“Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста.” А. Эйнштейн
Форма образования в школе-парке кардинально отличается от классно-урочной системы обычных школ. Мы учим детей находить собственный интерес в новых занятиях, а не беспрекословно следовать указаниям учителя. Находясь в такой системе, ребёнок может реализовать свой врождённый потенциал, дружелюбно войти в любой коллектив.
1. Нет делений на классы
Известно, что в некоторых вопросах старший ребёнок часто более авторитетен для младшего, чем взрослый. В школе-парке дети занимаются в разновозрастных группах, каждый по своим запросам и интересам. Демократическое образование дает возможность ученикам помогать друг другу, открывать новые стороны своей личности. В таком коллективе появляется потрясающий результат: младшие легко общаютсяи учатся со старшими и наоборот.
2. Нет оценок
К сожалению, в большинстве случаев оценки превращаются в личную характеристику, “троечник”, “отличница”, и не дают адекватных показателей. У ребенка разрушается верное представление о самом себе, падает самооценка. Хорошая оценка становится целью обучения, а её отсутствие поводом для сильного стресса. Нам очень важен уровень эмоционального благополучия наших учеников. В школе-парке оценки заменяются на самооценивание, это учит замечать самому свои успехи, быть уверенным, не ждать оценки со стороны. Педагоги всегда отмечают личный прогресс ученика, новый уровень его умений и навыков.
3. Нет уроков по 45 минут
Вместо режимных уроков и кабинетов в школе-парке образовательные студии (математика, словесность, спорт, театр и др.), которые работают в течение учебного дня. Ученики объединяются вокруг учителя-мастера для совместного обучения. Используется свободный подход к образованию: ребенок сам решает, чем ему заниматься и какое количество времени. Может уйти с занятия через 15 минут, а может изучать тему 3 часа подряд. Главное не режим и дисциплина, а интерес ученика.
4. Учитель не передатчик знаний, а помощник, наставник.
Выстраивается индивидуальный подход к образовательному процессу каждого. Педагог предлагает темы, помогает решать задачи, но не диктует правила. Вместо монолога учителя в школе-парке дискуссия учеников. Создается атмосфера уважения и поддержки. А потребность познавать рождается естественным путем под влиянием социума и личного опыта. Положительный результат означает, что не учитель указал, как и что сделать, а ребенок сам освоил, понял, разобрался, и в этом полностью его заслуга.
5. Учебным процессом управляют не только директор и учителя.
В школе-парке Перемена действует демократическое соуправление. На общем совете все вопросы решаются равноправно, голос ребенка равен голосу взрослого. Вместе с ребятами мы обсуждаем и решаем, какие нужны изменения, улучшения расписания, проводим голосования. Дети учатся вырабатывать договоренности, проявлять и доказывать свою позицию, слышать чужое мнение. Принимая законы, ребята очень стараются, чтобы они исполнялись, ведь они созданы ими, а не продиктованы “начальством”