1. Наше будущее - Победа
Тысячу с лишним лет назад Господь через Солунских (Солнечных!) братьев Кирилла и Мефодия даровал нам азбуку и письменность. «Аз, Бога, Ведаю, Глаголь, Добро…» - разве же это не чудо – наша русская азбука!
Письменность и культура – первичны для любого общества. Письменность закрепляет народ в истории и вечности.
Именно общий язык, закреплённый в общей письменности, а значит, и в общей культуре, навеки сплотил нас, русских, бывших до того полянами, вятичами, кривичами, в единый народ. Русский язык и созданная на его основе письменность дали возможность и другим народам Руси-России чувствовать себя не пасынками, а полноправными детьми своей страны.
… Май – месяц Победы. Победы всех народов, объединённых русским языком, над общей бедой, над чёрной немотой зла (ведь изначально: немцы – немые, не мы).
«По-беда» - то, что стало после беды, преодоление беды – вот что такое победа. Сколько было на Руси и в России бед – столько и побед, иначе бы и России уже не было.
Без веры в Россию и Победу жизнь теряет смысл. Жизнь же без смысла – смерть при жизни. Как сказал поэт: «Смерть живая не ужас. Ужас – мёртвая жизнь».
В чём русская идея? В Победе – в преодолении беды.
Победа – это смертию смерть попрать! Победа – это живот свой за други своя положить! Победа – возлюбить ближнего своего…
Именно эта идея – победы добра над злом – закреплена в великой русской литературе.
И не случайно произведения о Великой Отечественной войне и о Победе стали огромным пластом русской литературы.
Не будь русской азбуки, не будь нашей письменности, не было бы ведь и песни «Вставай, страна огромная…», не было бы: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», не было бы: «Враги сожгли родную хату». Не зазвучали бы на весь мир, не будь они переведены на русский, написанные аварцем Расулом Гамзатовым строки: «Мне кажется порою, что солдаты…»
… Победа – не прошлое России, Победа – наше будущее!
2. Высший подарок
Письменность – воплощённое слово. Дар Божий! Но даром по-разному распорядиться можно.
Например, не так давно один польский писатель на встрече с читателями в нашей родной Вологодской областной библиотеке заявил: «Сейчас я пишу роман о мальчике, который пишет письма матери в ад… Это будет скандальный роман…» и т. д.
Да, можно и так даром слова и письменности распорядиться. Только забывать не надо, что и отвечать придётся перед Словом…
Чтобы поляков не обидеть, вспомню великих польских писателей: Адам Мицкевич, Генрих Сенкевич, Януш Корчак, Станислав Лем…
Кто-то ради скандала (и денег, конечно) пишет (посредством своего героя) письма в ад. А кто-то за слово (в том числе и письменное) и за дело своё – готов на смерть идти, как Корчак, например. Так всегда было. И будет – пока человек не утратил способность различать добро и зло, тьму и свет…
Мы, русские, славяне, счастливые люди, нам даны: великое славянское слово, великая славянская культура, великая славянская письменность. Даром, то есть в подарок. Как написал великий русский писатель украинец Гоголь: «Слово есть высший подарок Бога человеку»…
3. Распятые буквы
Дмитрий Сивиркин
* * *
Не знали Мефодий с Кириллом,
Что станет народ хамовит,
Каким попадёт гамадрилам
Изысканный их алфавит.
Что будут, как русское горе,
Как рыбки, попавшие в сеть,
На каждом корявом заборе
Распятые буквы висеть.
Что будет со смрадных экранов
В толпу, на потеху, в низы
Сходить в окровавленных ранах
Истерзанный русский язык.
И как от набега и срама,
От хама, от взятья в полон,
За стенами Божьего Храма
Для верных укроется он.
Да, вот какие строки 24 мая в День Славянской письменности я прочёл. И, как ни горько, должен согласиться. Ведь даже и библиотеки, День которых отмечается 27 мая, лишь отчасти остаются убежищем русского слова. К сожалению, и в библиотеках ныне за яркими глянцевыми обложками журналов и книг какие только слова не обитают…
Как сказал другой поэт – Николай Глазков:
Слово – мир особый и иной,
Равнозначный названному им.
Если слово стало болтовней –
Это слово сделалось плохим.
Это слово пагубно стихам,
Это слово дом, который сгнил,
Лучше бы его я не читал,
Не слыхал, не знал, не говорил.
Но в стенах наших храмов вечным неповредимым Словом, на русском языке сказанном, укрепляемся. Читая Пушкина и Гоголя, русский язык пьём душой… Тем и спасаемся.
А иначе как жить, видя, что на родной Украине (да и в России таких хватает) выросло поколение младших сыновей Тараса Бульбы. Кто остановит нынешних «андриев», поднявших руку на своих братьев ради западной «прелести»?
Вот пророческое слово Гоголя и остановит. Я верю в это…
4. Русская правда
«Аз, буки, веди, добро…»
Великий язык – получил равновеликую огранку, возможность быть запечатленным в веках. Кирилл и Мефодий, безусловно, стали выразителями Высшей Воли… «Русская правда», «Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве»… Все эти великие творения русского духа и мысли, мы через тысячелетие читаем и воспринимаем, как своё, родное, жизненно важное, благодаря нашей азбуке, нашему алфавиту…
«Правда», «земля», «хлеб», «Русь», «Родина»… Этим словам тысячи лет. Они были до нас, их произносили наши пра-пра-предки. Они будут после нас, пока будет на земле русский язык. А «язык» по-русски – это и народ («И назовет меня всяк сущий в ней язык…», - сказал великий носитель и представитель русского языка – Пушкин).
В одном из писем Александру Яшину, другой наш великий поэт, Николай Рубцов, писал: «Я употребляю в своих стихах слова, которые были тысячи лет до нас, и будут тысячи лет после нас…» Не в этом ли и секрет его такой простой, понятной и дорогой каждому из нас поэзии… В этом. В искреннем слове, в слове ответственном… За всякое слово, за мысль облечённую в слово, за слово облечённое в письмо – нести ответ.
Славянская письменность и христианская культура – то, что сделало нас русскими людьми. Именно русскими (не кривичами, вятичами, полянами, чудью и весью), единым народом… В нашей письменности – тысячелетний опыт, в нашем слове – голос наших предков, в наших мыслях и делах будущее наших детей и внуков…