Последняя статья из цикла о "учёном пирате" Уильяме Дампире. Ссылки на предыдущие статьи - в конце.
8 марта 1702 года умер король Англии Вильгельм III. Его жена Мария умерла ещё в 1694 году. После смерти Вильгельма на английский трон взошла Анна Стюарт, младшая сестра Марии Стюарт, и последняя королева из династии Стюартов. Муж королевы Анны Георг (Джордж) Датский был назначен ею лордом-адмиралом, и так уж вышло, что он был не только знаком с Дампиром, но и оказывал тому покровительство. Правда, вмешиваться в ход судебного процесса над Дампиром лорд-адмирал не стал (возможно, он ещё не вступил в должность, ведь суд состоялся 8 июня 1702 года). Впрочем, на репутацию Дампира приговор суда особо не повлиял, его всё так же считали учёным, путешественником, исследователем - и чуть-чуть пиратом. Но, если вспомнить, как всего около двадцати лет назад лондонский свет принимал Генри Моргана, вызванного с Ямайки для дачи объяснений по поводу пиратских действий - в этом нет ничего удивительного. А ведь пока Морган вращался в свете, его кузен и покровитель, тоже отозванный с Ямайки по тому же поводу, сидел в Тауэре - лишь потому, что не был "романтичным морским разбойником".
Так что Дампир не очень пострадал. Уже в следующем году он был представлен королеве Анне, и даже "был удостоен чести приложиться к её руке". Поводом для аудиенции послужили два события - выход третьей книги Дампира "Путешествие в Новую Голландию" (так раньше называли Австралию) и подготовка новой экспедиции в Тихий океан, на этот раз - в качестве капера. Целью экспедиции был захват "манильского галеона", того самого, который хотел перехватить Джон Кук и который тщетно подстерегал капитан Сван, оба - бывшие капитаны Дампира.
Испанцы не рисковали отправлять свои корабли через Индийский океан и вокруг мыса Доброй Надежды, слишком много опасностей (в том числе пиратов, и тех, кто был не прочь "пограбить награбленное") подстерегало их в пути. Всё, что было необходимо доставить в Испанию, свозили в Манилу, столицу Филиппинских островов, а оттуда раз в год отправлялся галеон в Акапулько - разумеется, под надёжной охраной. Уже из Мексики товары доставлялись в Испанию, через Атлантический океан. И конечно, годовой доход колонии был добычей весьма существенной.
В конце апреля 1703 года Дампир вышел в море на корабле "Святой Георг" (не намёк ли на покровительство лорда-адмирала?). Он шёл в Ирландию, где к нему присоединился гребной фрегат "Синк Порт" под командованием Чарльза Пикеринга, в качестве вспомогательного судна. Старшим помощником Пикеринга был назначен Томас Стредлинг, а боцманом - шотландский моряк Александр Селькрейг, записанный в судовой ведомости как "Селкирк". Под этой фамилией он и вошёл в историю.
В сентябре оба корабля подняли якоря. Им предстояло дойти до побережья Западной Африки, затем Бразилии, обойти мыс Горн и вдоль побережья Южной Америки добраться до Панамского залива. И не забывать по пути захватывать встречные испанские корабли, да и пару-тройку городов разорить не мешало бы.
После того, как экспедиция покинула Бразилию, умер капитан вспомогательного судна Чарльз Пикеринг. На его место был назначен Томас Стредлинг, а старшим помощником выбрали Александра Селкирка. Следует сказать, что эти двое не ладили между собой с самого начала, но раньше их взаимную неприязнь контролировал капитан. Теперь же вражду усмирять было некому.
Во время дальнейшего плавания ничего особенного не происходило, разве что добыча оказалась слишком мала. Поэтому, когда экспедиция достигла Галапагосских островов, Дампир объявил о намерении совершить нападение на богатый город Санта-Марию, который он однажды уже грабил, когда был в команде Джона Коксона. Однако нынешний поход оказался ещё более неудачным, если в прошлый раз пиратам удалось захватить город, то сейчас они не смогли даже подойти близко. Губернатор Панамы, узнавший, что неподалёку действуют каперские корабли, отправил в Санта-Марию подкрепление, и пираты угодившие в засаду, вынуждены были отступить
Вернувшись на свои корабли, незадачливые корсары подняли паруса - и тут им привалила удача. В непосредственной близости от их недавней стоянки был замечен большой испанский корабль - этот приз Дампиру захватить удалось. После этого корабли разделились, Томас Стредлинг пошёл на юг, а Дампир остался крейсировать в Панамском заливе, ведь цель экспедиции, захват манильского галеона, выполнена не была.
