Мы проецируем на ребенка все, что имеем сами, страхи, надежды, убеждения, привычки! Ребенок не имея возможности противостоять нам – подстраивается под нас, под обстоятельства, которые мы ему предлагаем. И, чем больше мы давим, тем сильнее и изощрённее, он подстраивается под обстоятельства, подстраивается под Вас. Впоследствии, эту модель общения с Вами, он перенесет на свое общение с Миром, друзьями, начальством, партнерами, даже детьми.
1. Прежде чем, принимать "волевые" решения за ребенка, дайте ему время подумать и высказать свою точку зрения. Даже, если потом Вы поступите по своему - это даст ему возможность почувствовать свою значимость.
2. "Подгонка" ребенка под свои стандарты, обесценивает его индивидуальность. Дайте ему возможность развиваться, при этом просто находитесь рядом, чтобы поддержать в нужную минуту, его проявления.
3. Месть ребенка в виде обиды, (модель, которую он формирует в отношении с Вами, не имея возможности быть услышанным), является ответом на Ваше поведение, а точнее невнимание по отношению у нему.
4. Хотим мы или нет, даже в маленьком возрасте ребенок, это отдельная личность, и с этой точки зрения, он равен нам. И мы, как более мудрые, знающие, что его может ожидать, помогаем ему пройти определенный путь его жизни.
5. Разговаривайте, спрашивайте, интересуйтесь жизнью ребенка. В этом случае он примет, что даже будучи маленьким человеком, он есть, он существует, он значим для родителей. И будет значимым для Мира, когда вырастит.
6. Развитие через игру, самый действенный способ знакомства ребенка с миром. Найдите возможность уделить этому время. Сложно? Да! Найдите в этом и свой интерес – «А что мне может быть тут интересно? Чему я могу научиться у моего малыша?». Процесс воспитания обоюдный, Вы тоже учитесь чему-то у своих малышей, и если он - взрослеет, Вы мудреете. Взаимовыгодный для обоих процесс.
7. Ребенок учится выставлять границы с миром, у Вас! Если Вы этого делать не умеете – не научится и он. Главное в выставлении границ это Любовь к ребенку – он должен понимать, что его любят без всяких условий и Твердость – если «Нет», это не завтра или позже, это «Нет».
8. Ребенок не должен соответствовать Вашим ожиданиям и становиться по Вашему желанию Моцартом или окончить Аспирантуру с золотой медалью. Ваша задача дать ему достойное образование, чтобы у него было, как можно большее поле выбора, в частности дела/ занятия, которым он захочет и сможет заниматься. Просто выбор он должен сделать сам.
9. Ребенок - это не часть Вас и он не должен делать что-то априори. Вы слушаете его, и если считаете, что лучше по другому, найдите в себе силы и терпение, объяснить свою току зрения. Удивительно, но при хорошем разговоре с ребенком, он, зачастую, принимает мнение взрослого. Не обладая опытом сам и руководствуясь только желаниями и эмоциями, он верит доводам взрослого. При этом формируется его самооценка - с ним советуются, это дорогого стоит.
10. Бывают ситуации, когда что-то может угрожать жизни и безопасности ребенка, в этом случае взрослый принимает решение сам!
11. Не используйте детей для удовлетворения своих привычек, желаний. Как пример – отец едет на рыбалку и берет сына за компанию, даже если он этого не хочет! Последствия – ненависть к отцу, отказ от рыбной ловли. Тут выход один – заинтересовать ребенка в Вашем пристрастии, тогда и ему это станет интересным.
При всем уважении к ребёнку, взрослый должен понимать, что именно он несёт ответственность за ребенка, а значит может принимать за него решения (конечно объяснив их в нужный момент). В этой паре, он по иерархии главнее, и скатываться в "дружеские" отношения с ребенком, ошибка.
Всего доброго, психолог Алексей Горбачёв.