Старт интернет-магазина – не такое простое дело, как может показаться, пока не погрузишься в процесс его работы.
Придется столкнуться с такими проблемами как:
• Организация бухгалтерии и системы учета;
• Выбор оформления интернет-магазина и его разработка;
• Наполнение интернет-магазина товаром;
• Поиск поставщиков и организация взаимодействия с ними (заказ товара, доставка, работа с рекламациями и возвратами и т.д.)
• Организация работы менеджеров по продажам;
• Контроль склада и минимизация зависшего товара;
• Продвижение интернет-магазина (SEO, контекстная реклама, Yandex Market и т.д.);
• Работа с актуализацией цен и остатков;
• Телефония.
Перечень выше – это далеко не полный набор проблем, которые предстоит решить, но это база, которая должна быть скрупулёзно проработана на старте.
Предположим, что у нас уже есть понимание того, что будет продаваться в магазине, также есть основной поставщик.
Все, что написано в этой статье – это наш персональный взгляд на процесс работы, который описан исходя из накопленного опыта. Разумеется, у каждого в нюансах свой путь, и кто-то может быть не согласен с написанным.
Без самого интернет-магазина, работать ничего не будет, поэтому начнем с его выбора и разработки. Мы сможем заняться остальными вопросами параллельно с разработкой магазина, которая займет определенное время и вполне вероятно, времени потребуется несколько больше, чем планировалось.
В зависимости от того, на сколько сложный и крупный магазин планируется сделать, существует несколько подходов к его разработке:
1. Взять готовое решение из маркетплейса 1с-битрикс с необходимой версией системы управления (CMS) и развернуть магазин на этом решении.
2. Взять любую систему управления (CMS) и разработать новый интернет-магазин, используя готовые решения, либо с нуля.
3. Воспользоваться онлайн-сервисом для старта готового интернет-магазина.
Техническое задание
Какой бы из вариантов ни был выбран, в идеале нужно разработать Техническое Задание – документ, который содержит максимально подробное описание схемы работы магазина, его внешнего вида, структуры сайта и так далее. Техническое Задание нужно не только исполнителю, который будет разрабатывать магазин, но и его владельцу, так как на основании этого задания нужно производить приемку работ и вообще понимать состояние дел. Вообще, при работе с исполнителями, лучше максимально документировать все отношения и укладывать их в рамки договора, так как в противном случае весьма вероятно, что в ходе работ вы столкнетесь с разногласиями, которые крайне сложно будет урегулировать при отсутствии бумаг, регламентирующих ваши взаимоотношения и обязанности.
Техническое Задание можно для начала написать в виде простого текста, в котором нужно постараться подробно описать то, как должен работать магазин. Обычно, такой документ может доработать Исполнитель. Также, можно полностью доверить исполнителю написание Технического Задания, если он предоставляет эту услугу и обладает соответствующим опытом. Написание задания – это тоже платная услуга, которая требует времени и человеческих ресурсов. В приложенных файлах размещен пример Технического Задания и его «Рыба».
На основании Технического Задания, Исполнитель должен подготовить оценку времени и средств, необходимых на реализацию заложенных в нем идей. Эти документы так же фиксируются в бумажном виде и подписываются сторонами. В зависимости от выбранного варианта разработки, может понадобиться дизайнер – сторонний или из компании-исполнителя, работа которого так же оценивается и планируется.
Итак, у нас есть необходимые документы – договор и техническое задание, оценка предстоящих работ по времени и стоимости. Теперь можно перейти к рассмотрению схемы работы по перечисленным выше вариантам разработки.
Готовое решение из маркетплейса 1с-битрикс
С нашей точки зрения, для старта – это один из наименее затратных по стоимости и времени вариантов, хотя может показаться что это не так из-за того, что необходимо приобрести решение и лицензию 1с-битрикс «Бизнес» или «Малый бизнес», а на данный момент, решение магазина стоит в среднем, 20 000-30 000 руб., а лицензии 75 900 руб. и 35 900 руб. соответственно. Но, несмотря на стоимость, обычно разработка подобных интернет-магазинов с нуля стоит минимум в 2-3 раза дороже, позже будет описано, почему.
Разумеется, в маркетплейсе 1с-битрикс присутствует достаточно большое количество красиво оформленных, но крайне плохо сделанных решений, который к примеру, могут начать тормозить при большом количестве товара, быть крайне неудобными в доработке, обладать ошибками в верстке и так далее. Ниже мы приведем перечень уже проверенных нами решений, которые себя хорошо зарекомендовали.
Огромным плюсом маркетплейса 1с-битрикс является то, что можно посмотреть полностью работоспособный демо-сайт, который часто обладает инструментом его «кастомизации» (выбор цветовых решений, оформления блоков, их включения-отключения и т.д.).
