Найти тему
Читательский билет

Книги о Санкт-Петербурге

Оглавление

27 мая исполняется 319 лет со дня основания Санкт-Петербурга.

По этому случаю публикую подборку любимых книг о городе на Неве.

Художественная литература

Константин Вагинов. "Козлиная песнь", "Гарпагониада". Недавно открытый мною Константин Вагинов стал для меня одним из самых петербуржских писателей. В своих психоделических романах Вагинов рисует атмосферу демонического, лихорадочного Петербурга с темными подворотнями, газовыми фонарями и по-шекспировски волшебными садами-скверами. Карнавал персонажей, появляющихся в калейдоскопе эпизодов, являют собой квинтэссенцию петербургского модернистского романа.

Андрей Белый. "Петербург". Роман Андрея Белого написан в 1913 году, за 7 лет до "Улисса" Джеймса Джойса, за 9 до "Миссис Дэллоуэй" Вирджинии Вульф и за 50 до магии Ричарда Бротигана. Все-таки на мой взгляд, русское искусство таки чудовищно прогрессивно. По крайней мере, было таковым в прошлом веке. "Петербург" - крем де ла крем русского модернизма - воздушен, символичен и до боли узнаваем. Не только туманно-серыми набережными и сырыми переулками, но и карикатурно-конъюктурно сумасшедшими персонажами, которыми до сих пор кишит Петербург XXI века.

-2

Уильям Герхарди. "Полиглоты". Драмеди с привкусом дореволюционной России, которую мы потеряли. Уильям Герхарди родился в Петербурге в семье британского промышленника, владевшего мануфакутрой в Российской Империи. Первые литературные опыты Герхарди (в т.ч.роман «Полиглоты» и нонфикшн об А. П. Чехове) вызвали рукоплескания соотечественников, им восхищались Ивлин Во и Герберт Уэллс, последний называл его самым влиятельным писателем своего времени; к концу жизни, однако, разговоры про Герхарди затихли, его гений был предан забвению. «Полиглоты» - роман о семье бельгийских эмигрантов, вынужденных бежать от первой мировой войны то в Японию, то в Россию. Скрываться от войны в России в 1917 – не самая лучшая идея, однако революция затронута здесь мимоходом, крах российской империи – это не катастрофа, а всего лишь фон, на котором разыгрывается личная драма одной бельгийской семьи. Русские имена, русские названия улиц, да пространные рассуждения о the Bolshevists – вот и все, что осталось в этой книге от русского духа. Кончено, интересно посмотреть на Россию взглядом стороннего наблюдателя. Мне импонирует стиль Герхарди,однако не хватает накала страстей. В некотором смысле - это как когда американские оркестры играют 7ую симфонию Д.Д. Шостаковича - слажено, размеренно, гладко, но нерва нет. И смысл уже не тот. 

Нонфикшн

Михаил Пыляев. "Старый Петербург". Шкатулка, пропахшая нафталином, доверху наполненная байками про царский быт; страшилками про наводнения, смывающие кладбища и приносящие останки неверных супругов обратно к дверям их благоверных; и жизнеописаниями петербургских улиц (от проектирования, типа застройки и архитектурного стиля до особенностей быта социальных слоев, заселявших тот или иной квартал). NB! Книга была написана в конце 19в, так что большинство названий улиц, церквей и достопримечательностей устаревшие, так что нужно быть морально готовым, что возможно придется кое-что погуглить.

-3

Ирина Одоевцева. "На берегах Невы".Первая часть воспоминаний поэтессы о послереволюционном Петербурге, саднящем свежими ранами, с темными улицами, нетопленными домами, но замершем в лихорадочном ожидании светлого будущего, которое вот-вот появится из-за угла, но пока, чтобы погреться и скоротать вечер можно записаться на литературные курсы и послушать в натопленной зале Дома искусств лекцию Гумилева. Одоевцева пишет о своем вхождении в круг поэтов серебряного века, очень тепло и по-человечески рассказывая об А.Ахматовой, О.Мандельштаме, А.Белом и др.; о своем творческом пути от «ученицы Гумилева» до превращения в настоящего, взрослого поэта.

-4

С днем города!

#день города #петербург #санкт петербург #русская литература #книги о петербурге #книжный блог #андрей белый #константин вагинов #ирина одоевцева #на берегах невы