В предыдущей статье мы завершили разговор о Дрейней Греции. Сегодня мы начнем тему Древнего Рима и поговорим о скульптуре Древнего Рима.
Мы увидим основные этапы ее развития, охарактеризуем самобытный римский портрет эпохи республики, а в следующей статье разберем скульптуру эпохи империи. А также коснемся вопроса об использовании римлянами греческого наследия как раз в период империи.
Но прежде, чем перейти к этим сюжетам, мы должны обратиться к тому, что предшествовало появлению римского искусства, а именно к искусству этрусков.
В 6 веке до нашей эры, когда Рим был еще маленьким городком, постоянно конфликтующим с соседями, тогда переживало свой расцвет самое могущественное по тем временам на Апеннинском полуострове государство. Оно называлось Этрурия.
Это было объединение двенадцати богатых городов-государств, которые по уровню цивилизации не уступали тогдашний Греции.
Этрусские мастера-скульпторы испытывали значительное влияние греков. Скульптуры этрусков очень похожи на памятники греческой архаики, однако они несколько более декоративны. Знакомые нам схемы изображения, например, куроса здесь дополнены таким немножко стилизованным геометрическим узором, и этот узор, надо сказать, был еще выразительнее в те времена благодаря яркой раскраске.
Кстати, греческие статуи тоже раскрашивались, что придавало им нарядный вид. Вообще любовь к ярким цветам была характерна для античной культуры.
Но, если греки стремились в скульптуре к натуроподобию, к достоверному изображению подвижности человеческого тела, то этрусские мастера создавали скульптуры более схематичные. Их в большей степени интересовали декоративные элементы, эффектность линейного рисунка, и это в принципе хорошо заметно.
Итак, 4 век до н.э., Рим окреп и стал проводить более агрессивную внешнюю политику, постепенно подчиняя себе территорию Италии, и в конечном счете римляне завоевали и Этрурию, сделав ее культуру как бы частью своей истории.
Теперь мы можем перейти собственно к римскому искусству в эпоху республики (6 в. до н.э. - 1 в. н.э.), искусству скульптурного портрета в данном случае.
Развитие этого жанра связано с древнеримской религией, важной частью который был культ предков.
Портрет предка делался на основе маски, снятой непосредственно с лица модели. И когда умирал кто-то из членов семьи, все представители рода, а также специально нанятые актеры, участвующие в погребальном процессе, несли эти маски и бюсты предков, тем самым показывая древность аристократического рода и его значимость.
Кроме того, портреты предков традиционно хранились в вестибюле римского жилища, также подчеркивая статус того, кто в данный момент там живет.
Итак, как не трудно догадаться, в скульптурном портрете эпохи республики самым важным качеством было сходство, внешнее сходство с моделью. Именно это служило критерием оценки портрета.
Именно поэтому в римском портрете эпохи республики был выработан так называемый принцип веризма - то есть стремление самым тщательным образом зафиксировать характерные особенности портретируемого лица.
Если перед греческими скульпторами стояла задача создать идеальный обобщенный образ добродетельного гражданина, то римлянин создает портрет конкретного человека, определенного лица, соединяя в нем типическое с индивидуальным. Для римлян характерно несколько большее внимание к отдельной человеческой личности, чем для греков в целом.
Мы смотрим на портрет выше и видим человека, настоящего человека своего времени, эпохи республики. Это суровый, крепкий человек, волевой. Это очень интересно, потому что вот такой портрет запоминается один раз и на всю жизнь. Такое ощущение, как будто ты поговорил с этим человеком, когда посмотрел на него.
Что еще следует сказать? Мы помним, что в греческой скульптуре доминирующим типом изображения было изображение обнаженного мужского тела. В Риме иначе.
Обнаженному греческому атлету в римском искусстве противостоит так называемый тогатус, то есть по латыни "облаченный в тогу".
Это государственный муж, представитель аристократии. Тогатус мог изображаться, например, в момент исполнения религиозного обряда, как на иллюстрации выше - он совершает возлияние.
Вообще, религиозные обряды в Риме считались делом государственной важности, и потому за их исполнением тщательно следили.
Ещё один распространённый тип тогатуса - это оратор, то есть аристократ, выступающий на собрании. Это тоже момент государственной значимости и момент, достойный увековечения.
Примечательно, что именно в образе оратора был изображен Октавиан Август - первый среди равных, первый император, с правлением которого был связан переход от эпохи республики к эпохе империи и одновременно перелом в истории римской скульптуры.
#культура #искусство #история #история искусства #древнее искусство #скульптура #статуи #древний рим #это интересно