Найти тему
СУПЕР Издательство

«Если откусил и не понравилось, дальше читать не станет»: детская писательница Елена Соколова и ее сборник сказок «Для души рубашка»

В прошлые выходные, 19-22 мая, в северной столице состоялся главный литературный праздник года — XVII Международный книжный салон. На Дворцовой площади Санкт-Петербурга к радости книголюбов собрались самые известные издательства, самые интересные и многообещающие авторы. Вы не успели посетить событие? Не расстраивайтесь, ведь с лучшими участниками книжной ярмарки мы продолжаем знакомить вас здесь. И просто не можем не рассказать о волшебной Елене Соколовой!

Елена Геннадьевна — коренная петербурженка. Писательница вспоминает, что с самых юных лет ее воспитывали в любви и уважении к слову, на книгах замечательных авторов. Неудивительно, что Елена Соколова в зрелом возрасте стала писательницей: слушатели Санкт-Петербургского радио наверняка знакомы с ее произведениями, а книга Елены Геннадьевны «Стратегия судьбы» заняла заслуженное место в серии «Русская классика».

Для Международного фестиваля на Дворцовой площади писательница подготовила отдельное замечательное произведение, предназначенное юным читателям, — сборник сказок «Для души рубашка». О чем эта книга? Почему ее стоит добавить в библиотеку вашего малыша? Об этом мы узнаем из большого интервью с самой Еленой Соколовой!

— Елена, расскажите, почему вы стали заниматься именно детской литературой?

— В детстве мне посчастливилось быть окруженной взрослыми, которые любили во мне ребенка. Огромное количество игрушек, возможности для реализации детских затей, много ярких книг, которые я могла перечитывать по несколько раз… все это до сих пор осталось для меня большой радостью! Мир детства стал самым понятным — и благодаря этому я не терялась и во взрослых темах уже в непростой, самостоятельной зрелой жизни.

— Считается, что писать для детей гораздо сложнее, чем для взрослых. Это действительно так?

— Детям должно быть интересно. Они не будут ждать развязку и крутую концовку. Каждый «кусь» должен быть для них вкусным. Если откусил и не понравилось, то дальше читать не станет. Приходится взвешивать буквально каждое слово. В литературе для взрослых писатель может себя реабилитировать во второй или в третьей части, но у детского писателя такого шанса нет.

— Какие детские произведения вам особенно нравятся? Есть ли среди детских авторов такой, на которого вы равняетесь?

— Очень люблю книги Эдуарда Успенского. Это каскад интересностей. Конечно же, обожаю «Незнайку» Николая Носова. Из тех книг, которые я могу перечитывать не один раз, — «Ветер в ивах» Кеннета Грэма, но в версии именно Токмаковой Ирины Петровны. Она своим художественным переводом сделала эту книгу восхитительной.

— Ваша книга «Для души рубашка» замечательно проиллюстрирована. Как вы подбираете художников для своих произведений?

— Художника я ищу по конкретным работам, по увиденным рисункам. Мне нравится стиль художницы Аникеевой. Иллюстрации у нее получаются живыми, словно мультяшки смотришь!

-2

— Планируете ли начать писать для взрослых?

— Я с удовольствием и постоянно пишу для взрослых. Есть и книжные версии, и электронные варианты, а история «Светлана» и книга «Кристина» представлены в аудиозаписи.

— Что, на ваш взгляд, должно быть в детской книге почти всегда?

— В детских книгах должны быть четко определены и разграничены добро и зло, но не сами персонажи. Персонажи находятся в процессе трансформации, переосмысления, а не отторжения.

— Не кажется ли вам, что детская литература переживает сейчас «кризис жанра»? Ведь дети в наше время все раньше начинают привыкать к компьютерам, Интернету. Не вытеснит ли он обычные книги, к которым мы привыкли?

— Уверена, что проблема в искусственном удержании детей на уровне малышей. Ребятам обязательно нужно давать сложные сюжеты и нельзя настолько их не уважать, чтобы в семь лет малышовые сказки заставлять пересказывать! Слишком большой объем произведений тоже ни к чему. Лучше не много прочитать, но много обсуждать и анализировать.

Также нельзя держать ребятишек в уже ушедшем прежнем мире, который давно непонятен и не пригодится. Нужна литература, в которой события происходят здесь и сейчас. Это и есть уважение к ребенку как к читателю. Только таким путем можно привить детям любовь к чтению.

— Что бы вы посоветовали и пожелали начинающим детским авторам?

— Радостно предлагать даже маленькие объемы своего творчества. Пусть это будет совсем короткая история, но такая, которая включит в малыше самые яркие эмоции. Дети умеют удивляться мелочам. Вот эти мелочи и попробуйте рассмотреть. Например, как смешно котенок лакает из миски молоко, чтобы оно не досталось тому котенку, который из этой миски на него смотрит и так же жадно пытается поскорее молоко вылакать.

Конечно же, котенок уже пустую миску опрокинет с грохотом, чтобы найти того второго котенка и, конечно же, миска накроет котенка с головой — и перепуганный котик решит, что это тот второй накрыл его пустой миской. Только это уже не имеет значения после того, как все молоко досталось ему и под пустой миской послышится сытое похрапывание наевшегося до пуза малыша...

-3