Найти в Дзене
Барские Замашки

Рубрика «Барооткрыватель» - А может франшизу купить?

#барооткрыватель Ссылки: Telegram | VK | Mail Новая статья в рубрике «Барооткрыватель» будет направлен на раскрытие глаз людей, которые мечтают о своем заведении, но считают, что покупка франшизы решит все их проблемы. Мы разберем все плюсы и минусы покупки франшизы. Проведем аналогию с покупкой бизнеса. Это я обещал сделать еще в статье рубрики «Барооткрыватель» – «Как найти помещение для бара? Арендовать или покупать?» Если еще не читали эту статью, очень советую на него тоже обратить внимание. Как и на всю рубрику, если мечтаете о своем баре. Дополнительно расскажу о своем опыте взаимодействия с франчайзи, и не только позитивном опыте. Помните, я рассказываю обо всем без приукрашиваний и не стесняюсь своих FuckUp’ов. Я за свои косяки уже заплатил своими деньгами. Теперь важно сделать так, чтобы на те же грабли не наступали вы. Оговорюсь сразу, я ни в коем случае не хочу сказать, что франшиза это плохо, и покупать ее не стоит. Данная статья направлена на то, чтобы подробнее объяснить
Оглавление

#барооткрыватель

Ссылки: Telegram | VK | Mail

Новая статья в рубрике «Барооткрыватель» будет направлен на раскрытие глаз людей, которые мечтают о своем заведении, но считают, что покупка франшизы решит все их проблемы. Мы разберем все плюсы и минусы покупки франшизы. Проведем аналогию с покупкой бизнеса. Это я обещал сделать еще в статье рубрики «Барооткрыватель» – «Как найти помещение для бара? Арендовать или покупать?» Если еще не читали эту статью, очень советую на него тоже обратить внимание. Как и на всю рубрику, если мечтаете о своем баре.

Дополнительно расскажу о своем опыте взаимодействия с франчайзи, и не только позитивном опыте. Помните, я рассказываю обо всем без приукрашиваний и не стесняюсь своих FuckUp’ов. Я за свои косяки уже заплатил своими деньгами. Теперь важно сделать так, чтобы на те же грабли не наступали вы.

Оговорюсь сразу, я ни в коем случае не хочу сказать, что франшиза это плохо, и покупать ее не стоит. Данная статья направлена на то, чтобы подробнее объяснить, как вся эта система работает. Слишком много видео появилось в интернете, в которых всеми словами хаят продавцов франшиз. Если присмотреться, то есть глубокая пропасть непонимания того, что такое франшиза. А продавцы франшиз, в погоне за прибылью, еще и объяснить нормально не могут, что именно они продают. Давайте разбираться!

В самом низу есть ссылка на подкаст "Барские Замашки". Там я тоже рассказываю о покупке франшизы.
Подкаст легко можно найти в Яндекс.Музыке, Google Podcasts и Apple Podcasts.
-2

Обратимся к Википедии. Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса. В качестве франшизы могут выступать методы ведения бизнеса, товарный знак, технология со взаимными обязательствами и льготами между передающей (франчайзер) и получающей (франчайзи) сторонами, предоставляемые за плату и оформленные в соответствии с законом об охране интеллектуальной собственности.

Вот прочитали определение и первая мысль, которая возникает: «Значит я франшизу куплю, мне все дадут, работать она будет сама. Надо только какую-то там интеллектуальную собственно охранять. Ну я не из болтливых. Как-нибудь сохраню эту собственность».

Только есть одна проблема. Работает все это совсем не так. Бизнес по франшизе не для всех.

Всегда говорю своим франчайзи, что покупка франшизы совсем не дает вам права скидывать всю ответственность на продавца франшизы. Вы покупаете бизнес-модель. А вот как вы по этой модели будете работать, зависит уже от вас.

В тот момент, когда вы открываете свой независимый бизнес, то целиком и полностью исполняете свою мечту параллельно зарабатывая деньги. Если вы покупаете франшизу, то исполняете мечту человека, который вам эту франшизу продал. И, естественно, зарабатываете деньги.

