Найти тему
Прочитал_Нарисовал

«Лебединая песнь», Роберт Маккаммон: мессия для ядерной зимы

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

В конце февраля я потеряла способность читать — никак не могла сконцентрироваться на буквах. Обычно в периоды не_чтения я переключаюсь на что-то совсем легкое из жанровой литературы. Хорошо заходят ранние романы Стивена Кинга или скандинавские детективы.

В этот раз я взялась за Роберта Маккаммона и его «Лебединую песнь» (в ранних переводах — «Песня Сван»). Я знала, что это постапокалиптика, и на этом, пожалуй, все. Открытием стало, что у нас роман издавался как двухтомник. Здесь нужно было остановиться: больше ничего не узнавать, закрыть и забыть.

Но я начала читать.

В год выхода роман номинировали на премию Брэма Стокера и Всемирную премию фэнтези, он вошел в список бестселлеров New York Times. Его нередко сравнивают с «Противостоянием» Стивена Кинга: обе книги начинаются как роман-предупреждение, но с событий материалистических «уходят» в мистику.

Фото автора
Фото автора

Если Кинг «перезагружает» мир с помощью вируса, то Маккаммон решает развязать ядерную войну между США и СССР. «Лебединая песня» вышла в 1987-м, но кто же знал, что так страшно будет читать роман в 2022 году.

Итак, в США произошла серия взрывов, почти все жители страны погибли, наступила ядерная зима. Хорошие главные герои — девочка с необычными способностями, ее спутник-великан и городская сумасшедшая. Плохие — полковник США, геймер и кое-кто сверхъестественный. Это не спойлер, там все очевидно.

Сюжет прост: одни хотят спастись и спасти, другие — пытаются им помешать. Очередная трактовка вечного сюжета — противостояние дьявола и мессии. Добро — белое, зло — черное, мир вокруг — серый, а спасут всех только внежанровые ценности — дружба, любовь и прощение.

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

Роман натуралистичен, жесток и мрачен, но при этом наивен и прямолинеен. Детальное описание болезней и убийств никак не вяжется с «магическими» фрагментами, они не сливаются в единый мир, а остаются двумя параллельными вселенными. Откуда взялась магия в суровом псевдореальном Нью-Йорке? Что спровоцировало ее появление? Если то самое, каким образом? Почему радиация не подействовала на всех?

Мне кажется, проблема в том, что за годы постапокалиптический жанр сильно эволюционировал и усложнился: чего стоит та же «Дорога» Кормака Маккарти или «Станция 11» Эмили Сент-Джон Мандел. Мало просто рассказать историю, она должна быть реалистичной, а реализм — вопрос, как ни абсурдно, веры. Летающая лошадь может стать реальной, если объяснить, как у нее появились крылья. Вот этого фундамента в книге мне не хватило.

Хотя все-таки главная моя претензия — затянутость. Хочется сократить книгу вдвое. Но роман безусловно вернул тягу к чтению, я читала и думала — боже, сколько же хороших книг я могла прочитать за это время.

#prochital_дневникчитателя