выполняют через пень-колоду. Всё это не так страшно, если осознать свои ошибки и больше их не повторять. А для этого свои ошибки нужно помнить.
То есть, если вы хотите, чтобы человек ошибся сильнее всего, вам нужно, примешав к правде толику лжи, заставить человека поверить, что он всё помнит неправильно. Что все происходило не так, как описано, не так, как он запомнил. Что были вещи, которые он не увидел и которые меняют всю картину произошедшего. Что он был пьян, что его восприятие было искажено, что - в конце концов - того, что он помнит, вообще никогда не происходило!
Особенно легко воздействовать на память человека, когда он сам не присутствовал при описываемых событиях, либо помнит их нечётко, либо он и так нечётко запомнил тот момент. Это на самом деле несложно - мы не записываем всё происходящее, с годами наша память становится всё хуже, а воспоминания - всё менее чёткими. Непосредственные участники событий умирают, а письменные свидетельства так легко подделать...
И не потому ли после развала СССР было принято решение пересмотреть всё, что произошло в те времена и заявить, что всё, что помнили граждане - ложь? Не потому ли 90-ые годы активно объявляются святыми и свободными, а не нищими и бандитскими?
Не потому ли нас активно пытаются заставить поверить, что никакого фашизма вна Украине нет и никогда не было, а ОУН-УПА боролись с Гитлером? Не потому ли, что это самый действенный и опасный способ повлиять на наши решения? Мне кажется, именно потому.
Могилёв А.С., Председатель Совета Отцов школы № 777.