24 мая 2014 года во время боевых действий в Донбассе был убит фотокорреспондент.
Очень жаль, но бывает, — наверное, так можно было бы о нем сказать. Он же все-таки в горячую точку попал.
Только вот незадача: этот фотокор — итальянец Андреа (Энди) Роккелли.
И это несколько меняет взгляд на ситуацию, потому что и для нацистов во власти Украины, и для их западных хозяев имеет большое значение происхождение журналиста. Нет, не потому что своего им жалко, скорее наоборот.
Вот представьте: нацистам и западу нужно сформировать в своём обществе определенное мнение относительно событий на Украине. При этом журналисты какой страны доставят им самые большие неудобства, как думаете?
Легче всего было с украинскими журналистами и блогерами, когда их просто заставляли писать то, что нужно, а несогласных вычисляли по ip-адресам и убивали (как Олеся Бузину). С русскими обозревателями тоже все было достаточно просто: людей убедили, что в России, как в Северной Корее, «диктатура» не позволяет писать правду, что там сплошная «пропаганда» и «тотальный контроль», от которого сами русские страдают.
Но вот что, скажите на милость, делать с журналистом из Европы, который захотел поехать на Украину и увидеть все своими глазами?
В глазах украинского и европейского общества он как бы не заинтересованное лицо, а значит, источник наиболее объективной информации.
И это хуже всего. Потому что открывать миру правду ни украинские, ни западные власти не намерены.
Это только сейчас европейцы начинают прозревать, и в горячих точках работают западные журналисты, которые своими глазами увидели звериную жестокость нацистов и реальный Донбасс.
И уже ничего не утаишь, не скроешь.
А в 2014-м не то, что объективной, а вообще никакой информации в принципе ни в западных СМИ, ни в блогах просто не было.
Смог бы европейский мир остаться безучастным к жителям Донбасса после просмотра фотографий европейского фотографа? Такого, как Роккелли?
Я уверена — нет.
А вы решите сами, я выложила для вас его работы.
На снимках Энди — история многодетной семьи Кущевых из Славянска, которая пытается пережить бомбардировки украинских силовиков, пряча детей в сыром подвале. Внутри — песок, чтобы тушить пожар, лопата, чтобы откапывать детей, и продукты. Серия фото называется «Мы не звери». Кущевы рассказали фотографу, как они уговаривали украинских солдат не стрелять по своему народу.
Россия интересовала Андреа последние несколько лет. Здесь он работал подолгу и приезжал много раз.
«Он не был человеком, который приезжает на три дня, делает фотографии и забывает о них на следующий день. Роккелли работал над каждой фотоисторией до тех пор, пока не чувствовал себя в ней как дома. Мог несколько раз возвращаться в одно и то же место», — рассказали сотрудники Роккелли.
По словам его наставника, Алекса Майоли, работа на Украине стала для 30-летнего фотожурналиста продолжением его российской темы: «Он интересовался Россией, а не войной».
Ну а до начала войны в Донбассе Энди снимал майдан и выкладывал фото в сеть в режиме реального времени.
Как видите, на Украине он стал известен достаточно, для того чтобы его работы набили оскомину нацистам.
А потому есть все основания предполагать, что от итальянского журналиста избавились намеренно, ведь именно так и привыкли поступать на Украине с неугодными.
«У Роккелли был большой опыт работы в горячих точках — до Украины он был в Тунисе, Ливии, Афганистане. При этом, как рассказали его коллеги, Андреа был осторожным человеком, который никогда не пошел бы на ненужный риск. Он хорошо понимал, что ему надо вернуться домой, где его ждали жена и сын», — подтвердили коллеги Роккелли. — «Он никогда не был безрассуден, мы уверены, что и в этот раз он не лез на рожон».
Итальянские СМИ провели собственное расследование и пришли к выводу, что Роккелли убрали украинские военные по приказу Киева.
Издание Lamezia live выпустило статью с заголовком «Эксклюзив: итальянский фотожурналист Андреа Рокелли был убит, потому что он был неудобен». В материале журналисты ссылаются на документ, опубликованный «Русской весной», который адресован командующему Нацгвардией Украины Юрию Алерову.
