Первая группа под белым флагом вышла с «Азовстали» в первом часу ночи 16 мая – договариваться о сдаче в плен всей 2,5-тысячной группировки. С российской стороны пленников «принимал» Александр Ходаковский из батальона ДНР «Восток». Сам он, впрочем, кивает на ГРУ ГШ РФ – мол, именно там подготовили это мероприятие.
Поначалу никто не предполагал, насколько массовой будет сдача – к месту действия подогнали один грузовик с носилками для раненых и пять автобусов для обычных пленных. Переговоры шли всю ночь и утро, а в три часа пополудни из «Азовстали» попёр людской поток. Поглядев на то, сколько их, с грузовиком и автобусами решили переиграть – в кузов грузовика сбрасывали оружие, а в автобусы через задние люки впихивали носилки. Разместить удалось 55 человек. Остальным пришлось ждать, пока подгонят дополнительный транспорт. В первой партии пленных ни один не признался, что он из «Азова» (признан террористическим и запрещён в РФ). К концу дня 16 мая сдались в плен без малого тысяча человек. А за последующие двое суток – 1730 солдат и офицеров. Из них 80 раненых. И 771 член «Азова» (признан террористическим и запрещён в РФ) – этих считали отдельно. На 20 число, по данным Александра Ходаковского, вышли все украинские обитатели катакомб – 2439 человек. Тяжелораненых отвозили в госпиталь Новоазовска, остальных пленных – в Еленовку Волновахского района ДНР, в «сортировочный пункт». А оттуда – кого-то в СИЗО Ростова и Таганрога, кого-то в пенитенциарные заведения ДНР.
По свидетельству военкора ВГТРК Александра Сладкова, в катакомбах «Азовстали» прятались, как он выразился, 2500 «языков». Пока интрига – сдадутся ли в плен вместе с остальными иностранные военные советники и наёмники. Как следует из показаний военнопленных, ресурсов, чтобы просидеть взаперти ещё пару-тройку месяцев, им, по идее, должно хватить. А ещё в холодильных камерах «Азовстали» заморожено порядка двух сотен трупов. Среди них, возможно, найдутся и наши пленные. Пока что трое вышли на волю живыми – об этом сообщил замминистра информации ДНР Даниил Безсонов. Будут, похоже, и другие сюрпризы. Не секрет, что некоторых украинских вояк пленили по нескольку раз – и они, оказавшись на воле, вновь брались за оружие. Замполита 36-й бригады морской пехоты подполковника Ростислава Ломтева пленили в марте 2014-го и в апреле 2022-го. Первый раз отпустили, даже без обмена, а теперь, возможно, и обменяют. На морпехов запрет на обмен не распространяется – только на участников запрещённого и экстремистского «Азова». Поговаривают, что на «Азовстали» таких «рецидивистов», как Ломтев, ещё три десятка по меньшей мере.
К пленным посредников допустили лишь после того, как их «оформили» в лагере под Еленовкой, которую, кстати, регулярно обстреливают с подконтрольной Украине стороны. «Пленные подтвердили, что к ним относятся гуманно, – сообщает военкор Андрей Коц. – Многие возмущаются тем, что как-то уж слишком нежно мы с пленными обращаемся. А я отвечу так: по-другому нельзя. Глядишь, и на других участках фронта противник начнёт сдаваться более активно. И в боях погибнет меньше наших пацанов». Так и выходит: 18 мая, после того как о сдаче в плен в Мариуполе по подразделениям ВСУ поползли слухи, добровольно сложили оружие 11 военнослужащих 25-й воздушно-десантной бригады и 17 солдат из 54-й механизированной бригады ВСУ, сообщил военкор ВГТРК Евгений Поддубный. «Тем же вечером в районе Горловки украинские вояки вышли на наших и изъявили желание сдаться в плен, – сообщил Даниил Безсонов. – Желающих было 8 человек, среди них один офицер. Наши назвали им место перехода, где их должны были встретить. Однако скрытно покинуть позиции желающие сдаться в плен не смогли – по ним открыли огонь их сослуживцы». Как бы там ни было, азовский прецедент сыграет нам на руку ещё не раз. Убедившись, что с пленными поступают гуманно, а не расстреливают их на месте, как трубит украинская пропаганда, сдаваться будут всё чаще. Хватит ли тюрем? Поговаривают, что из СИЗО Белгородской и Курской областей «сидельцев» развезли по соседним каталажкам ещё в апреле.
Впрочем, решаться судьба пленных наверняка будет на высшем уровне. Тем временем отдельные представители власти уже высказались. Так, глава Крыма Сергей Аксёнов заявил, что «нацистские преступники однозначно не должны подлежать обмену. Они обязательно должны предстать перед судом, причём судить их надо в ДНР и ЛНР, где есть смертная казнь». Одновременно глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий выступил за отмену моратория на смертную казнь при вынесении приговора сдавшимся в плен участникам «Азова» (признан террористическим и запрещён в России). Также запретить обмен «азовцев» на пленных российских солдат призвал спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Александр Ходаковский, основатель батальона спецназа «Восток» ДНР
– Выход с «Азовстали» и сдача в плен украинских военнослужащих стали результатом нашей спецоперации. Никто с украинской стороны этими процессами не управлял и не управляет. Это мы вынудили «азовцев» поднять белые флаги. Поэтому это никакая не «эвакуация», это позорная сдача в плен. Она аналогична сдаче в плен немцев под Сталинградом. Окружённые, деморализованные, абсолютно лишённые источников снабжения всем необходимым, они не захотели умирать. «Восток» не вёл с ними никаких переговоров, это не уровень нашей компетенции. Мы создавали им невыносимые условия. А вот люди из спецслужб, специально для этого обученные, вели с ними переговоры.