Найти тему

Как прожить 72 года вместе

Через годы, через расстоянья

«Мы жили по соседству, встречались просто так», – словами из старой советской песни начинает рассказ о своей семье Иван Моисеевич Баранов.

В октябре 1941 года его, 10-летнего мальчишку, вместе с матерью и дедушкой эвакуировали из объятой пламенем Тулы в Иркутскую область. Через месяц они оказались в небольшой деревушке Щукино, стоявшей на самом берегу Ангары. Первой, кого увидел Ванька в деревне, была закутанная в дырявый шерстяной платок девчонка – морозы в тот год стояли лютые.

– Чего застыли? – крикнула она, подбежав к оробевшему парнишке. – Скорее в избу, а то замерзнете!

Позже председатель колхоза выделил приезжим небольшой домишко по соседству. А с той девчонкой, которую звали Людмила, они подружились. Вместе работали на ферме: Ваня – скотником, Люда – дояркой. Вместе бегали в клуб. В 1943-м у Вани умер дед, еще через пять лет – мама, и 18-летний парень остался один-одинешенек. От отца-фронтовика долгое время не было никаких известий, и сын считал его погибшим.

– Не знаю, как бы я пережил то трудное время, если бы не моя Люда, – признается Иван Моисеевич. – После смерти матери я переехал к ним, и вскоре мы стали жить вместе. Паспортов тогда у колхозников не было, пошли в сельсовет и расписались.

Свадьбу отметили скромно. Приехала Людмилина родня. На стол выставили немного бражки, в колхозе в качестве подарка выдали полмешка зерна. Ни фаты, ни праздничных нарядов. Через год, в 1950-м, у молодых родилась первая дочь Тамара, а через три месяца Ивана забрали в армию. Служить ему довелось на Дальнем Востоке на Курильских островах, возле самой Японии. Служба затянулась на долгих четыре года. Вернулся в деревню, а навстречу, как когда-то Людмила, бежит маленькая Тамара.

-2

В августе 1955-го у них родился сын Николай, а через три года – общая любимица, которую назвали Любовью. Вскоре семья переехала в Ново-Разводную, супруги пошли работать на стройку. Иван – бригадиром в «Иркутскжилстрой», Людмила – каменщиком. Возводили корпуса сельхозинститута и общежития вуза, жилые микрорайоны областного центра. В 1959 году Ивана Моисеевича впервые избрали депутатом Иркутского сельсовета, после – Октябрьского районного совета Иркутска.

В Ново-Разводной тогда не было ни электричества, ни воды. И он ходил по инстанциям, добивался, доказывал, спорил, пока в поселок не проложили трубы центрального водоснабжения и не протянули ЛЭП. Приходилось даже участвовать в разборках между соседями, мирить жен с мужьями. Тогда считалось: раз избрали депутатом, должен вникать во все.

В 1982 году бригада Баранова заняла первое место в соцсоревновании и была награждена поездкой в Москву. В Звездном городке Ивану Моисеевичу переходящий вымпел «От героев космоса – героям труда» и личный подарок – настольные часы с гравировкой – вручал дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт Андриан Николаев.

За трудами-заботами годы пролетели незаметно. Ребятишки выросли, окончили школу и институты. Тамара – педагогический, Николай – политех, факультет самолетостроения, Любовь – институт культуры. У каждого появились семьи. Они подарили родителям восемь внуков, те – девять правнуков. Их большая и дружная семья любит собираться в отчем доме не только на семейные торжества, но и в обычные выходные дни.

– Наши мама и папа – самые лучшие, – утверждает младшая Любовь. – Добрые, понимающие, всегда и во всем готовые помочь. И для наших ребятишек они тоже самые-самые дорогие. Каждый приходит в гости, старается чем-то порадовать.

– У моих девчонок-подруг уже давно нет родителей, так все ездят к нашим, – вторит Тамара. – Говорят, что считают их своими. Отец и мама всегда всех примут, обогреют, выслушают, накормят, если надо – отдадут последнее!

21 ноября исполнится 72 года совместной жизни Ивана Моисеевича и Людмилы Марковны. Оба давно на пенсии. В последние годы, жалуются супруги, все чаще подводит здоровье. Людмила Марковна уже несколько лет передвигается на инвалидной коляске, да и Иван Моисеевич сдал – сказалась смерть сына. Полгода назад их Николай умер от коронавируса.

