Найти тему

АРÇУРИ (леший, шурале и др.)

-2
-3
-4

АРÇУРИ

Н.И. Ашмарин (словарь чувашского языка): Арçури çынран пулнă усал.  Ĕлĕкхи çынсем турра та сута пĕлмен: çавсем йалта пĕр канаш туса, кам усал ĕç тунă, кам ырă ĕç тунă, никама та калама хушман; çапла вĕсем пĕрне пĕри тупа туса чарнă. Кам суккăр, куçсăр, холхасăр, сусăр, оксак, ĕслеме пултарими ват çынсене тăрантарасран хăраса, вăрмана илсе кайнă та, çапса вĕлернĕ. Вилнĕ чох мĕлле кăшкăрса вилнĕ, çавнашкал вăрманта кăшкарса çÿренĕ вĕсен чунĕсем. Çавсене вара арçурисем тенĕ. ‌‌‌‌ ‌

‌ ‌‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌‌ ‌‌ ‌‌ ‌ ‌‌‌‌ ‌ ‌ ‌‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌ ‌ ‌ ‌‌ ‌‌ ‌‌‌ ‌‌ ‌‌‌‌‌

(из - Денисов П.В.) Одухотворение леса в народных поверьях отразилось в образе сказочного существа — лесного духа «арçури». В отличие от водяных духов, образ арçури в народных верованиях и преданиях изображен в самых различных вариантах. Многие из иих очень напоминают поверья казанских татар о «шурале» и о «лешем» у русских. По поверьям чуваш, арçури предпочитает жить в дремучих лесах и обладаем большим искусством оборачиваться в самых различных животных и в предметы. Перед одиноким путником он является то в образе седобородого старика, то превращается в великана, то прикинется заблудившимся в лесу и просит о помощи, то пугает в образе животных— козленка, собачки и прочих. По некоторым преданиям, у арçури черное лицо, длинные волосы, четыре глаза— два спереди и два сзади, три руки и три ноги. «Он весь покрыт шерстью. Голова у него большая, а глаза лишь с просяное зернышко»— говорится в другом предании. Почти во всех преданиях арçури рисуется проказником, любителем подшутить над заблудившимися или проезжающими лесом в ночное время. Но иногда его проказы могут послужить и причиной смерти человека, если он своевременно не сумеет отвязаться от арçури. Чуваши считали, что арçури завлекает в дебри неопытных заблудившихся путников, нарочно откликаясь на их зов. Заманив таким образом недогадливых людей к себе, он начинает их щекотать, вырывать зубы. Иногда же арçури сам гонится за человеком, зовет его по имени, хохочет, ломает деревья, свистит, распрягает у проезжего лошадь и т. п. Но «умудренные» опытом люди знают десятки способов освободиться от козней арçури. Так-например, они знают, что арçури боится рек, ключей и вообще воды. Поэтому при встрече с ним, если он спрашивал, в каком направлении реки путник держит свой путь, догадливый чувашин отвечал: «юхалла, юхалла» (т. е. по течению) и тем спасался от него. «Дело в том,— утверждает народное поверье,— что говорить: «шыв вирелле» (т. е. против течения) нельзя было, потому что арçури живо обежит исток или начало ключа или речонки и явится к человеку: а если ответить ему: «шыв юхалла», то он знает, что устье реки обойти невозможно, и оставляет человека в покое». «Если на дороге привяжется арçури, то надо бросить в его сторону кусок хлеба»,— утверждали суеверные чуваши. Чтобы избавиться от приставаний арçури, советовалось прибегать к разным ухищрениям. Например, при встрече с арçури рекомендовалось вырубить палку и расщепить ее с конца и забить в расщеп клин. В таких случаях арçури, из-за боязни быть- защемленным, будто бы оставляет человека в покое. В некоторых преданиях арçури рисуется как страстный любитель ездить на хороших лошадях. Если лошадь с ночного пастбища возвращалась потная и измученная, то, по убеждению суеверных крестьян, на ней ездил арçури. Чтобы отучить арçури от этого занятия, старики