Представим ситуацию, вы съели мороженое на улице, вам нужно куда-то выбросить обертку, но куда? Если вы находитесь там, где чисто и нет мусора, вряд ли вы бросите мусорна землю. Однако, если место усеяно мусором, окурками, то будете ли вы искать мусорный контейнер? Скорее всего, нет. Здесь и так намусорено, зачем же искать отдельное место, если можно кинуть прямо здесь.
Еще пример: представьте, что стоит дом. Одно окно в нём разбито. Мимо идут люди, смотрят на окно, и у них создаётся впечатление, что в этом доме полная анархия. Поэтому очень скоро кто-то разобьёт и другие окна. И ничего за это не будет. Только дом уже будет сиять пустыми оконными проёмами по всему периметру. Всё это спровоцирует чувство безнаказанности. Оно, как зараза, распространится по всей улице. А затем охватит и весь район, давая сигнал к более серьёзным и опасным преступлениям.
Это работает эффект разбитых окон. Теория, доказанная социологом Джеймсом Уилсоном в 1982 году. Эта теория утверждает, что попустительство общества к мелким правонарушениям, таким как выбрасывание мусора в неустановленных для этого местах, вандализма, публичного пьянства и прочие, непосредственно провоцирует людей на совершение более серьёзных правонарушений.
Уверена, что все мы часто сталкиваемся с этим эффектом в жизни. Переполненные мусорки, неприличные граффити на стенах, сломанные скамейки. Но ничего не меняется к лучшему, люди только ворчат на социальные службы и управляющие компании. Что-то из разряда «За окошком дождь и град. Это Пyтин виноват!», ну вы знаете)))
А на предложение навести порядок тут же приходят типичные оправдания по типу – «Я что, рыжий, зачем я буду один делать?», «Это не наше дело, пусть им занимаются специальные организации» «Остальные же так делает, почему я должен делать по-другому?» и т.п.,
Каждый хочет, чтобы изменился кто-то другой, а потом уже, может, изменится и он сам. И это происходит годами. Так мы получили общество равнодушных людей.
Я понимаю, что сложно одному поменять сложившуюся ситуацию вокруг. Но можно не сразу и не одному. Я уже писала о том, как мы незаметно для себя оказываемся в болоте. Когда не замечаем мелких изменений в жизни, грязи и мусора. Это называется «бытовая слепота». И единственный вариант, как из этого болота выбраться – постепенно, маленькими шагами, ежедневными позитивными усилиями.
Так и с разрухой вокруг – позитивные изменения маленькими шагами. Убрать мусор в парке за собой и за другими, собрать друзей и организовать субботник во дворе, скинуться по сотне и покрасить вроде как ничейный забор рядом с детской площадкой.
Я знаю, что очень сложно прибирать за другими. Ведь все вокруг колхозное, все вокруг ничье. И это «ничье» «должны» убирать специальные службы. Ну, тогда надо сначала эти службы на уши ставить, а если реально «ничье», а тебе мешает бардак, так наводи порядок, а не ворчи!
Мне нравится отрывок из книги Муравьева О.С. "Как воспитывали русского дворянина". Linka-Press. Москва. 1995 г.
"В конце 1940-х годов на одной из постоянных баз геологических экспедиций был исключительно грязный общественный туалет. Но, разумеется, не это, привычное для всех, обстоятельство привлекало всеобщее внимание, а то, что на базу в составе одной из экспедиций, должен был приехать потомок древнего княжеского рода. "Мы то, ладно, потерпим, — шутили геологи, — но что будет делать Его светлось?" "Его светлость", приехав, сделал то, что многих обескуражило: спокойно взял ведро с водой, швабру и аккуратно вымыл загаженную уборную...
Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего, что убирать грязь — не стыдно, стыдно жить в грязи."
Я не голословна в своих философских статьях. Мы с друзьями постоянно делаем что-то «за себя и того парня». Высаживаем деревья, наводим чистоту, делаем ремонт в Доме Культуры, хотя нам за это не платят. Ведь мы для себя этот ремонт делаем, чтобы самим ходить в чистый и красивый клуб, чтобы приятно было. И не важно, что я в этом клубе уже много лет не работаю. Мне не сложно прийти и помочь в ремонте.
Помните, в той рекламе «Тебе, что – больше всех надо?» Да! Мне больше всех надо!» Я хочу жить в чистом месте, смотреть на красивые вещи, прививать ребенку чувство прекрасного, а не учить ворчать и сваливать все на других.
Если я одна что-то не могу сделать, то позову друзей. Не надо говорить, что люди равнодушные и ничего не хотят сделать общественного. Многие хотят, но боятся начинать сами. Им легче пойти за кем-то, поддержать хорошие идеи.
Может у нас село какое-то особенное. Много неравнодушны людей. У нас такие девушки в совете ветеранов. Сами инициативу не проявляют, но только свистни, они мигом примчатся и горы свернут! «Значит так, цементный завод... Я! Погрузка угля. Я! Уборка конюшен. Я!» И не жалуются, нос не воротят, потому что знают, что разруха начинается там, где всем наплевать на то, как живут.
Всё-таки прав был профессор Преображенский: «Разруха – это мираж, дым, фикция! Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.»
А вы как считаете, надо ли прибирать за другими, если специальные службы не торопятся? Может зря все это?
С вами была Ольга Усачева. Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries
Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь