Найти тему

Скандальный портрет Самой злой женщины Британии: «Она не личность, она – монстр»

Современное искусство делает ставку на провокацию, норовит создать скандал, чтобы привлечь внимание к личности художника и его задумке. Читайте отрывок из альбома «Самые скандальные произведения искусства», чтобы узнать историю одного их самых провокационных произведений современного британского искусства.

Маркус Харви. Майра
Маркус Харви. Майра

Маркус Харви

Еще один представитель группы «Молодые британские художники» – Маркус Харви, близкий друг Дэмьена Хёрста. В настоящее время Харви сочетает в своем творчестве живопись, фотографию и скульптуру. Тематически его привлекают переосмысление британской поп-культуры и ее «икон», пейзажи и история культуры.

Широкая – и скандальная – известность пришла к Марку Харви после создания крупномасштабного портрета Майры Хиндли. Она была соучастницей в ряде жестоких преступлений над детьми от 5 до 17 лет, совершенных в Англии с 1963 по 1965 год. Лицо женщины, печально знакомое всем англичанам, разместилось на полотне размером 2,7 на 3,4 метра.

Майра Хиндли и Иэн Брэйди
Майра Хиндли и Иэн Брэйди

Майра Хиндли вместе с напарником Иэном Брэйди стали известны как «болотные убийцы», поскольку двое из жертв были обнаружены в могилах на болоте Сэддлуорт в Пеннинских горах. Несмотря на жестокость и цинизм преступлений, вследствие принятия «Акта 1965 года об отмене смертной казни», преступники были приговорены к пожизненному заключению. Хиндли, окрещённая прессой как «Самая злая женщина Великобритании», несколько раз подавала ходатайства об условно-досрочном освобождении, утверждая, что исправилась и больше не представляет угрозы обществу, но всегда получала отказ.

Пугающая особенность портрета заключается в том, что изображение составлено из множества отпечатков детских ладоней. Художник добился этого эффекта, используя гипсовый слепок с детской руки. Картина была показана на выставке «Сенсация» в Королевской академии искусства в 1997 году, однако сразу после открытия ее пришлось временно снять с экспозиции. В первый же день работы выставки произведение подверглось двум несвязанным друг с другом нападениям, во время которых в полотно кидали чернила и яйца. Перед академией собралась толпа людей, протестующих против экспонирования портрета.

-3

Среди них была мать одного из убитых – Винни Джонсон, чей 12-летний сын пропал 33 года назад. Она одобряла атаки на работу Харви и говорила, «что они должны продолжаться». Демонстрацию портрета Хиндли, созданного из отпечатков детских ладоней, Джонсон находила «преступной и отвратительной», добавляя, что «она не личность, она – монстр». Некоторые члены академии проявили солидарность с протестующими, а одна из них – 67-летняя Джиллиан Айрес – подала в отставку в знак протеста против портрета Хиндли со словами: «Я – мать. Чувства значат очень многое. <…> Мои соболезнования родителям». Ее примеру последовали еще три члена академии.

Несмотря на многочисленные протесты, картина осталась на выставке и после реставрации была защищена экраном из органического стекла. Выставку посетило примерно 300 тысяч человек, что заметно превышало среднее количество посетителей академии.

Сама Майра Хиндли написала письмо из тюрьмы с просьбой убрать ее портрет с выставки, подчеркивая, что он может быть предельно травматичным «не только для семей жертв “убийств на болотах”, но и для любых семей с детьми-жертвами».

Читайте книгу целиком, чтобы узнать больше о скандалах в истории искусства

-4