Хеврон с населением более 215-ти тысяч человек является крупнейшим городом палестинской автономии, за исключением изолированной Газы. Тем не менее, он не является ее столицей, поскольку контроль за перемещением жителей осуществляется израильтянами. Более тысячи лет этот город славен изготовлением изделий из стекла, и сохранил его производство до нашего времени. Его название возводят к семитским корням, которые означают «объединение» или «союз». До завоевания Иерусалима Давидом царской резиденцией являлся Хеврон.
Давайте расскажем его историю.
Хеврон считается одним из хронологически первых городов Ханаана, и, возможно, одним из старейших ныне существующих городов. Он экономически процветал в 18-м веке до нашей эры, когда регионом правили египтяне. В дальнейшем тут случился пожар, и несколько столетий в этом месте никто не жил. Но в период среднего бронзового века, как раз перед известным по Библии приходом еврейских племен, тут возникло новое поселение.
Археологи говорят, что это был ханаанский царский город, а священное писание утверждает, что он был заселен хеттами. Именно у хеттского хозяина ветхозаветный пророк Авраам приобрел свою первую недвижимость на земле обетованной – задолго до того, как она была завоевана израильтянами.
Тут расположена дубрава Мамре, в которой он жил вместе со своими сыновьями. А в Пещере патриархов нашли вечный покой родоначальники еврейского народа и их жены. В начале 12-го века, когда этими местами правило Иерусалимское королевство, сюда зашла компания из нескольких франков. Они заметили, что саваны Авраама и его родственников давно истлели, но их тела сохранили целостность. По приказу короля Балдуина II там поставили золотые светильники.
Во время еврейского завоевания Ханаана Иисус Навин избавился здесь «от всего, что дышало». Тогда Хеврон достался колену Иуды – одному из могущественнейших израильских племен на тот момент. Если точнее, само поселение и близлежащие пастбища отошли левитам. Там был основан один из шести городов-убежищ, где могли скрыться люди, которые опасались кровной мести. Поля и окрестные деревни достались Халеву – одному из разведчиков Моисея, который доложил, что военное вторжение сюда вполне возможно.
В дальнейшем Хеврон оказался едва ли не самым важным племенным центром колена Иуды. Именно сюда пришли старейшины еврейских родов, чтобы помазать простого пастуха Давида на царство. Именно отсюда он правил своим народом семь лет, прежде чем захватил более удобный Иерусалим.
Из этого южного города было можно управлять племенем и воевать с главным тогдашним противником филистимлянами. Но править всеми израильтянами тут было сложно: столица на окраине подобна человеку, сердце которого находится в его мизинце. Тем не менее, после основания единого государства Хеврон сохранил свое экономическое и стратегическое значение, будучи расположен между Иерусалимом и Египтом, между плодородными прибрежными равнинами и Мертвым морем.
После разделения Израиля на два государства и последующего падения каждого из них, в Хевроне относительно мирно поселились идумеи, представители родственного семитского народа. Хотя еврейское присутствие (но не большинство) сохранялось и дальше. Такая ситуация продлилась несколько веков. А в период борьбы евреев за независимость против эллинистических государств в 167-м году до н.э. Хеврон был разграблен Иудой Маккавеем. В течение следующих столетий он продолжал считаться этнически идумейским.
После утверждения христианства в Римской империи над пещерой патриархов был построен храм, который арабские завоеватели превратили в мечеть, которую крестоносцы превратили в церковь. В общем, сейчас три четверти здания принадлежит мусульманам, а остальное используется иудеями.
В иные времена Хеврон был промежуточным пунктом мусульманских паломников, которые шли из Дамаска в Медину. Причем, здесь им тоже было, кому поклониться – иудейские патриархи весьма почитаются и в самом исламе. Поэтому правители востока также следили за состоянием святынь.
Небольшое еврейское присутствие тут всегда сохранялось. Но когда в Палестину стали приезжать сионисты, Хеврон получил статус одного из важнейших для арабов городов. Неудивительно, что от всяких следов изначальных хозяев города со временем просто избавились.
После израильской войны за независимость город на двадцать лет был оккупирован Иорданией, но в 1967-м году его освободили силы ЦАХАЛа. Был восстановлен еврейский квартал и создан небольшой этнически монолитный пригород. С тех пор тут была создана пропускная система – большая часть города управляется палестинской администрацией, а еврейских жителей защищает армия.
#израиль #города #ближний восток #география