Найти тему
Музей Тропинина

Всем известен этот портрет, но знаете ли вы, кто написал его? История жизни классика "сентиментального портрета"

Сегодня мы хотели бы обратить ваше внимание на работы одного из самых известных и популярных старших современников В.А. Тропинина – художника Владимира Лукича Боровиковского. На текущей выставке в музее можно увидеть все его работы, которые входят в нашу коллекцию. Выставка «От барокко до модерна. Поиск духовности в русском искусстве Нового времени» рассказывает о том, как развивались и менялись духовные ценности в русском обществе после реформ Петра Великого. А Владимир Боровиковский, вышедший из семьи иконописцев, стал своего рода олицетворением своего времени, проживя все художественные стили эпохи – барокко, классицизм, романтизм, сентиментализм.

Конечно, помним мы все творчество В. Боровиковского, в основном, по прелестному портрету Марии Лопухиной (ГТГ) – юной девушки в светлом платье, подхваченном широким шёлковым поясом. Девушка настолько прекрасна и очаровательна, что увидев её однажды, забыть уже этот образ невозможно.

-2

Владимир Лукич Боровиковский родился 4 августа 1757 г. в украинском городе Миргороде. Его отец и оба брата были иконописцами. Владимир после прохождения солдатской службы тоже обучался живописи у своего отца и расписал много местных церквей.

-3

Счастливым случаем для художника стало путешествие Екатерины II в 1787 г. в Крым. По поручению губернского предводителя дворянства, художник расписал два панно для путевого дворца императрицы. Владимир Лукич к заказу подошёл творчески и с определённой долей иронии: императрицу он изобразил, разъясняющей свой Наказ греческим мудрецам, а Петра I – в роли аллегоричного пахаря. Работу высочайшая особа оценила и рекомендовала Боровиковскому поступать в Академию художеств.

К сожалению, в учебное заведение Владимир Лукич не прошел по возрасту: ему уже исполнился 31 год. Но Боровиковский страстно мечтал стать художником и начал брать индивидуальные уроки. Его учителями стали мастер парадного портрета Иоганн Баптист Лампи и академик Императорской Академии художеств Дмитрий Левицкий.

Поначалу Боровиковский копирует произведения своих преподавателей, но постепенно обретает собственную, камерную манеру, всё больше увлекаясь портретом. Первой заметной работой художника становится «Портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» (1794 г, ГТГ).

-4

До сих пор на полотнах великую монархиню зрители видели на троне, при царских регалиях, в образе богини. На картине Боровиковского Екатерина II выглядит «по-домашнему»: в чепце, закрытом, добротном платье, с тростью в руках. Императрица степенно прогуливается по парку с любимой собачкой, английской ливреткой. На нашей выставке представлена гравюра Н.И. Уткина с картины.

Этот портрет – одна из первых ласточек зарождавшегося нового направление в искусстве, получившем название «сентиментализм». Сентиментализм противопоставил холодному классицизму теплоту человеческих чувств, само название стиля произошло от французского «sentiment» — «чувство».

Портрет Екатерине II не понравился, однако исследователи считают, что образ земной, доступной, сочувствующей «императрицы-матушки» навсегда остался в русской культуре. Так, в «Капитанской дочке» царица описана именно такой. Возможно, работа Боровиковского вдохновила А. Пушкина.

С середины 1790-х годов имя Владимира Боровиковского становится широко известно, художник просто завален работой.

-5

Его способность не только передать сходство с моделью, но и показать настроение героя, его душу, вполне соотносится с популярными в то время течениями в искусстве. Публика (особенно дамы) зачитывается «Бедной Лизой» Н. Карамзина и лирическими стихами И. Дмитриева и В. Капниста. В моде пастораль, идиллия домашнего быта, страдание без глубокой драмы, умиление. Как писал Н. Карамзин: «И крестьянки любить умеют». Отметим, что при этом Боровиковский ни разу не перешёл грань от «нежной чувственности» к «слащавости».

-6

Ещё одна известная его работа - «Лизынька и Дашинька» (1794 г, ГТГ). Портретист изобразил юных горничных (17 и 16 лет соответственно), служивших у друга Боровиковского Николая Александровича Львова. Девушки стоят перед нами, прижавших щека к щеке. Такие разные (серьёзная брюнетка и смешливая блондинка), они дополняют друг друга.

-7

В начале 19 в. слава Владимира Боровиковского как портретиста начала меркнуть. В этот период художник обращается к тому, с чего начал и создает галерею портретов церковных деятелей: Михаила Десницкого, католикоса Грузии Антония, митрополита Амвросия. С осени 1808 г. Боровиковский в числе лучших художественных сил Петербурга работает над убранством Казанского собора, сооружённого по проекту зодчего А. Воронихина.

Владимир Лукич Боровиковский умер в апреле 1825 г. Семьи у мастера не было и всё своё имущество, «состоящее в нескольких картинах, небольшом количестве книг, денег, сколько по смерти останется (всего четыре тысячи рублей), и в прочих домашних вещах» завещал раздать в помощь неимущим.

-8

Следуя последней воле В.Л. Боровиковского, он «без излишних церемоний» был погребен на Смоленском кладбище в Петербурге.

В нашем музее вы увидите 5 работ этого художника.

Ждём вас в гости!

Ваш #музейтропинина

#музеимосквы #ялюблюмоскву