советовали мазать спину лошади смолою. Среди фольклорных произведений чуваш немало рассказов, повествующих о различных случаях, поимок арçури. Различны предания о происхождении арçури. Большинство народных сказаний о происхождении арçури связано с культам “залежных покойников», т. е. умерших преждевременной или неестественной смертью. По поверьям чуваш, в арçури прекращались дети от девушек, убитые из стыда перед односельчанами и оставленные без погребения. В этнографических материалах, собранных Н. И. Ашмариным, имеется ряд рассказов на эту тему. «Говорят, что арçури родился от (незамужней) девушки. Мать, родив его, тотчас же отнесла новорожденного в дремучий лес и там его забросила. После этого он стал расти и, наконец, обратился в огромного человека и засел на вершинах трех дубов»,— гласит одно из преданий, записанных Н. И. Ашмариным. Другая группа преданий происхождение арçури связывает с людьми, погибшими в лесу: «Арçури — злой дух. Говорят, что он происходит из человека, неожиданно погибшего в лесу, без покаяния и причащения (“покаяние и причащение”-позднее наслоение от христианской религии). Говорят еще, что он появляется и пугает людей в том самом виде, в каком погиб: те, которые замерзли зимою, ездят и летом в шубе и на санях; тот, кого задавило деревом, все время кричит; тот, кто во время рубки упал с дерева и разбился насмерть, рубит и ломает деревья». И лишь немногие предания образ арçури связывают с представлениями о лесных животных. Так, например, в записях М. Ф. Федорова, автора баллады «Леший» («Арçури»), встречается указание на то, что арçури «происходит от птиц, наткнувшихся на древесный сук или завязших промеж двух сучьев и от того умерших». Что же касаемся происхождения самого названия арçури, то в этнографической литературе даются различные толкования этого слова. Большинство авторов связывает слово арçури со словом «ар» — мужчина и предлагает двоякую расшифровку: арçури— дитя мужчины (от слова «çурă» — дитя) или полумужчина (от слова «çурă» — половина). Такое объяснение не лишено оснований, хотя можно дать и другое толкование этого слова, связывая его и с другим значением слова «ар», а именно с пониманием его как названия народности. Известно, что еще в прошлом столетии чуваши и казанские татары слово «ар» употребляли как название удмуртского народа. Можно допустить, что в отдаленную эпоху новые пришельцы на территорию Среднего Поволжья— предки современных чуваш и казанских татар — словом «ар» могли называть вообще, обитателей лесных районов. У чуваш и казанских татар, ранее бывших обитателями степных пространств, лес со своими непроходимыми чащами мог вызывать чувство трепета и ужаса. Эта боязнь перед таинственной стихией леса также могла послужить основой для создания фантастических образов лесных духов— арçури. Если исходить из этого толкования, то слово «арçури» будет означать «дитя лесного жителя». Нельзя, конечно, игнорировать и тот факт, что в образе арçури, помимо дремучего леса с его опасностями, отразились и народные представления о "залежных покойниках. Но последние, вероятно, результат более поздних наслоений. В народных поверьях об арçури, записанных в конце прошлого столетия, древние представления, возникшие на основе страха перед лесной стихией, прослеживаются уже в меньшей мере. Исчезновение более архаичных черт в образе арçури объясняется, надо думать, хозяйственным освоением лесных массивов. Так в процессе трудовой деятельности народ постепенно преодолевал чувство страха перед лесом.

