Найти тему
pro-goszakaz.ru

Новые правила оценки заявок участников закупки

Оглавление

В статье эксперт журнала «Госзакупки.ру» рассказал про новый порядок оценки заявок участников, который начал действовать с 2022 года. Также увидите примеры из свежей практики ФАС, в которых заказчики допустили ошибки при составлении извещения в части порядка оценки заявок и непосредственно при оценке заявок участников.

С января 2022 года действует новое постановление Правительства от 31.12.2021 № 2604, которое внесло изменения в правила оценки заявок участников. Ключевой особенностью данного постановления является структурированность. Также в постановлении появились новые положения порядка оценки заявок, которые заказчики должны устанавливать в извещении о проведении закупки. Ранее действовавшее постановление Правительства от 28.11.2013 № 1085 утратило силу.

Новое постановление Правительства № 2604 содержит два приложения. В приложении № 1 найдете форму порядка рассмотрения и оценки заявок на участие. В приложении № 2 установлены общие правила по определению предельных величин значимости. Критерии значимости различаются в зависимости от вида товара, работ, услуг.

В статье 37 Закона № 44-ФЗ предусмотрены исключения из общих правил. Исключения включают в себя следующие позиции. При подаче ценового предложения, содержащего демпинг, предельная величина стоимости критерия «цена контракта» устанавливается равной 10 процентам от суммы величин значимости всех критериев. Если ранее по умолчанию без демпинговой цены значимость критерия «цена контракта» составляла 60 процентов, то при демпинге величина значимости такого предложения будет составлять 10 процентов. Это сделано для того, чтобы участник закупки при подаче демпинговой цены не стал победителем.

По каким критериям оценивать заявки участников закупки в общих случаях

В постановлении № 2604 установлены следующие критерии оценки заявок участников закупки. Первый — цена контракта, сумма единиц товара, работы, услуги. Второй — расходы. Третий — характеристики объекта закупки. Четвертый — квалификация участников закупки. Далее подробнее разберем каждый критерий.

Цена контракта. Для оценки предложения по этому критерию в постановлении Правительства № 2604 предусмотрены три формулы, по которым вычисляется и присваивается соответствующее количество баллов заявке участника закупки. В случае если цена одного из участников в два раза или более ниже, чем предложение другого участника, то такому участнику присваивается значение ноль баллов. Данную позицию разъяснил Минфин в письме от 14.02.2022 № 2401–09/10138.

Расходы. Размер расходов выражается в количественном значении. Предложение по критерию «расходы» не может быть равно нулю или иметь отрицательное значение.

Характеристики объекта закупки. Пунктом 16 постановления № 2604 установлены показатели, которые применяются для оценки заявок участников. К ним относятся: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Не установлены детализирующие критерии данного показателя. Заказчик может установить детализирующие показатели самостоятельно, с условием, что данные показатели должны предусматривать оценку и раскрывать их содержание. Заказчик должен предельно понятно описать, что хочет получить. Порядок должен быть детализированным и понятным для участника закупки.

Из практики ФАС. Заказчик не продумал порядок оценки заявок в извещении

Заказчик закупал услуги по организации и проведению диалога между музейными работниками. В извещении о проведении аукциона в порядке оценки заказчик установил требование, согласно которому за предоставление предложения, соответствующего всем пунктам техзадания, участник закупки получит 100 баллов, если предоставит описание частично, — 50 баллов, и если выразит просто согласие на оказание услуг, то получит ноль баллов. В положениях техзадания было указано следующее: участник закупки должен известить всех участников диалога посредством факсимильной связи, электронной почты или телефонного звонка. Возникает вопрос, как заказчик будет присваивать баллы по такому порядку оценки. Допустим, есть два предложения по критерию «характеристики объекта закупки», в котором указано, что один участник уведомит посредством факсимильной связи, а другой представит предложение по данному критерию посредством электронной почты. Из этого непонятно, как заказчик будет присваивать таким заявкам баллы. Поэтому необходимо предельно детально устанавливать в извещении порядок оценки.