Сейчас попробую развернуто рассказать о том, что, как правило, получает приобретатель франшизы. Все это сделаю с расшифровкой. Протрем розовые очки. Я не буду здесь рассказывать о паушальных взносах, роялти и франчбуках. Данную информацию вы легко найдете в интернете. Там умными словами обо всем расскажут. Мне хочется объяснить простым языком, что именно вы получите в итоге.

Эта статья практически полностью будет состоять из моего опыта взаимодействия с франчайзи.

Бизнес-модель и правила ведения бизнеса.

Вам все расскажут, все покажут и выдадут огромный франчбук, в котором все будет максимально подробно расписано. Будет лишь одна серьезная загвоздка. Как правило, покупатель франшизы крайне не согласен со всем тем, что предлагает ему продавец франшизы и считает, что работать надо иначе, бургеры должны быть другими и, вообще, у нас тут ничего не работает.

-3

Выбора тут два:

  • Четко придерживаться всех требований, которые озвучивает продавец франшизы. Вот даже если с высоты своего опыта кажется, что должно быть иначе. Как говорил мой преподаватель в университете: «Правила техники безопасности написаны кровью». Так же и здесь. Бизнес-модель, которую вам продают протестирована на многих объектах и любые изменения могут привести к необратимым процессам.
Наш франчайзи из Санкт-Петербурга никак не понимал причину, по которой бургеры в его баре были сухими. Гости жаловались, что вкусно, но приходится запивать приличным количеством жидкости. Никто не мог понять причины, так как в аналогичном баре в другом конце Санкт-Петербурга такой проблемы нет. Булочки для бургеров выпекают в одном и том же месте. Долго ломали голову, пока не добрались до технологических карт того самого бара с сухими бургерами. Оказалось, что повару очень сильно технологические карты не нравились. Неправильно они написаны. Сыра слишком много. Салата столько не запихать в бургер. Соуса так совсем перебор. Вот и отдавали в зал булку скупа смазанную соусом, крохотный лист салата и далее по списку. Как мы все понимаем, повар винил нас за кривые технологические карты, а владелец бара – за сухие бургеры и недовольных гостей. Пришлось проводить видеосвязь с Санкт-Петербургом и наглядно показывать, что в технологических картах все правильно. Причина была в отсутствии коммуникации между руководством заведения и кухней бара.
  • Не покупать франшизу, если не готовы довериться купленной бизнес-модели. В том, проекте, который вы хотите купить, прекрасно должно быть все. Вам должна нравиться музыка в заведении, стиль работы персонала, меню, напитки, цвет салфеток, вывески. Все! Абсолютно все. С четким пониманием, что ничего из этого вам не хочется поменять. В противном случае, из франшизы может вырасти огромный пугающе-уродливый мутант.
В нашем баре всегда играл веселый рок вперемешку с хип-хопом настраивающие на отличное настроение. Вот заходишь в заведение и сразу понимаешь, что ты в баре. Мы буквально выстрадали наш плейлист. Можно было легко понять, наш плейлист играет в баре или кто-то решили добавить песен он себя лично. И вот в одну из пятниц появляюсь я в баре одного из наших франчайзи. Играет рок, но такой заунывный, что хочется бежать. И не попсу же включили, а тот же самый рок, но атмосферу поменяли кардинально.

Франшиза – это ваш бизнес!

Ни раз сталкивался с тем, что франчайзи воспринимают франшизу, как работу на дядю. Да, бизнес зарегистрирован на франчайзи, а все взаимодействия с владельцем франшизы осуществляются в рамках договора коммерческой концессии. Это у нас так франшизу принято называть по закону. Но отвязаться от ощущения, что бизнес не совсем твой, никак не получается.

-4

Давайте приведу достаточно просто пример. Когда человек пытается получить водительское удостоверение, то получает соответствующие знания в автошколе и сдает экзамен в ГИБДД. Но если вдруг водитель по неведомой причине решит на максимально возможной скорости влететь в столб, то ответственность будет никак не на автошколе и ГИБДД. Если водитель очень хочет себя обезопасить, то должен придерживаться правил дорожного движения и повышать навык вождения автомобиля. А если водитель еще и какие-нибудь дополнительные курсы управления автомобилем в экстремальных условиях посетит или будет изменения правил дорожного движения изучать, то скилл прокачается по полной.

