Найти тему
pdd-zaprosto

Мой первый автомобиль. Занятие 6. Бережем КПП.

Очень легко отработать движения, производимые при переключении передач по следующему алгоритму - разгон, нажатие педали сцепления с одновременным отпусканием педали газа, смена передачи, отпускание педали сцепления и нажатие на педаль газа.

Но есть некоторые нюансы, на которые новички не обращают внимания или не знают о них, и допускают ошибки, в результате которых происходит нежелательное поведения автомобиля.

Первая ошибка - нет синхронности в нажатии педали сцепления и отпускании педали газа после разгона. Запоздала педаль газа - услышали рев мотора. Запоздала педаль сцепления - потеряли разгон (произошел процесс торможения двигателем, о котором мы будем говорить позже). Устранение ошибки достигается практикой отработки синхронности.

Вторая ошибка - дерганье рычага переключения передач. С болью в сердце приходится наблюдать, когда водители, которых даже и не назовешь неопытными, со стажем в два-три года, резко перебрасывают рычаг переключения с одной передачи на другую, что же говорить о новичках.

Варианты оправданий:

- а меня так учили;

- а почему так нельзя?;

- там же стоят синхронизаторы (на знающих такое слово, я смотрю с восхищением, даже если они не знают его значение).

Может не совсем будет удачной аналогия с дверью, но мне она кажется достаточно убедительной. Представьте, что распахнули дверь в комнату и сразу ее захлопнули, а вы в это время должны успеть прошмыгнуть в дверь, не прищемив себе какую-либо часть тела. А если открытую дверь придержать, выдержав паузу, то без риска можно зайти в комнату.

Процесс переключения передач можно сравнить с переходом из одной комнаты в другую через коридор. Первая передача - нахождение в одной комнате; выключили передачу (нейтральное положение рычага или как в народе говорят - "нейтралка") - вышли из комнаты в коридор; вторая передача - вошли в другую комнату. Т. е. в нейтральном положении мы делаем короткую паузу, а не сокрушаем стены, ломясь из одной комнаты в другую, минуя коридор.

Я советую переключать передачи на счет раз-два-три. Раз - передача выключена, два - пауза в нейтральном положении, три - включение следующей передачи. Делать паузу слишком уж длинной нет необходимости - достаточно доли секунды. Весь процесс движения рычага при переключении передач занимает примерно две секунды. Опытные водители переключают передачи достаточно быстро, но плавно и мягко, не задумываясь о паузах, со стороны кажется будто и нет никакой паузы, но она вложена как раз в плавность движения. (Перечитаем нулевое занятие.)

Третья ошибка - нет слаженности в работе педалей сцепления и газа после переключения передачи. При этом главная ошибка в этом случае у новичков - резкое отпускание педали сцепления. Т. е. водитель отдергивает левую ногу, будто его укололи в пятку. Если за мгновение до этого еще и нажать на педаль газа, то автомобиль сделает неприятный рывок. Поэтому необходимо научиться всегда отпускать педаль сцепления плавным движением. Примерно также как и при трогании, но без задержки в "точке трогания" (вспомним занятие 2 и еще раз нулевое занятие). И не спешите нажимать на педаль газа, пока полностью не отпустите педаль сцепления, в этом случае также избежите рывка автомобиля. В дальнейшем, с практикой, придет умение уже во время отпускания педали сцепления плавно поднимать обороты двигателя без рывков и замедлений.

И в заключение хотелось бы отметить еще одну деталь. Иногда ученики задают такой вопрос - при переключении передач на повышение мы соблюдаем последовательную цепочку 1-2-3-4-5, а при снижении скорости движения автомобиля мы должны проходить эту цепочку в обратном порядке? Ответ - нет, не обязательно. При переключении на понижение мы включаем ту передачу, которая будет соответствовать скорости движения нашего автомобиля. Более того, даже при повышении скорости движения необязательно соблюдение строгой последовательности переключения передач на единицу. Некоторые водители в иных ситуациях считают целесообразным переключать передачи с повышением на две единицы. Т. е. при соответствующем разгоне допустимо переключение с первой передачи на третью или, например, со второй на четвертую. Прошу начинающих водителей принять эту информацию просто к сведению, но не как руководство к действию, потому как для таких манипуляций необходима хорошая практика вождения автомобиля.

Следующее Занятие 7. Держим дорогу.

Ссылка на предыдущее занятие