Найти тему
careerspace

Про карьеру детей

Оглавление

Близятся экзамены, а с ними нервы, истерики и бесконечные приставания к детям. Те самые, которые «не поступишь — угробишь себе жизнь».

Мы не эксперты в образовании, но много знаем о карьере, в том числе — будущей и потенциальной. Если вы родитель, брат, сестра или просто сочувствующий родственник, который хочет лучшего для своего или знакомого ребенка, этот пост для вас.

О разнице поколений

Для начала поговорим о том, как по-разному воспринимают мир и карьерный рост представители разных поколений.

Здесь к различным поколениям будем относить людей, рожденных в эти годы:

  • поколение X — 1960-1980 гг.
  • поколение Y — 1980-2000 гг.
  • поколение Z — начало 2000-х

Тут важно посмотреть, с чем сталкивались родители из поколения X и с чем сталкиваются их дети — поколение Z. И как в зависимости от состояния мира вокруг меняется основной вывод по поводу идеальной работы.

Что видело поколение X:

  • 1970-е — школа, все хорошо и стабильно;
  • 1980-е — университет и начало перестройки;
  • 1990-е — распад СССР и все вытекающие последствия;
  • 2000-е — что угодно, только не обратно в 90-е.

Вывод: хочется стабильности и понятных перспектив.

Что видело поколение Z (2000-е и младше):

  • 2000-е — Я родился! Ничего не помню про ваши 90-е. Говорят, было опасно и голодно, но я не в курсе;.
  • 2010-е — Пошел в школу. Взрослые какие-то странные. Зачем всё учить, если можно погуглить?
  • 2020-е — Поступил в университет! Мама сказала идти на информатику, и я пошел. Но вообще у меня в Instagram 100 тысяч подписчиков, и я уже зарабатываю.

Вывод: хочется классной и интересной работы здесь и сейчас.

Очевидно, что когда человек растет в условиях железного занавеса, а затем переживает социальные потрясения, у него срабатывает эффект «низкой базы». И все, что не адский кошмар, становится отличной жизнью.

Но когда человек растет уже сытым, то просто быть не в кошмаре — мало, хочется лучше. И достижение этого «лучше» и есть цель деятельности.

-2

Мифы об образовании детей

Многие из представителей старшего поколения подвержены некоторым стереотипам об образовании. Вот основные:

Вуз и факультет невероятно важны

Даже лучшие вузы нашей страны (ака Вышка, МГУ, МГИМО) не дают прикладное образование. Примите тот факт, что половина вещей, которым обучат ваше чадо, будет уже неактуальна к моменту его выпуска.

Какой толк тогда от вуза? Толк — в качестве окружения, которое расширяет картину мира. Чем лучше вуз, тем умнее и амбициознее будущие однокурсники вашего ребенка. Соответственно, он или она будет сравнивать себя с лучшими и тянуться к ним. И даже если студент будет средним в сильном вузе, то по сравнению с другими выпускниками на рынке он уже будет в верхних перцентилях.

При этом HR ведущих компаний, как правило, смотрят, чтобы вуз был. Отлично, если он из первой десятки, но это не принципиально. Куда важнее опыт стажировок и проектной деятельности.

Чтобы работать в IT, нужно быть программистом

Такие рассуждения идут от непонимания отрасли. В глазах обывателя вся IT-индустрия — программисты и разработчики, но это не так. В IT большинство компаний — продуктовые, то есть ориентированы на создание какого-либо продукта. В таких компаниях команда внутри делится глобально на две большие части:

  • Продуктовую — люди, создающие продукт руками;
  • Бизнесовую — люди, реализующие продукт на рынке.

Как говорится, какой бы хороший продукт ты ни сделал, если ты о нем никому не расскажешь, то он будет никому не нужен. А если продавать не будешь, то на альтруистических началах денег тоже никто не занесет.