Обмануть систему – наша национальная идея. Сказал бы иначе, но записываю подкаст без мата. Так и у нас ни раз бывало, когда франчайзи пытаются специально не заметить некоторые нюансы, которые им не нравятся. Ну вот не хочется проводить утренние собрания с командой и рассказывать им о том, как правильно работать с гостями. Об этом я рассказывал в статье из рубрики «Барооткрыватель» – Работа команды бара и работа с командой бара. Прочитайте, если еще не успели.

А вдруг никто не заметит!? Действительно, не заметили! И вот через пару месяцев мы сталкиваемся с проблемой знаний команды бара и ухудшением качества продаж.

Я вот сегодня пораньше с работы свалю, а начальник не заметит. С одним лишь нюансом. Начальник здесь ВЫ! А владелец франшизы – выгодоприобретатель, который будет возмущаться по причине низких выплат роялти и недовольства гостей, которые приходят в другие заведения сети и жалуются, что их сухим бургером накормили под грустную музыку и из пива ничего не посоветовали.

Однажды, мы столкнулись с максимально комичной ситуацией, которую пришлось в срочном порядке разрешать. В процессе обучения команды бара владелец франшизы максимально устранился от процесса. Надо что-то съездить купить, отчеты подбить и все такое. В итоге вышло так, что команда своим руководителем стала воспринимать команду запуска именуя иллюзорного руководителя «Москва». И дошло до того, что истинному владельцу франшизы и бизнеса запрещали банку кока-колы выпить. Ты вот как потом будешь Москве аргументировать минус по кока-коле? Пришлось проводить длительные беседы с владельцем франшизы.

Что же делать?

  • Задавать вопросы, если какая-то норма не ясна (Если какая-то норма не ясна, то совсем не значит, что ее нужно игнорировать. Игнорирование в долгосрочной перспективе может привести к катастрофе);
  • Выполнять все правила и задавать вопросы, если что-то не получается (Далеко не всегда в правилах допущена ошибка. Во многих случаях, есть нюансы, на которые просто никто не обратил внимание);
  • Стараться получать дополнительную информацию о продукте, управлении и ведении бизнеса из любых возможных источников (Это поможет прокачать ваши знания и повысит эффективность работы);
  • Учиться нести ответственность за свои действия (Франшиза – ваш бизнес. И первый человек, который заинтересован в развитии – Вы!).

Почему так много недовольных франчайзи?

Я целенаправленно упускаю тему «плохих продавцов франшиз», которые так и хотят обмануть всех людей на свете. Видео на эту тему достаточно в интернете. Да и у нас тут не ток-шоу. Каждый раз, когда я смотрю очередной выпуск на YouTubeо грустных франчайзи и злых продавцах франшизы, всегда задаюсь множеством вопросов.

  1. Соблюдал ли человек все правила, которые предписаны франшизой?
  2. Как должна выглядеть помощь продавца франшизы, по мнению франчайзи?
  3. Общался ли покупатель с другими владельцами франшизы?
  4. Почему именно эту франшизу человек решил купить?

И еще миллион вопросов, которые стоит самому себе. К сожалению, большинство проблем связаны с завышенными ожиданиями. Проблема завышенных ожиданий огромна. Она касается не только франшиз, но и всего, что нас окружает. Но давайте не будем рассказывать грустные истории из детства, о том, как мы фантазировали, что подаренный на День Рождения космический корабль действительно сможет полететь в космос. А он оказался куском пластика.

Осенью 2021 года на пришлось расстаться с нашим франчайзи. Со штрафными санкциями и неприятными разговорами с привлечением юриста со стороны франчайзи в роли рефери. Причиной всему завышенные ожидания и нежелание работать по правилам. Заведение открылось незадолго до глобального локдауна и не успело хоть какие-то обороты набрать. Всем своим франчайзи мы рекомендовали закрыться и ждать официальной информации от властей.