Квалификация участников закупки. Пунктом 24 постановления № 2604 установлены показатели данного критерия. Среди них: наличие у участника финансовых ресурсов, наличие оборудования и других материальных ресурсов, наличие опыта, деловой репутации и определенного уровня квалификации. Для оценки данного критерия предусмотрены обязательные детализирующие показатели. Общая цена исполненных участником закупки контрактов, общее количество исполненных контрактов и наибольшая цена одного из исполненных контрактов. Для подтверждения опыта, участник представляет контракт, акты приемки и иные документы.

Обратите внимание, что мнение заказчиков о том, что контракты не будут применяться для подтверждения опыта, если исполнены со штрафами, недопустимо. ФАС выявляет данное нарушение и привлекает лиц, допустивших нарушение, к административной ответственности.

Период, за который участник вправе предоставлять контракты для подтверждения опыта, составляет пять лет. Кроме того, в составе заявки участник прилагает исполненные контракты в полном объеме и со всеми приложениями и допсоглашениями. Исключение — закупка строительно-монтажных работ. Недопустимо требовать проектную документацию в составе заявки.

Из практики ФАС. Заказчик некорректно рассмотрел заявку

Заказчик проводил электронный конкурс на выполнение комплексных кадастровых работ. НМЦК — 15 457 606,00 руб. Подали семь заявок, четыре из которых комиссия отклонила. Один из участников подал жалобу. Он указал, что заказчик неправомерно установил требование о наличии лицензий на геодезическую и картографическую деятельность, а также на работы с использованием сведений, составляющих гостайну. Критерии оценки, а именно — перечень документов, подтверждающих соответствие участника, а также формулы расчета баллов, по мнению участника, не соответствовали положениям постановления № 2604.

Комиссия УФАС установила, что при выполнении комплексных кадастровых работ по данной закупке не требуется наличие лицензии. Действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Также заказчик не представил документы и сведения, свидетельствующие о правомерном установлении требований к участникам закупки о наличии лицензии на работы с использованием сведений, составляющих гостайну. Действия Заказчика не соответствуют требованиям части 6 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Формулы расчета значения количества баллов не соответствовали положениям. Кроме того, по показателю «опыт выполненных работ» заказчик установил период с 2018 по 2021 год. Таким образом ограничил количество участников, ведь участники по действующему законодательству могут предоставлять сведения об опыте за пять лет. Заказчик нарушил пункт 3 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, что влечет административную ответственность по пункту 1.4 статьи 7.30 КоАП.

Документ: решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 11.03.2022 по делу № 014/06/54.1–308/2022.

По каким критериям оценивать заявки участников при закупке отдельных видов товаров, работ, услуг

В случае если вы проводите закупки, предметом которых являются контракты жизненного цикла, строительство объектов капстроительства под ключ, работы по сохранению объектов культурного наследия, ремонт автомобильных дорог, текущий ремонт зданий, оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, услуги по охране образовательных и научных организаций, оценивать заявки нужно особым образом. Далее разберем детально каждый случай.

Стройка, культурное наследие и контракты жизненного цикла. Если вы проводите закупки на заключение контракта жизненного цикла, на строительство объектов капстроительства или работы по сохранению объектов культурного наследия, то в извещении установите условие, что к оценке принимаются только исполненные контракты, соответствующие объекту закупки. В том числе принимаются контракты, если к ним не приложена проектная документация. Заказчики допускают ошибки при установлении в порядке оценки документов, подтверждающих наличие у участника закупки соответствующего опыта. Например, при проведении закупки на строительство и реконструкцию объекта капстроительства заказчики не устанавливают в порядке оценки требование о предоставлении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. ФАС часто фиксирует подобные нарушения.

Также недопустимо устанавливать в извещении требование к минимальной стоимости предоставляемых контрактов. ФАС и Минфин неоднократно разъясняли, что данное требование недопустимо при выполнении работ по строительству и реконструкции объекта капстроительства.

Детский отдых и охрана. В соответствии с пунктами 34, 35 постановления № 2604 при проведении закупок на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, а также по обеспечению охраны объектов образовательных и научных организаций обязательно наличие у участника закупки опыта, связанного с предметом контракта. Величина значимости такого показателя должна составлять не менее 60 процентов суммы величин значимости всех применяемых показателей оценки.

#фас россии #судебная практика #закупки #госзаказ