После покупки решения, его достаточно установить на хостинг, внести необходимые корректировки: цвет, логотип, информация о магазине, изменения, предусмотренные в Техническом Задании и можно вносит контент (наполнять каталог товарами).
Ответственные разработчики решений постоянно дорабатывают их выпуская обновления, например, по методам оплаты, генерации выгрузок на яндекс-маркет и другие.
Также, разрабатывать Техническое Задание гораздо удобнее, имея перед собой пример уже работающего магазина.
Быстрое открытие магазина, даже не с полным функционалом, который хотелось бы получить Заказчику и который можно добавить позже – это возможность быстрее начать торговлю, продвижение магазина и реальную работу, постепенно дорабатывая сам магазин, в то же время получая прямой отклик от клиентов и отслеживая их поведение на сайте. А это в свою очередь может сильно скорректировать видение владельца магазина на его конечный вид и функционал, так как может стать понятно, что какой-то функционал не нужен, а нужен совсем другой.
Сколько существует разработчиков, столько существует подходов к работе и мнений о выборе системы управления сайтом, фреймворка, на котором его строить и так далее. Практически все они имеют право на жизнь. Кто-то ненавидит Битрикс, кто-то друпал, кто-то джумлу, каждый рекомендует тот продукт, на котором он привык работать. С нашей точки зрения, можно производить разработку на любой системе управления, просто существуют нюансы, в виде распространенности продукта на рынке, его поддержки создателем, возможностей интеграции с другими продуктами и возможностей развития. Лучше обратиться к статистике рынка, которая лежит в открытом доступе и сопоставить свои пожелания с тем, что есть на рынке.
Кроме того, если Вы, к несчастью, столкнулись с некомпетентными разработчиками, то с практически стопроцентной уверенностью, можно утверждать, что новая команда скажет, что переделывать необходимо все с нуля. В этом скорее всего они правы, так как у каждой команды разработчиков свой подход к разработке, который скорее всего войдет в конфликт с предыдущей командой.
Разработка магазина с нуля
Этот вариант больше подходит для высоконагруженных магазинов с уникальным функционалом и дизайном, хотя, при определенных корректировках, можно доработать и готовое решение.
При разработке с нуля, необходимо выбрать команду разработчиков, которая может доказать, что она способна разрабатывать проекты такого уровня с нуля и может показать подобные работы. К выбору команды нужно подойти с максимальным вниманием, так от нее зависят сроки и конечная стоимость проекта. Часто бывает так, что из-за не обсужденных нюансов или отсутствия компетенции в каких-то моментах, сроки значительно растягиваются, а заказчик получает дополнительные счета. Бывает, конечно так, что заказчик сам на старте не понимает, что ему нужно и начинает накидывать новые идеи и задачи по ходу работ. При таком подходе, нужно быть готовым к росту смете в разы.
Предположим, у нас есть готовый, проработанный дизайн, выбрана система управления и команда готова приступить к разработке. Теперь остается платить деньги и ждать.
Рекомендуем разделить работу на этапы и принимать работу поэтапно, соответственно, оплачивая ее. В таком случае, при плохом развитии событий, Вы сможете минимизировать убытки и при необходимости передать работу другой команде.
Мы считаем, что нормальный подход к разработке – это ее предварительная оценка в часах с установленной стоимостью часа разработчика. Работа должна сдаваться в виде перечня, сделанного по задачам, с оценкой в часах и их стоимости. Разумеется, бывает так, что определенная задача может занять больше времени, чем на нее планировалось. Это нормальная практика, если большее количество времени обоснованно, описано, на что и почему его необходимо было потратить.
Важно, чтобы команда разработчиков своевременно отдавала все материалы, за которые выплачены деньги, а также пользовалась средой параллельной разработки типа GIT, которая позволит при необходимости подключить к разработке сторонних специалистов без помехи основной команде (например, для подключения сторонних сервисов (CRM, рекламных и т.д.).
Онлайн-сервис для построения интернет-магазина
Такие сервисы достаточно ограничены в своем инструментарии и больше подходят для маленьких магазинов с небольшим каталогом. При росте магазина и его функционала будет расти и затратная часть, так как такие сервисы чаще всего берут абонентскую ежемесячную плату, которая зависит от размера занимаемого дискового пространства, траффика и других параметров.
Плюсом такого подхода является минимальная стоимость магазина на старте, ведь можно сделать все самостоятельно, используя визуальный конструктор – достаточно выбрать шаблон, внести свои данные и внести товар.
Особо останавливаться на этом варианте смысла нет, так как все нюансы в основном описаны на сайтах сервисов. При росте магазина и необходимости его развития, придется мигрировать на отдельную систему управления и переносить данные.