Причины рекомендации были следующие:

  1. Проверили на себе и поняли, что наши гости не очень охотно бегут за едой на вынос. А мизерных выручек от такой деятельности не хватает даже на покрытие расходов;
  2. В будущем будет проще обосновать перед арендодателем причину неоплаты аренды с последующим снижением ставки и получением прочих привилегий. Логика достаточно простая. Если заведение работало, то нужно платить аренду. Тут уж не отвертеться. Аргумент, что заработали мало денег, всегда был не состоятельным. Работали же? Работали!;
  3. Снижение издержек. Мы совсем не знали, как долго продлится локдаун, а жить на что-то нужно было. Как-то не очень хотелось к финалу локдауна грызть стулья вместе с командой.

Оказалось, что данные простые истины не встретили понимания франчайзи. Требовалось «что-то делать». «В конце концов, нельзя же просто сидеть и ждать», – считал франчайзи.

За время локдауна негатив копился, а к моменту открытия оказалось, что все плохо, работать никто не умеет и так далее. Все это сопровождалось грубыми нарушениями технологических процессов и правил работы.

Наша ошибка была в том, что не успели вовремя погасить этот пожар, а когда приехали на переговоры, то договариваться уже было не о чем. В конечном итоге, к потере франчайзи прилипло еще много негативных историй о нашей франшизе.

В нашей голове франшиза – тяжелый труд, который требует постоянного участия. Наша задача – оградить франчайзи от ошибок, которые совершали мы, и вывести заведение в плюс. Франчайзи нарисовал в своей голове красивую картинку, что все происходящее – веселая тусовка, за которую тебе, как предполагается, платят деньги. Естественно, в тусовке все должно нравиться. Тут организаторы тусовки весь праздник портят! Ожидалось, что будет иначе!

Франшиза или свой бизнес?

Вопрос остается открытым. Давайте попробуем определить плюсы каждого из вариантов. Как я говорил ранее, для каждого будет приемлем один из вариантов развития.

Франшиза:

  • Легкая система входа в бизнес (Всему научат, но не всегда повторят, если не поняли с первого раза);
  • Сдерживание (В большинстве случаев, очень полезный пункт. Хотя бы по той причине, что замешать в одном меню плов, мохито и суши не задумываясь о последствиях у нас очень любят);
  • Наличие инструкции (План действия. Вы изначально понимаете, в каком направлении двигаться);
  • Консультации (Всегда есть возможность позвонить коллегам и проконсультироваться по любым вопросам);
  • Возможность учиться на чужом опыте (Никто не запрещает вам получить необходимый опыт и отправиться в свободное плавание. Но это возможно лишь при условии усердной работы с желанием вникать во все нюансы).

Свой бизнес:

  • Отсутствие выплат (Паушальный взнос и роялти можно направить на развитие собственного бизнеса. В конце концов, деньги, которые вы планируете потратить на покупку франшизы можно направить на покупку, например, меню с проработкой и все такое);
  • Свобода действий (Если вы понимаете, что ошиблись с концепцией, то сможете ее поменять или модернизировать. Главное, чтобы эта концепция была ясна лично вам. Об этом я говорил в статье из рубрики "Барооткрыватель" - Концепция. Это что за покемон?");
  • Возможность экспериментировать (Прорабатывать новые форматы на существующем предприятии);
  • Самостоятельное развитие (Учиться вести переговоры с поставщиками, работать над меню, привлекать гостей и работать над концепцией своей бара);
  • Запуск собственной франшизы (Об этом мы поговорим чуть позже).

Важно понимать, какой бы из вариантов развитие ВАШЕГО БИЗНЕСА ни выбрали, работать за вас никто не будет. Можно потом долго винить в своих бедах владельцев франшизы, но по какой-то причине данная модель бизнеса отлично работает в других руках. Здесь важно сделать выводы и принять правильное решение. Лично я никогда бы не купил франшизу лишь по той причине, что с большим удовольствием буду строить бизнес с нуля. В целом, это личный выбор каждого человека, который стоит сделать самостоятельно.

Если остались вопросы, смело пишите на электронную почту: barskiezamashki@gmail.com

Спасибо, что дочитали до конца!

-5

А вот ссылка на подкаст: