Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность (вып. 15). Тайная Вечеря. Евхаристия. Часть 1. Глава 2.

Таинство Евхаристии. Картина из открытых источников.
Таинство Евхаристии. Картина из открытых источников.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжу рассказ о рождении святого обряда Евхаристии, начатый в предыдущей главе.

В седер обычно входила следующая церемония. Взяв один из трех опресночных хлебов — круглых, тонких и плоских тарелкообразных лепешек, ведущий пира разламывает его на столько кусков, сколько людей возлежат за трапезой, и молча раздает по очереди всем. То же сделал Иисус. Но, молча раздав 23 куска, Он нарушил обычай безмолвия, заговорил, причем произнес на арамейском неслыханные для правоверного иудея слова:

«И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

«…Примите, ядите: сие есть Тело Мое.

И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все;

Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мт.26:27-29).

Так родился священный обряд Причастия.

Причастие в православной церкви. Фото из открытых источников.
Причастие в православной церкви. Фото из открытых источников.

Апостолы испытали шок сразу от двух идей, высказанных в кратких предложениях Учителя. Они уяснили: Пасхальный Ужин подводит итоги всем праздничным пирам Иисуса. Но Он добавил сюда неожиданный элемент — Свое собственное испытание. В символике Ветхого Завета и Божий суд, и индивидуальная судьба — это чаша, которую следует испить. Грядущие муки Спасителя – горький напиток, который Он должен будет выпить до последней капли. Предлагая им сию чашу, Христос обязал Своих учеников разделить Его судьбу. Значит, им всем предстоит мученическая смерть — а потом чаша благословения в раю!

Второй шокирующей идеей Христа оказались для апостолов предложения пить Его Кровь и есть Его Плоть. Ведь это строжайше запрещено Законом!

Каннибализм Адонаи уготовил иудеям в качестве самой страшной кары:

«Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня,

То и Я в ярости пойду против вас, и накажу вас всемеро за грехи ваши.

И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев.26:27-29).

На Вечере эти странные предложения прозвучали во второй раз. Еще задолго до нее, вскоре после чуда насыщения пяти тысяч, иудеи искали Спасителя и нашли Его в Капернауме, рыбацком поселении на берегу Галилейского озера, которое Мессия любил и совершил там немало чудес. Его называют «город Иисуса».

Капернаум. Открытые истоники.
Капернаум. Открытые истоники.

«…Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес…

Я — хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть  Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни;

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день;

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие;

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем;

Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною…

Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.

Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?

…С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин.6:32;51-57;59-60;66).

Иисус в Капернауме: исцеление расслабленного. Картина из открытых истоников.
Иисус в Капернауме: исцеление расслабленного. Картина из открытых истоников.

Все основные идеи Христова учения воплотились в Тайной Вечере: и жертва, и любовь, но главное в ней, как и во всем мировоззрении Иисуса, — Царство Божие. Им все начинается: есть не будет Он пасхи, доколе не совершится она в Царствии Божием; пить не будет от лозы виноградной, доколе не придет Царствие Божие. Им все и кончается:

«…И Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство;

Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем…» (Лк.22:29-30).

И вот тут-то слышный всему Иерусалиму трубный глас из Храма возвестил, при восходе первых звезд, начало нового дня — пятницы. Ночь уже во всей земле обетованной, тьма кромешная. Здесь же, в Сионской горнице — полдень: высшая точка, вершина истории, которую достигла лишь кучка избранных людей из всего человечества за все время его существования. Будет Царство Божие во всем мире когда-нибудь — а здесь уже есть сейчас. Исполнилось, наконец, для близких Спасителя обещание Его: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк.12:32). На краткий срок впервые в истории вселенной воплотилось оно на горе Сион в доме Иосифа Аримафейского: «… Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк.14:15). Для Дюжины сие блаженство уже наступило: вкус хлеба и вина в Евхаристии — вкус Царства Божия, несравнимый с нектаром и амброзией Олимпа, сомой и хаомой персидских и индийских небес!

Жрецы трубят в шофары – ритуальной трубы. Фото из открытых источников.
Жрецы трубят в шофары – ритуальной трубы. Фото из открытых источников.

Апостолы это поняли, дошло сие и до их собственных учеников.  Радость от Причащения — главное у ранних христиан. «Всегда радуйтесь» (1 Фес.5:16), — не зря призывал Павел единоверцев, как бы откликаясь на слова Иисуса: «…Да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна» (Ин.15:11).

Апостол Павел. Открытые источники.
Апостол Павел. Открытые источники.

Конечно, и в христианской общине Иерусалима, и у первохристиан в Сионской горнице присутствует идея смерти, жертвы, крови: Тело Его, живого, ломимо; Кровь Его изливаема. Ест и пьет Учитель в последний раз на земле — завтра будет в гробнице.

Тело в иудейской гробнице. Living in the Taim of Jesus of Nazareth. Peter Connolly 1983. Israel.
Тело в иудейской гробнице. Living in the Taim of Jesus of Nazareth. Peter Connolly 1983. Israel.

Продолжу о Евхаристии - в следующем выпуске.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3285/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.