Но пережитое горе сблизило их еще больше. Надо видеть, с какой трогательной заботой Иван Моисеевич ухаживает за своей женой. Подвигает поближе самый вкусный кусочек, укутывает ноги теплым пледом, чтобы она не озябла, старается сесть поближе, чтобы в случае чего всегда подставить свои руки. На вопрос, как удалось им сохранить свою любовь, оба, не сговариваясь, отвечают одинаково:

– Если любовь настоящая, то никуда не денется и через сто лет! Ни годы ей ни страшны, ни расстояния. Видно, самой природой такая в ней заложена сила! Да и как иначе, жизнь-то должна продолжаться…

Один за всех и все за одного

В июле чета Выговских отметит сразу две памятные даты. 19 числа 1963 года у них состоялась свадьба, а 24 июля они зарегистрировали свой брак. «Генеральную репетицию» семейных торжеств Леонид Аполлонович и Вера Федоровна решили обкатать на журналистах, напросившихся в гости. За столом с расписным самоваром и вкусным пирогом состоялся рассказ об их удивительной семейной истории.

-3

– В то время я училась в Иркутском педучилище № 1, – неспешно начала Вера Федоровна. – В семье нас было 11 детей, я по счету девятая. Учить очно родители меня не могли, поэтому я поступила на заочное отделение и работала в деревне Заваль Куйтунского района. Учитель начальных классов там был, а немецкий язык вести некому. У меня иностранный язык шел хорошо еще со школы, поэтому преподавать его доверили мне. 4 февраля я дежурила по школе. Кипятила на печке двухведерный чан, только бросила заварку, вваливается какой-то парень в заснеженном тулупе и ботах «прощай молодость».

– Мне нужен директор, – говорит.

– Он на уроке, может быть, чаю выпьете?

– Как тут живется? – интересуется, оттаяв от мороза.

– Да хорошо, даже кино бывает Может, сегодня сходим? – предлагаю неожиданно для себя. Он промолчал. «Ну и пошел к черту, – подумала я. – Пришла на квартиру, через некоторое время тук-тук в дверь. Открываю – он на пороге. Позже узнала: Леня отказался идти в кино, потому что не было денег. Занял у директора, купил билеты, разузнал, где я живу, и прибежал.

Леонид Выговский в то время был студентом третьего курса физико-математического факультета Иркутского пединститута.

– Тогда нас всех вызвал декан: кто поедет на практику? У меня мамы нет, отца тоже, жить на одну стипендию тяжеловато, вот и согласился, – вспоминает он. – Добирался в открытом кузове почтовой машины. Замерз, проголодался, а тут такая красавица…

Симпатия, признаются оба, возникла сразу, и они начали встречаться. Вместо одной четверти, которая приходилась на практику, Леонид проработал в Завальской школе полгода, а в мае сделал предложение.

– Решил, что лучше никого не найду, – улыбаясь, объясняет свой выбор Леонид Аполлонович.

– Я тоже поняла, что никого лучше не встречу: остроумный, высокий, почти красивый, – подхватывает Вера Федоровна. – Были, конечно, трудности. Свадьбу отметили весело, под гитару, у моих родителей в Уяне. Друзья подарили кто рубль, кто два. Наутро уезжать, а денег на дорогу ни у кого нет. Пришлось нам все «подарки» назад возвращать! Потом Леня доучивался в институте, я работала в Завале. После диплома его оставили на кафедре. Стипендия минимальная, а на нем еще три ребенка – брат и две сестры по матери от отчима. Леня, когда мама умерла, забрал их к себе, устроил в интернат. Надо их поднимать, а в 1964-м у нас родилась Леночка. Вскорости Леню призывали в армию, опять разлука… Ничего, все вынесли.

В 22 года Леонид Выговский стал заместителем директора новой Вихоревской школы. Успехи начинающего руководителя заметили районные власти, предложив занять пост секретаря комитета комсомола. Еще через пару лет его пригласили в областной комитет комсомола заведовать школьным сектором. Однажды, вспоминает Леонид Аполлонович, его попросили помочь подобрать кандидатуру на должность директора для строящейся школы в поселке Звездный. «Зачем искать, вот он я», – ответил он.

Вера Федоровна, не раздумывая, поменяла теплую уютную квартиру в Иркутске на бамовскую палатку. Вместе с родителями на север приехали десятилетняя дочь Лена и шестилетний сын Женя. Школу в Звездном директор принял с фундамента, пришлось быть и строителем, и прорабом. За 20 дней здание было построено, и 3 сентября дети сели за парты. В поселке семья прожила семь лет. Вера Федоровна работала учителем, муж – директором. Молодому руководителю удалось создать такую школу, которая прославилась на весь Советский Союз! В дальнейшем он возглавлял областной отдел образования, главное управление образования, институт усовершенствования учителей. Вера Федоровна прошла трудовой путь от учителя немецкого языка до завуча и директора школы. Кроме уроков, всегда вела множество кружков: от домоводства до театрального. Организовывала для ребятишек туристические походы, экскурсии…

-4

Оглядываясь на прожитые годы, они так объясняют секрет семейного долголетия: терпение, доверие и забота, которых в их жизни, в отличие от устроенного быта, всегда было предостаточно.