Поэтому попасть в IT можно не только разработчиком, в IT есть целый спектр профессий. Особенно популярными последние несколько лет стали направления на стыке бизнеса и продукта: управление продуктом, управление проектами, разные виды аналитики (продуктовая, бизнесовая, системная).

Чтобы попасть в IT с этой стороны, необязательно учиться на программиста. Но, в идеале, конечно, обучаться на направлении, где важное умение — работа с цифрами и декомпозиция задач. Математика, экономика, финансы, информатика, картография и еще куча вариантов.

Все бегут в IT, моему тоже надо туда

Может быть такое, что ребенок не хочет в IT, и это не значит, что это плохо. Большинство проектов сейчас так или иначе делается в цифровой среде, но, возможно, ваш ребенок не из тех, кто хочет создавать эту среду руками, но из тех, кто может наполнить её контентом.

Например, он отлично пишет, фотографирует или рисует. В текущих реалиях это те навыки, которые отлично можно продавать через Telegram, Instagram и даже TikTok. То, что вы иногда не понимаете, как это, не значит, что это невозможно.

-3

Так что же делать родителям поколения Z и как общаться с детьми о карьере?

Вот несколько важных моментов, которые стоит учесть, если не хотите стать врагом вашему ребенку:

Миф об осознанности

В 17-18 лет почти невозможно сделать осознанный выбор. Обычно это удается единицам. Вы ведь допускаете, что можете купить машину, а она вам завтра разонравится или сломается и ее придется менять? А с квартирой может такое случиться?

То же самое может произойти и с профессией. Менять работу и интересы — абсолютно нормально, так что не стоит тратить нервы на обработку вашего отпрыска.

Теория и практика

Образование — это теория, а вы лучше займитесь практикой. Единственное, чем вы реально можете помочь своему ребенку — это пораньше научить его зарабатывать своими силами.

Даже если ребенку не удалось поступить в топовый вуз, не надо его грызть. Поверьте, к выпуску он будет на голову выше любого МГУшника или вышкинца, если пойдет работать на втором курсе университета. Практика и только практика — путь к успеху на российском рынке.

-4

Отстаньте от хобби

Вы даже представить себе не можете, как много может зарабатывать ваш ребенок на видеомонтаже, 3D-моделировании, развитии игр, дизайне, подкастах, татуировках и еще куче вещей, о которых вы, возможно, ничего не слышали.

Не готовы поддержать ребенка — просто не мешайте. Если он увлеченно рисует что-то в непонятной программе, искренне поинтересуйтесь его увлечением. Вы удивитесь, с каким энтузиазмом он расскажет вам о своем хобби. Только не обманывайте его доверие фразой «ясно, лучше б на врача пошел».

Не проецируйте свои чаяния

Если вы хотели быть врачом, балериной или космонавтом, но стали бухгалтером, инженером или учителем, ваш ребенок тут явно ни при чем.

Он отдельная личность со своими интересами. Не навязывайте ему профессии вашей молодости. Лучше займитесь своим кругозором и текущим рынком профессий, ребенок это точно оценит.

-5

Не ведитесь на стереотипы

«Чтобы быть программистом, надо идти в технический вуз», «хочешь стать дизайнером? Ты же даже в художку не ходил!» и другие мифы Древнего Мира.

Научиться чему угодно сейчас можно на очных или онлайн-курсах. Если через год после поступления ребенок скажет вам, что ошибся с выбором, не угнетайте его. Лучше помогите найти курс, который можно освоить параллельно с получением «корочки». А многие программы подходят и школьникам — можно не откладывать.

Успокойтесь

Наденьте маску на себя, затем на ребенка. Он и так жутко переживает, и ваши нервы не помогут, только сделают хуже.

Действительно ли случится трагедия, если сын или дочь поступит не туда или вообще не поступит? Разве это самое ужасное, что может произойти в жизни? Лучшее, что вы можете сделать, — поддержать ребенка и дать ему понять, что вы рядом. Да и ваши спокойствие и дружелюбие скажутся на результатах лучше, чем истерики.

-6