Современное искусство делает ставку на провокацию, норовит создать скандал, чтобы привлечь внимание к личности художника и его задумке. Читайте отрывок из альбома «Самые скандальные произведения искусства», чтобы узнать историю одного их самых провокационных произведений современного британского искусства.
Маркус Харви
Еще один представитель группы «Молодые британские художники» – Маркус Харви, близкий друг Дэмьена Хёрста. В настоящее время Харви сочетает в своем творчестве живопись, фотографию и скульптуру. Тематически его привлекают переосмысление британской поп-культуры и ее «икон», пейзажи и история культуры.
Широкая – и скандальная – известность пришла к Марку Харви после создания крупномасштабного портрета Майры Хиндли. Она была соучастницей в ряде жестоких преступлений над детьми от 5 до 17 лет, совершенных в Англии с 1963 по 1965 год. Лицо женщины, печально знакомое всем англичанам, разместилось на полотне размером 2,7 на 3,4 метра.
Майра Хиндли вместе с напарником Иэном Брэйди стали известны как «болотные убийцы», поскольку двое из жертв были обнаружены в могилах на болоте Сэддлуорт в Пеннинских горах. Несмотря на жестокость и цинизм преступлений, вследствие принятия «Акта 1965 года об отмене смертной казни», преступники были приговорены к пожизненному заключению. Хиндли, окрещённая прессой как «Самая злая женщина Великобритании», несколько раз подавала ходатайства об условно-досрочном освобождении, утверждая, что исправилась и больше не представляет угрозы обществу, но всегда получала отказ.
Пугающая особенность портрета заключается в том, что изображение составлено из множества отпечатков детских ладоней. Художник добился этого эффекта, используя гипсовый слепок с детской руки. Картина была показана на выставке «Сенсация» в Королевской академии искусства в 1997 году, однако сразу после открытия ее пришлось временно снять с экспозиции. В первый же день работы выставки произведение подверглось двум несвязанным друг с другом нападениям, во время которых в полотно кидали чернила и яйца. Перед академией собралась толпа людей, протестующих против экспонирования портрета.
Среди них была мать одного из убитых – Винни Джонсон, чей 12-летний сын пропал 33 года назад. Она одобряла атаки на работу Харви и говорила, «что они должны продолжаться». Демонстрацию портрета Хиндли, созданного из отпечатков детских ладоней, Джонсон находила «преступной и отвратительной», добавляя, что «она не личность, она – монстр». Некоторые члены академии проявили солидарность с протестующими, а одна из них – 67-летняя Джиллиан Айрес – подала в отставку в знак протеста против портрета Хиндли со словами: «Я – мать. Чувства значат очень многое. <…> Мои соболезнования родителям». Ее примеру последовали еще три члена академии.
Несмотря на многочисленные протесты, картина осталась на выставке и после реставрации была защищена экраном из органического стекла. Выставку посетило примерно 300 тысяч человек, что заметно превышало среднее количество посетителей академии.
Сама Майра Хиндли написала письмо из тюрьмы с просьбой убрать ее портрет с выставки, подчеркивая, что он может быть предельно травматичным «не только для семей жертв “убийств на болотах”, но и для любых семей с детьми-жертвами».
Читайте книгу целиком, чтобы узнать больше о скандалах в истории искусства