Старообрядцы жили на Клинской земле всегда. Согласно сведениям царских чиновников, в 1869-м году в Клинском уезде проживал 1361 сторонник раскола. Думаю, что на самом деле их было больше. В двадцати двух деревнях существовали общины беспоповцев и приверженцев поповского толка. В деревне Кузнечково большинство жителей причисляло себя к староверам. В деревнях Ситники и Некрасино половина жителей придерживалась старообрядчества. Кладбище, о котором пойдёт речь в этой статье, находится как раз рядом с Некрасино.
Кладбище располагается за деревней, рядом с участками для многодетных семей. Ещё несколько лет назад оно было почти заброшенным, но сейчас местные жители понемногу приводят в порядок старинные надгробия. Вероятно в советское время кладбище было разорено.
Здесь погребено тело раба Божия Григория Лаврентьевича Кашаева. Родился 1820-го года января второго дня, скончался 25-го мая 1890-го года.
Именно эту могилу я очень хотел увидеть. Купцы Григорий Лаврентьевич Кашаев и Иван Васильевич Васильев создали небольшую ткацкую фабрику в деревне Некрасино. Предприятие представляло из себя деревянное здание, в котором стояло небольшое количество ткацких станов. Проработало оно совсем недолго и в итоге сгорело. Новую фабрику решено было строить из кирпича, на противоположном берегу реки Вяз. Кирпич производился здесь же, из местных залежей глины. Для оснащения фабрики в Англии было закуплено более трёхсот современных станков. Со временем развитие производства стало неподъёмным делом для Григория Лаврентьевича и он взял в долю своего племянника из Перми - Ивана Никитича Кашаева, служившего в Волжско-Камском банке. Тот поначалу стал бухгалтером, ну а потом дорос до управляющего фабрикой. Иван Никитич организовал «Товарищество Высоковской мануфактуры», куда в качестве учредителей были приглашены шотландец Роберт Мак-Гилл, барон Фёдор Львович Кноп, коммерции советник Иван Карлович Прове и предприниматель Карл Иванович Гести. В общем, управлять предприятием стали в основном иностранцы, которые состояли на русской службе или зарабатывали в Российской империи.
С Фёдором Львовичем Кнопом связан один интересный факт. Его отцом был Людвиг Кноп или Лев Герасимович Кноп, как для удобства называли его в России. Он основал Кренгольмскую мануфактуру и сколотил огромное состояние в Российской империи. За заслуги в деле развития текстильной промышленности император Александр II пожаловал ему титул барона. Потомком дочери Людвига Кнопа, Луизы, является нынешний председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Фабрика постепенно разрасталась, рядом с ней появился посёлок, ставший со временем городом Высоковском. Подробнее о нём я писал здесь.
На Некрасинской улице сохранился старинный дом с покрытыми глухой резьбой пилястрами и окнами, украшенными резными наличниками. Местные жители называют его ссудно-сберегательным товариществом и конторой фабрики Кашаева. Некоторые старожилы говорят, что с дореволюционных времён в этом здании располагалась библиотека. Прошлое дома окутано тайной, но он определённо как-то связан с семейством Кашаевых.
На известняковом надгробии начертан отрывок из псалтыри за упокой:
«Содетелю и Творче, Зиждителю и Избавителю, ослаби отпусти, Христе Боже, и душу его помилуй, егда хощеши испытати, тогда пощади, Милостиве; приими душу его, Владыко, сведыи тайная».
На этом камне я смог различить лишь фамилию Кашаев. Или Кашаева, точно не определить.
Под сим камнем погребено тело Лаврентия Л. Кашаева, скончавшегося 1871 марта 1(?) дня. Житие его было 79-ть лет и 8-мь месяцев. Тезоименитство его было...
По всей видимости этот человек был отцом Григория Лаврентьевича Кашаева.
Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим...
Я не смог разобрать, что написано дальше.
Под сим камнем погребено тело рабы Божией Агрипины Григорьевны Григорьевой. Родившейся 23 июня 1830 года, скончавшейся 7 сентября 1880 года в ... часа пополудни.
Дорогому дядюшке признательный племянник Василий Яковлевич Кудров.
Почётный гражданин Иван Никитич Кашаев. Родился пятого ноября 1847-го года, скончался 24-го сентября 1912-го года.
Фёкла Даниловна Кашаева. Родилась 16-го сентября 1846-го года, скончалась 29-го ноября 1900-го года.
Могила того самого Ивана Никитича Кашаева и его жены.
Под сим памятником погребено тело Фёдора Васильевича Кашаева. Родился 14 (?) апреля 1869 года, скончался 16-го ноября 1907-го года.
Известное прибежище в час памяти товарищу - сослуживцу от служащих Высоковской мануфактуры, 1907 год.
Под сим камнем лежит тело Кузьмы Даниловича Виноградова, скончавшегося 13-го марта 1888-го года. Жития его было пятьдесят лет.
... Николаевны Кашаевой, скончавшейся 1844-го года марта 26-го дня. Жития ей было 36 лет. Тезоименитство ей было 19-го марта.
Некоторые надгробия всё ещё погружены в землю. Многие ещё не найдены и не выкопаны.
Сложно разобрать, что написано на них. Лишь узоры, орнаменты, православные кресты и розетки в форме цветов ещё просматриваются.
За кладбищем дорога уходит в сторону леса. По сторонам мелькают покосившиеся заборы и заваленные набок сараи.
Кое-что кажется странным. Ручьи здесь текут не по обычным трубам, а по массивным туннелям, сделанным из тюбингов и бетонных колец квадратной формы.
Дальше встречаются поваленные бетонные заборы и полуразрушенные постройки непонятного назначения.
Повернув направо я иду по дороге, заваленной битым бетоном.
И выхожу к обширной площадке с основаниями разрушенных стен. На закате существования советского государства тут планировалось построить один из четырёх автоматизированных пунктов управления противовоздушной обороной Москвы. Это был северо-западный пункт. Северный располагался близ Бужаниново, неподалёку от Ярославского шоссе. Руины юго-западного пункта можно увидеть под Рузой. Ну, а южный находится в посёлке Пролетарский по дороге на Серпухов. Ни один из них не был достроен. Работы были заморожены по причине отсутствия финансирования в начале девяностых. Окончательно строительные площадки были заброшены и разворованы в начале двухтысячных.
Строительство велось на фоне серьёзных экономических проблем и невооружённым глазом видно, что экономили на всём. Качество строительства - плохое. Сперва рылся котлован, потом в него заливали бетонное основание. На нём возводили стены, снаружи всё покрывали толстыми стальными листами. В итоге получалось двухэтажное сооружение, которое по окончании строительства предполагалось засыпать сверху землёй. Внутрь вели два или три входа.
Эти сооружения были не особо хорошо защищены. Я однажды видел, что бывает в случае попадания ракеты в подобный поземный объект. Вот так это выглядит. Это был бункер югославской армии и над ним было примерно два метра земли. До такого в нашем случае дело не дошло. То, что осталось от недостроенного сооружения разрушили черметчики. Теперь оно выглядит как кладбище советской военной мощи. А по соседству находится старинное кладбище старообрядцев.