«Теперь в распоряжении следователей Милана появился авторитетный документ, который проливает свет на план киевских властей по искажению улик произошедшего двойного убийства» (Lamezia live).
В нем упоминаются девять солдат ВСУ в качестве свидетелей в деле Рокелли, а также оглашается факт инструктажа этих свидетелей, который провели командиры с целью поддержки официальной версии украинской стороны.
«Андреа Роккелли навлек на себя гнев системы, так как продемонстрировал и рассказал всему миру об ужасных преступлениях, которыми запятнал себя киевский режим, проводя неизбирательные бомбардировки жителей Донбасса» (Lamezia live).
И резонанс достиг своей цели. 12 июля 2019 суд в итальянском городе Павия приговорил неонациста Виталия Маркива к 24 годам тюрьмы за причастность к гибели итальянского фоторепортера Андреа Роккелли в Донбассе в мае 2014 года.
Как написано в приговоре, именно Маркив, в чьи обязанности входило наблюдение за своим сектором у подножья Карачуна, заметил безоружных репортеров и открыл по ним огонь из автомата, а после этого — скорректировал убивший журналистов огонь минометов подразделения Вооруженных сил Украины, которое располагалось неподалеку.
Уроженец Тернопольской области Виталий Маркив в возрасте 14 лет переехал с Украины в Италию, получил итальянское гражданство, так как его мать вышла замуж за итальянца. Украинское гражданство он сохранил, хотя двойное гражданство запрещено украинскими законами.
Во время Майдана 2013-2014 он приехал на Украину участвовать в протестах. Весной 2014-го он добровольцем вступил в один из националистических батальонов, ринувшихся подавлять ополченцев Донбасса.
Когда Маркив в 2018 году прилетел к матери в Италию, он был тут же арестован в аэропорту по подозрению в причастности к убийству. В планшете Маркива были найдены фотографии, сделанные на месте гибели журналистов. По мнению следователей, на них отображалась позиция самого Маркива, с которой просматривалось и место трагедии.
Приговор сразу же испугал украинское руководство, и все силы дипломатии во всю прыть бросились вызволять осужденного нацгвардейца. Зеленский хлопотал за него перед папой римским и президентом Италии. Арсен Аваков вместе с омбудсменом лично летали на суд. Украинская сторона организовала международную кампанию Free Markiv и даже сняла документальный фильм в его защиту.
Международная кампания оказалась успешной для украинской стороны и 3 ноября апелляционный суд в Милане полностью оправдал Виталия Маркива, который уже на следующий день вернулся на Украину.
Долетел с почетом: за аренду частного самолета для доставки Маркива из Италии было заплачено 836 244 гривен (порядка 2,3 миллиона рублей).
На следующий же день после прилёта нациста Зеленский наградил Маркива орденом «За мужество» 3-й степени, заявив, что «решение по делу нацгвардейца и его освобождение — это также победа Украины на международном уровне».
Награжден был, по сути, неонацист, позировавший со свастикой, человек с двойным гражданством, что запрещено на Украине, участник добровольческих батальонов, действовавших вне правового поля, обвиняемый в убийстве двух журналистов.
Кстати, примечательно, что одним из первых, кто поздравил Маркива с освобождением, было посольство Великобритании на Украине, что наводит на мысль о причастности британских служб к его оправданию.
В то время, когда сотни граждан Украины годами сидят в СИЗО без суда и следствия, знаковые дела, вроде убийств Павла Шеремета или Олеся Бузины, не доведены до конца, а убийцы выпущены на свободу, власти Украины уделили особое внимание именно этому делу.
Это еще одно доказательство того, что на Украине преступления националистов останутся безнаказанными, а власти будут и далее оправдывать и покрывать их.
«То, что я делаю, — это сбор убедительных и неоспоримых доказательств. Кто-то собирает пустые гильзы на месте преступления, кто-то — показания свидетель. Это доказывает, документирует. Так я вижу работу репортера сегодня — доказать»,— говорил Андреа Роккелли.
Огромная вам благородность, Андреа, от россиян и всех людей этого мира, желающих знать правду.
Вы доказали.
Убедительно и неоспоримо.