Молодая девушка и ее отец, обладающие экстрасенсорными способностями, спасаются от правительственных агентов.
Хотя и роман Стивена Кинга, и оригинальный фильм "Воспламеняющая взглядом" (1984) относятся, строго говоря, к 1980-м годам, основная движущая сила повествования - протагонист и его дочь в бегах от теневого правительственного агентства - относится к 1970-м годам. И хотя действие второй экранизации, казалось бы, происходит в наши дни, с небольшими корректировками оно могло бы происходить в любом десятилетии из последних пяти или около того.
Контекст триллера с политическим подтекстом также придает истории чувство срочности, которого не хватает многим рассказам Кинга - которые не спешат устанавливать нормальность перед тем, как развязать сверхъестественный ужас, - и позволяет избежать проблемы, от которой страдают многие фильмы по его произведениям. Некоторые книги имеют настолько сложные сюжеты и большой актерский состав, что при сжатии их до пары часов они превращаются в серию "значимых" реплик диалога; каждый момент должен донести смысл, и нет возможности передать плотные атмосферные детали, которые делают эти длинные романы работающими.
Именно поэтому так много фильмов по Кингу оставляют зрителя неудовлетворенным, и "Доктор Сон" (2019) - яркий тому пример. Неудивительно, что большинство лучших экранизаций Кинга были сделаны по более коротким или, по крайней мере, более простым романам или повестям: не только "Кэрри" 1976 года (которая, наряду с "Мертвой зоной" Дэвида Кроненберга 1983 года, имеет сильное сюжетное сходство с "Воспламеняющая взглядом"), но и "Мизери" (1990), "Останься со мной" (1986), "Мгла" (2007), "Побег из Шоушенка" (1994) и так далее. "Воспламеняющая взглядом" также выигрывает от того, что в центре внимания находится одна семья, а не более широкий круг людей, что сводит к минимуму необходимость тратить время на объяснение биографии и взаимоотношений персонажей.
По меркам Кинга, это роман средней длины, и в этой постановке для Blumhouse сценарист Скотт Тимс ("Хэллоуин убивает") мудро следует общему плану первой части, а затем сокращает или просто выбрасывает большую часть. В результате фильм получился небольшим не только по продолжительности, но и по актерскому составу, количеству локаций, использованию VFX и даже по визуальному колориту: операторская работа Карима Хуссэйна, в которой много крупных планов, но мало широких и длинных, подчеркивает, что главные герои оказались в ловушке своих обстоятельств и больше озабочены собственным выживанием, чем последствиями необычных событий, в которые они вовлечены.
На 20 минут короче, чем версия оригинала 84-го года (которая не понравилась Кингу), и движется гораздо быстрее чем новая версия, открывается с младенца, и то, как она поджигает игрушку над своей кроваткой, просто подумав об этом, сразу дает понять, что она и ее способности станут темой фильма. Но вскоре фильм переносится на несколько лет вперед; девочке Чарли (Райан Кира Армстронг) уже около 12 лет, и мы знакомимся с ее отцом Энди (Зак Эфрон) и матерью Вики (Сидни Леммон).
Ее родители отговаривают юную Чарли от использования ее умения разжигать огонь ("Я не особенная, я монстр", - плачет она, а папа успокаивает ее тем, что "плохое уже давно прошло"), хотя ее отец использует свои экстрасенсорные способности, чтобы зарабатывать на жизнь как психотерапевт, помогающий бросить курить. Они с Вики, как выясняется, участвовали в качестве студентов в эксперименте по изучению действия нового препарата под названием "Лот-6", который неожиданно наделил их обоих телепатическими способностями; но способность Чарли зажигать огонь пугает их по сравнению с их относительно незначительными возможностями.
Не менее пугающим является и то, как "Магазин", федеральное правительственное агентство "черных операций", чья деятельность, похоже, во многом основана на некоторых более далеких от паранормальных явлений попытках ЦРУ во времена холодной войны, намерено выследить их - и оно получает свой шанс, когда взрыв, вызванный Чарли в ее школе, обнаруживается на тепловизоре. (Возможно, этот несчастный случай в кабинке школьного туалета является лукавой отсылкой к предполагаемому повсеместному распространению старшеклассников, занимающихся вейпингом в своих туалетах, и в этом случае он заслуживает аплодисментов).