(Из- Салмин. А.К.) Арçури — дух, обитающий в лесах, особенно больших. Иногда встречается в оврагах. Относится к числу злых. Вера в них в старину была сильной, многие говорили о встречах с ними. И в настоящее время сохранились верования. По крайней мере, в их реальное существование верит больше людей, чем в существование домашних божеств и духов. Насчет происхождения духа имеются две версии. Первая говорит о происхождении от человека. Согласно этой интерпретации, в Арçури превращаются люди, умершие неестественной смертью. Ежегодно, в день своей смерти, такое существо выходит на свет божий. Большая вероятность превратиться в Арçури у людей, убитых в лесу. К числу таких превращений относятся в первую очередь новорожденные, которых родили девушки и тайком выбросили. Если ребенка бросили в овраг, он уходит в лес и обращается в Арçури. Особенно это относится к тем детям, которых мать плохо прикрыла землей. Аналогично происходит и с душами дряхлых стариков, которых увели в лес и убили из-за ненадобности. Их души вспоследствии кричат так же, как кричали при убийстве. Как известно, похороны — это соблюдение определенных религиозных обрядов. Одно из основных правил требует предания тела земле, чтобы труп оказался ниже слоя чернозема. Если после погребения какая-нибудь часть тела осталась непокрытой, то это — гарантия превращения тела в Арçури, так как именно кости способствуют такой метаморфозе, точнее — Арçури происходит из берцовой кости. Вторая версия происхождения — небесная. Согласно легенде, у Турă на небе было много служителей. Некоторые из них вздумали злоупотреблять близостью к Турă. Вследствие этого Турă прогнал их с неба. Они попадали кто куда. Те, кто упал в лес, превратились в шуйттанов и арçури. Убивать Арçури не имеет смысла, ибо из каждой капли его крови появляется несметное количество других. В плане происхождения Арçури следует подтвердить высказывание В.А. Ендерова: «Арçури вначале олицетворял одухотворенные силы природы, а именно, духа-хозяина леса».  Н.И.Ашмарин, снабжая чувашские тексты переводами на русский, употреблял по отношению к Арçури местоимения как «он», так и «она». Аргументов в пользу женского пола больше. Некоторыми информантами Арçури рисуется с большими грудями, которые сравнивают с коровьим выменем, мешками, снопами, при беге груди болтаются в разные стороны. Волосы у нее длиннее конского хвоста, до земли. Поведением напоминает нескромную женщину с мужскими повадками. Когда бежит к человеку, то ржет, как лошадь, а трясется, как распутная баба. В целом, говорить о конкретном устойчивом облике Арçури невозможно. Он принимает разные формы и виды, в том числе образы людей, животных, птиц, копны и т.д. Может изобразить также целый свадебный поезд с песнями, криками и шумом. Он громко свистит, хохочет, плачет, как ребенок. Является также в виде сильного ветра, производя страшный шум над лесом. В спокойном настроении Арçури забирается на большое дерево и плетет лапти при свете луны. В руках у него сучок вместо кочедыка. Крик его похож на крик человека, умирающего насильственной смертью. Обычная ходьба сопровождается неимоверным криком и треском ломающихся веток и деревьев. Частое его передвижение объясняют боязнью зверей, грызущих кости. Арçури — персонаж вредный. Обычно из четырех углов леса идут четверо и сходятся в центре леса. Там они совещаются о том, когда, где, кого напугать. Они бегут за человеком и зовут по имени. Особенно одолевают, когда человек один. Намерения у них всегда злые. Цель — завлечь в глушь и погубить. Поскольку он знает имя, вначале человек может его и не опознать. Следуя за зовом Арçури и заблудившись, человек вначале теряет голос. Охотников он завлекает, приняв вид хромого зверька или подстреленной птицы. По мнению других исследователей, сильно щекочет и доводит до смерти. Третьи утверждают, что сначала вытаскивает зубы, а потом съедает и самого человека. Любая встреча с Арçури вызывает тяжелую болезнь. Есть несколько способов для спасения от Арçури. Так как он боится рябины, чуваши носили на шее рябиновые кресты. Крест можно сделать и из земли. В пути при встрече с ним следует переменить обувь с ноги на ногу. Избавиться от этого духа можно молитвой или наговором. Тогда он отступает с криком и смехом. Арçури очень боится собак, кнута, огня и соли. Например, если травить его собакой, то он начинает умолять, чтобы человек отозвал собаку к себе. Бросание в Арçури куска хлеба, видимо, форма жертвоприношения. Главный совет — не откликаться на зов этого лесного духа. Если откликнулся, то следует это сделать после каждого зова Арçури, четыре–пять раз. Тогда он подумает, что его дразнят, и не подойдет. Заболевший от встречи с данным духом совершает жертвоприношение сам или знахарь от его имени. В качестве жертвенного дара могут быть накрошены хлеб, яйцо, также фигурка из теста, лепешки, каша. Можно накрахмалить ткань и порезать на ленты. Жертвенный дар относится в поле или овраг. В настоящее время вера в них уходит, отсюда разъяснение, что Арçури теперь не шалят. Основной причиной считают грозы, ибо молния (от Аслати - Аслă Атте Торă/Турă) всегда преследует и убивает их. В более позднее время визуальный образ (женский) Арçури, видимо мог частично смешаться с образами: Албаста (злое существо в образе женщины с четырьмя грудями), особенно у низовых-анатри чуваш; и с Ийе (дух, обитающий в банях, мельницах, заброшенных домах, хлевах и т.д.).

P.S. Изменил текст, добавив тут, понравившийся комменарий от "История от Рыбака": Гайомард назван убийцей Арзура (Суждения духа разума XXVII 15[12]), сына Ахримана. А. Кристенсен отмечает[13], что это имя (Арезур, авест. Эрэзура, «Отвесная, прямая»[14]) носит гора, расположенная у входа в ад (Бундахишн XII 8), на которой собираются дэвы (Вендидад III 7; XIX 45[15]).