Найти тему
highlight of history

Жидкий металл, но не в терминаторе, а на флоте. "Подводный истребитель".

Оглавление

Подводные лодки проектов 705, 705К "Лира" - серия многоцелевых советских атомных подводных лодок (единственный в мире проект АПЛ на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем). Небольшие скоростные одновальные лодки с титановым корпусом не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения подлодок противника.

Яндекс.Картинки Апл "Лира"
Яндекс.Картинки Апл "Лира"

Реактор с жидким металлом - это как?!

Ох, да простят меня люди, разбирающиеся в вопросе, но объясню как смогу... Представим что реактор это 2 кастрюли - маленькая, которая стоит в большой. В маленькой налита вода и включен кипятильник, и от взрывания его как раз удерживает налитая вода. И во второй кастрюле налита вода, она забирает тепло у маленькой кастрюли. Так вот, если воду в большой кастрюле, заменить к примеру (очень грубому) на ртуть - это и получится ЖМТ - реактор с жидкометаллическим теплоносителем.

Уникальность проекта

Такая силовая установка давала огромные плюсы: компактность и низкий вес (легче классического реактора на 300 тонн), быстрый набор мощности, необходимой для маневрирования в боевых условиях, а также повышенная потенциальная безопасность реактора, в том числе и способность реактора самопроизвольно уменьшать мощность в аварийных ситуациях. Вследствие этого происходил очень быстрый набор полного хода - 1 минута, а полный ход почти рекордный - 41 узел (76 км/ч), мало того, что никому не удавалось оторваться в прямой погоне, так еще и от многих противолодочных торпед можно было увернуться (полный круг с разворотом на 180 градусов совершался за 40 сек. - неплохо для корабля весом 3 тыс. тонн).

По характеристикам: скорость надводная - 14 узлов скорость подводная - 41 (!) узел предельная глубина погружения - 450 м. (привет титановый корпус) водоизмещение надводное - 3,1 тыс. тонн длина наибольшая - 81,4 м. ширина корпуса наибольшая - 10 м. Вооружение: 6 торпедных аппаратов (боекомплект 20 шт.)

И этот чудо-корабль начал эксплуатироваться с начала 70-х!

Яндекс.Картинки АПЛ 705 проекта в сухом доке
Яндекс.Картинки АПЛ 705 проекта в сухом доке

Все формы, все оборудование, вся сущность этого корабля была подчинена одной идее - скорость. Отсюда маневренность, плюс очень высокая автоматизация, что обусловило рекордно малую численность экипажа (из 30 человек экипажа всего один - матрос, остальные мичманы и офицеры). Также впервые на этом проекте была реализована идея со спасательной капсулой для всего экипажа (наглядно это продемонстрирует К-278 "Комсомолец").

Всего на воду было спущено 7 кораблей. Причем ЖМТ реакторы для данной серии разрабатывались сразу на двух КБ, на трех был установлен реактор одного типа, на четырех - второго. Проект действительно уникальный, не имеющий аналогов, с выдающимися характеристиками, и он мог бы начать серию из нескольких поколений субмарин подобного типа, но...везде есть свое "но".

Недостатки

Почти все свое недолгое время службы, а в среднем у субмарин этого проекта это около 20 лет, корабли простояли в базах. Уникальная силовая установка требовала и уникального обслуживания. Всего на 3 базах ВМФ СССР они могли стоять у пирса и качественно обслуживаться. Жидкий металл всегда требовал нагрева, и, если не было возможности обеспечить это с берега, приходись поддерживать нагрев самим реактором, убивая ресурс. Сложность конструкции не позволяла рядовым кадрам обеспечивать обслуживание, люди требовались специально подготовленные, обученные, ведь помимо самого ректора была массивная автоматика... Малые размеры не добавляли комфорта экипажу, нехватка запчастей, ввиду малой серии, сложность доступа к агрегатам... Также, контур с жидким металлом нужно было очищать на специальной береговой химической станции от шлаков, примесей и затвердевших частиц. Стоит только упомянуть, что головной корабль проекта потеряли на второй год эксплуатации из за застывания металла в контуре (К-64).

Да, все это было, и было очень сложно, но в целом проект получился действительно выдающимся. Ни у одной страны не было субмарин с подобными характеристиками, и пусть опыт подобных реакторов на флоте не привел ни к чему более современному и надежному, сама концепция такой субмарины - многоцелевой, небольшой, скоростной, нашла свое применение в последующих проектах. Такая история "подводного истребителя".

Делитесь мнением в комментариях, и подписывайтесь, друзья!