Далее основное действие фильма следует за преследованием Чарли и ее родителей агентами "Магазина", которыми руководит капитан Холлистер (Глория Рубен) и в число которых входит Рейнберд (Майкл Грейес), странный одиночка, проявляющий личный интерес к этому делу.
После немного медленного начала "Воспламеняющая взглядом" набирает темп и никогда не ослабевает, а поскольку исходный роман сокращен до нескольких основных эпизодов, остается достаточно времени, чтобы уделить каждому из них должное внимание; в отличие от многих адаптаций Кинга, здесь нет ощущения поспешного прохождения истории, которая слишком велика для одного фильма. И действительно, хотя пирокинетические эффекты радуют своей свирепостью в относительно редких случаях, когда они используются, более спокойные сцены часто оказываются одними из лучших: Чарли непреднамеренно поджигает кошку, еще не научившись контролировать свои способности, Чарли в лесу работает над их освоением, эпизод с тремя мальчиками, которые обнаруживают, что она не самая лучшая девочка для издевательств.
Есть несколько отсылок к предыдущему фильму, хотя и не слишком много. Например, эпизод, где Энди обманывает кого-то, заставляя поверить, что ему дают большую сумму денег, повторяется в другом контексте, а Рэйнберд, который в фильме 1984 года выдавал себя за уборщика, здесь на самом деле работает им. Легкие вкрапления юмора тоже хорошо подобраны (не только идеальный момент для реплики "лжец, лжец, штаны горят", но и сцена, где Энди торжественно говорит своей дочери, что пирокинез "ранит тебя изнутри"; "на самом деле, это даже приятно", - отвечает она).
В актерском составе новому "Воспламеняющая взглядом" не хватает восхитительной аморальности Мартина Шина в роли Холлистера и откровенного сумасбродства Джорджа С. Скотта в роли Рейнберда в фильме 1984 года, но Рубен получился интересным альтернативным Холлистером - мы почти можем поверить, что она говорит правду, когда обещает, что хочет помочь Энди и Чарли, или, может быть, она сама почти верит в это - в то время как Грейес в роли Рейнберда, к счастью, не имеет столько глупых квазимистических реплик, сколько было у Скотта. Кертвуд Смит в роли доктора Уэнлесса, организатора оригинального эксперимента Лот-6, играет так же сильно, как и его предшественник Фредди Джонс; считайте это данью уважения, возможно.
Эфрон и Армстронг оба хорошо играют в фильме, который полностью зависит от них. Эфрон, возможно, не дотягивает до стандартов, установленных Дэвидом Китом в 84-м году, но достаточно убедителен в роли мужчины, который пытается быть уверенным в себе ради своей дочери и одновременно справляется с собственным беспокойством по поводу ситуации и своих убывающих сил. Армстронг всего на несколько лет старше Дрю Бэрримор в фильме 84-го года, но играет эту роль гораздо более зрело; это работает так же хорошо, но по-другому.
Неожиданным бонусом стал саундтрек: Джон Карпентер (который первоначально должен был стать режиссером первой версии) создал прекрасную партитуру в своем характерном минимальном, настойчивом стиле, в сотрудничестве со своим сыном Коди Карпентером и Дэниелом Дэвисом.
Другой герой "Воспламеняющая взглядом" называет Чарли "супергероем в реальной жизни", однако этот фильм совсем не похож на фильм о супергероях. Приземленный и не показушный, он делает - скромно, но хорошо - то, к чему стремится большинство хороших ужасов и большая часть хорошей научной фантастики: привносит удивительное в обычное, с результатами, которые одновременно поразительны и ненавязчивы. Он никогда не войдет в высший эшелон адаптаций Кинга наряду с "Кэрри" и "Сиянием" (1980), но новый "Воспламеняющая взглядом" — это хорошо сделанное прямолинейное развлечение, и в своей не экстравагантности он, по крайней мере, не уступает оригиналу.
#кино #кинообзор #кино на вечер #фильм на вечер #обзор на фильм #рецензия на фильм #фантастика #драма #стивен кинг #ремейк