Среди засилья современных книг о детстве - с токсичными родителями, незабываемыми обидами и незаживающими ранами - эта, как глоток свежего воздуха! Ода детству - не безоблачному, но безусловно счастливому.
О "Приключениях Чика" писала здесь:
Большой писатель
Книги Фазиля Искандера - это концентрат иронии, наблюдательности, никому ничего не навязывающей мудрости, лиричной философии. И только потом сюжет.
Его юмор - не тот, от которого будешь смеяться в голос и до слёз.
Чтобы овладеть хорошим юмором, надо дойти до крайнего пессимизма, заглянуть в мрачную бездну, убедиться в том, что там ничего нет, и потихоньку возвращаться обратно. След, оставленный этим обратным путем, и будет настоящим юмором.
Ф. Искандер "Начало" (из сборника "Праздник ожидания праздника")
Кем его только не называют ученые люди - и русским Маркесом, и русским Фокнером. Полная ерунда весь этот поиск аналогий - их нет.
"Праздник ожидания праздника"
Герой книги - абхазский мальчик, в некоторых рассказах уже юноша. Повествование ведётся от первого лица, но нет сомнений, что это тот же Чик.
Он сражается с петухом, не дающим ему проходу, царствующим над курами во дворе тётушки, как турецкий паша в гареме.
Теперь я понимаю, что это был замечательный боевой петух, но он не вовремя родился. Эпоха петушиных боев давно прошла, а воевать с людьми - пропащее дело.
(рассказ "Петух")
Он учится плавать и чуть не тонет. И именно поэтому, спасённый, плывет опять.
Разоблачает иностранного шпиона, много лет притворявшегося его сумасшедшим дядюшкой.
Слушает рассказ дедушки о выселении абхазцев в Турцию.
Предпочитает подставить спину под укол, лишь бы не провалиться с позором у доски на уроке математики.
Вместе с дядей Кязымом переживает за его скаковую лошадь, отданную на фронт.
Влюбляется, получив письмо, которое пишут раз в жизни, и мучительно переживает разрыв.
Приезжает в Москву учиться и пытается разгадать таинственный интерес москвичей к погоде:
- Тише! - встряхивается вдруг кто-нибудь и подымает голову к репродуктору. - Погоду передают.
Все, затаив дыхание, слушают передачу, чтобы на следующий день уличить её в неточности. В первое время, услышав это тревожное "Тише!", я вздрагивал, думая, что начинается война или ещё что-нибудь не менее катастрофическое.
<...>
Нельзя же сказать, что такой испепеляющий, изнурительный в своем постоянстве интерес к погоде объясняется тем, что человеку надо пробежать до троллейбуса или до метро? Согласитесь, это было бы довольно странно и даже недостойно жителей великого города. Тут есть какая-то тайна.
(рассказ "Начало")
Он открывает в себе счастливый дар находить потерянные вещи и щедро делится им с другими людьми, иногда возвращая потерянное к их полному неудовольствию.
..земля детства - это мокрый, загадочный берег после отлива, на котором можно найти самые неожиданные вещи.
И я всё время искал и, может быть, от этого сделался немного рассеянным. И потом, когда стал взрослым, то есть когда стало что терять, я понял, что все счастливые находки детства - это тайный кредит судьбы, за который мы потом расплачиваемся взрослыми. И это вполне справедливо.
(рассказ "Время счастливых находок" )
Детство как праздник ожидания главного праздника, счастье с верой в грядущее ещё бОльшее счастье - вот чем наполнена эта книга.
А заканчивается она так:
И ещё одно я твёрдо понял: все потерянное можно найти - даже любовь, даже юность. И только потерянную совесть ещё никто не находил.
Это не так грустно, как может показаться, если учесть, что по рассеянности её невозможно потерять.
Детям или взрослым?
Теоретически аудитория книги - 12+. Один из рассказов - "Тринадцатый подвиг Геракла" - входит в школьную программу 6 класса. Но взрослым она даст больше, потому что детство от них дальше.
А если кино посмотреть?
Экранизаций две: "Время счастливых находок" (1969 г.) по избранным рассказам сборника и 3-х серийный "Праздник ожидания праздника" (1989 г.) , куда вошли отдельные рассказы из 2 книг - одноимённой и "Приключения Чика". Посмотрела несколько отрывков - первая экранизация совсем не то, вторая - ближе, но...
Искандер из тех писателей, чьи книги полноценно перенести на экран просто невозможно. Неизбежны потери. И даже голос автора за кадром в 3-х серийном фильме не спасает.
Можно послушать аудиокнигу в великолепном исполнении Игоря Князева онлайн и совершенно бесплатно.