– Леня меня покорял своим вниманием, – делится Вера Федоровна. – Я не знала, что такое, когда в доме нет дров, воды или продуктов…

– А я – что такое невыглаженная рубашка или брюки, – вторит Леонид Аполлонович. – Кстати, брюками-то она меня и подкупила!

– Как так?!

– Это еще во время моей практики было. Проводил как-то Веру, пошел домой, собака налетела, штаны в клочья изорвала. На следующий день шесть уроков, а идти не в чем. Прибегает она утром: ты почему не в школе? Увидела рванье, молча развернулась – и в магазин. Там одни-единственные штаны висели, 19 рублей, как сейчас помню, стоили. Широченные, двое меня в них поместятся. Выпросила она у своей хозяйки машинку и брюки ушила. Я к 12 часам явился на занятия в модных «дудочках». После этого, сами понимаете, как порядочный человек, обязан был жениться. Все 58 лет эти штаны и отрабатываю!

Сейчас оба на заслуженном отдыхе. Живут за городом. Любят природу, частенько выбираются в лес за грибами и ягодами. Леонид Аполлонович увлекается пчеловодством, а Вера Федоровна превратила участок в цветущий сад.

– Стареть вместе – это здорово, – признаются супруги. – Знать, отчего появилась новая морщинка или седая прядь, ведь семейная жизнь – это не только радости и победы. А еще счастье – видеть, как растут дети, рождаются внуки и правнуки. Разделять их радость и огорчения. Девизом в нашей семье всегда был «Один за всех и все за одного!», потому что семья – это лучшее, что может быть на свете!

Любовь с первого танца

5 июня 60 лет совместной жизни отметили иркутяне Владимир Константинович и Людмила Мефодьевна Наумовы. А познакомились они случайно.

– Я никогда не ходила на танцы в клуб «Водник», а тут вдруг уговорила подруга. Володя, как выяснилось позже, тоже метнул монетку, куда пойти: в Горный институт или в «Водник». Выпал последний. Это было 5 декабря, в День конституции. Друг ему говорит: «Вовка, посмотри вон на ту девчонку!» А он: «Нет, она со мной танцевать не согласится». Заиграла музыка, Володя подходит, а я приглашение приняла.

Тогда Владимир был студентом училища гражданской авиации, Люда работала товароведом, окончив техникум торговли, и заочно училась на первом курсе института. В ту первую встречу, признается, Володя ей совсем не понравился: маленький, одет плохонько, а она привыкла одеваться модно, сама шила себе наряды. Но вскоре юноша покорил ее скромностью, честностью и порядочностью.

Через полгода молодые поженились, а когда по распределению Владимира направили работать в Читу, Людмила поехала вместе с мужем. Вести семейный бюджет и наладить быт у молодой пары получилось не сразу, но никогда, утверждают оба, они не ссорились из-за того, что не хватает денег или что-то у кого-то не получилось.

-5

– Дали нам комнатку в восемь «квадратов», переделанную из умывальной в солдатской казарме, мы в ней и зажили, – вспоминает Людмила Мефодьевна. – Муж пропадал на аэродроме, я пробовала вести хозяйство. Помню, напекла блинов – знала, что Володина мама по ним большая мастерица. Но у нее они всегда получались пышные да румяные, а у меня сгорели подчистую. Сижу, плачу, а Володя ест да нахваливает: «Никогда такой вкуснятины не ел!»

И первой семейной покупкой стал не шкаф, так им необходимый, а… магнитофон. Владимир хорошо играл на аккордеоне, а Люда пела. Записывали они себя на пленку, а после слушали – вот так и развлекались.

Однажды, припоминают, Владимиру задержали зарплату. День не выплачивают, два, три… Пошли они за последней булкой хлеба. Глядь – на полу полтинник. «Кирпичик» второго сорта тогда стоил всего 18 копеек – живем!

Вскоре у них родился сын Игорь, а на следующий год семья вернулась в Иркутск. Владимир Константинович 20 лет отдал авиации. Начинал авиационным техником, закончил инженером-инструктором на Ту-154. Людмила Мефодьевна в последние годы преподавала в торговом училище.

Рассуждая о секрете семейного долголетия, супруги не задумываясь говорят: нужно уметь прощать, ценить то, что имеешь, и обязательно с уважением относиться не только к своему избраннику, но и к его близким. Людмила Мефодьевна с большой любовью вспоминает свою свекровь, Владимир Константинович – родителей жены. Сейчас оба точно так же относятся к зятю и невестке. Может, отчасти поэтому, говорят, у их детей такие же крепкие браки. Оба радуются сегодня четверым внукам и трем правнукам. А еще счастливы, что им выпал удивительный шанс – найти свою вторую половинку.