Я уже неоднократно говорил про транспортёрную ленту на главном уклоне (если быть точным – в наклонном стволе шахты, но мы называли его уклон). Длина конвейера изначально составляла 800 метров и пока на него сыпал уголь только один добычной участок (проходческие забои не в счёт – угля от них не много), всё было нормально. Но затем со старого района на новое поле пришла ещё одна бригада добычников, нагрузка на магистральную ленту увеличилась вдвое и... случилась авария – лопнуло резиновое полотно с металлическими тросиками внутри, лента порвалась. Сработали уловители, прочно застопорив верхнюю ветку ленты с углем. На подготовку стыков к вулканизации я и попал во время практики (ссылка в конце публикации).
Проработала лента не долго и снова порвалась от протяжённой длины, большого градуса подъёма и высокой нагрузки. Две добычные лавы работали образцово, угля грузили немеряно, «чёрное золото» еле-еле умещалось на ленте шириной 1,6 м. Металлические тросики вновь не выдержали и лопнули, полотно разошлось. На сей раз уловители не справились со своей задачей и лента, полная угля, убежала вниз. Конструкцию става раскурочило в хлам, выбило несколько кругов арочной крепи, высыпалась ж/б затяжка вместе с породой, в кровле образовался солидный купол. Шахта встала на ремонт, добыча угля прекратилась.
Дабы не испытывать судьбу в третий раз, решено было ленту разделить на две, чтобы снизить нагрузку на полотно. Так и сделали: на середине уклона врезали хвост первой ленты и приводную головку второй. Быстрей-скорей запустили конвейер, чтобы возобновить добычу угля. Обслуживающий участок уже по ходу дела оборудовал её под ездовую. В это самое время на шахту приехала комиссия из ВГСЧ с проверкой. Так называемую «экскурсию» им проводил кто-то из высшего начальства шахты (вроде бы гл.механик, но это не точно).
Первая (утренняя) смена. Прошлись по шахте, посмотрели, пора выдвигаться на-гора. Вышли на хвост второй ленты – лента работает. Добычные участки стоят на плановом ремонте, значит, езда будет на пустой ленте. Поднявшись на посадочную площадку, «экскурсовод» говорит членам комиссии:
– Езжайте за мной, делайте как я!
И первым прыгнул на высокоскоростную ленту. ВГСЧ с ранцами на спине последовали за начальником.
Ехать на пустой ленте комфортно. Но иногда бывало, что по ней воздушной струёй гонит вниз угольную крошку. Она противно бьёт по лицу, норовя запорошить глаза. В таком случае опускаешь лицо в ленту и крошка колотит по каске. Но где ты едешь в данный момент времени, имеешь лишь предположительное представление.
Ситуация с угольной крошкой случилась и в тот раз. Едут начальник с комиссией по ленте, а им навстречу летит крошка и ощутимо хлещет по коже. Начальник опустил голову вниз, то же самое сделали и члены комиссии. Начальник представляет где едет, никто из ВГСЧ этого не знает и полагаются на «экскурсовода».
Шахтёры участка КТ (конвейерный транспорт), обслуживающие магистральную ленту на уклоне, успели смонтировать сходную площадку перед приводной головкой, но ещё не повесили «лапшу» («будильник»), а концевой выключатель задрали слишком высоко (отрегулировать по высоте намеревались чуть позже). По сути, езда на ленте пока была запрещена. Но кто ж высокому начальству запретит?
В общем, уткнувшись в ленту, начальник прозевал сходную площадку и проморгал красный фонарь на концевом выключателе. И прямиком угодил в пересып со второй ленты на первую. В пересыпе его закрутило-завертело, а следом и ВГСЧ с ранцами туда же друг на друга попадали. Благо, шахтёр с лопатой спускался вниз по трапу, остановил ленту.
Итог: жутко поколотились все – и «сусанин», и члены комиссии. Вроде у кого-то из ВГСЧ был перелом руки, но в целом обошлось без тяжёлых увечий. Им невероятно повезло, потому что завершиться всё могло гораздо печальнее.
#шахтёр #шахта #лента #конвейерный уклон #происшествие #история