Когда "Синк Порт" подошёл к островам Хуан-Фернандес, вражда между капитаном Стредлингом и его старпомом Селкирком достигла апогея - и последний попросил капитана высадить его на одном из островов. Стредлинг охотно согласился, и, несмотря на то, что Селкирк чуть позже передумал, и просил не бросать его - корабль ушёл. Александр Селкирк остался в одиночестве, имея лишь ружьё, запас пороха, пуль и немного припасов. На этом острове ему предстояло провести четыре года.
Дампир в это время обшаривал Панамский залив в поисках призов. Не слишком успешно - впрочем, ему удалось захватить испанский барк, который он присоединил к своей флотилии и переименовал в "Дракон". Капитаном на этот барк был назначен Джон Клиппертон.
База Дампира в это время находилась на острове Кокос. Там и остановился "Святой Георг" - для ремонта и чистки днища. Клиппертон в это время действовал самостоятельно, и смог захватить ещё один корабль. А потом повёл себя, как самый настоящий пират - погрузив на свой новый корабль половину продовольствия, он покинул Дампира - прихватив, вдобавок, каперский патент.
Но даже бегство Клиппертона Дампира не остановило. "Святой Георг" в сопровождении "Дракона" всё же вышел в море, и им, наконец, удалось увидеть манильский галеон... Галеон "Санта-Роза", который и в одиночку, наверное, смог бы утопить всю флотилию Дампира. И четыре сопровождающих его фрегата.
После этого и без того малочисленная команда была готова взбунтоваться. Матросы желали пиратствовать, а Дампир пиратствовать не желал. Изрядно поредевшая команда опять разделилась надвое - половина экипажа ушла на "Драконе" в свободное плавание, а половина осталась с Дампиром. Их верность была вознаграждена - налёт на остров Пина в заливе Гуяакиль был успешным. Здесь же корсары захватили бригантину, на которую и перебрались, покинув "Святой Георг", и решив возвращаться в Англию. Бригантину Дампир назвал "Оправдание" - и понятно, почему. Его плавание вряд ли можно назвать удачным, вдобавок, когда "Оправдание" бросил якорь в порте Батавии на острове Ява, Дампир был арестован и помещён в тюрьму, как пират, ведь его каперский патент был похищен Клиппертоном. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и в 1707 году он вернулся в Англию.
Это возвращение было не таким триумфальным - в основном, из-за пайщиков. Каперская экспедиция - это коммерческое предприятие, и, не получив ответа на вопрос: "Где деньги, Уилл?" кредиторы Дампира были вынуждены довольствоваться обещанием будущих барышей. А обещать было что, как раз в это время снаряжалась экспедиция Вудса Роджерса, и Дампир стал его главным штурманом.
В 1708 году эскадра Роджерса вышла в море. Всего два корабля, "Дюк" и "Датчис", 30 и 26 пушек. Путь через Атлантику не доставил особых трудностей, правда, однажды Роджерсу пришлось устроить показательную порку команды. Добравшись до островов Хуан-Фернандес, Роджерс и Дампир забрали оттуда почти полностью одичавшего Александра Селкирка - потом он расскажет свою историю Даниэлю Дефо. Остров, на котором он жил, так и называется - "Робинзон". А соседний остров назвали уже в честь самого Селкирка.
Самым громким делом экспедиции Роджерса стала осада Гуяакиля. В целом, предприятие оказалось гораздо более успешным, нежели плавание Дампира, добыча оценивалась в сумму около четверти миллиона фунтов. Но подробный рассказ об экспедиции Роджерса я всё же приберегу для статьи про самого Роджерса.
Эта экспедиция завершилась в 1711 году. А в 1712 году вышла книга Вудса Роджерса "Путешествие вокруг света"- по тем временам, бестселлер. И при чём тут Дампир...
Он всего лишь умер в 1715 году, проведя последние годы жизни в уединении. Не он ли эту книгу и написал???
От неугомонного скитальца осталось немного - долги на 2 000 фунтов (выплаченные Роджерсом, как доля добычи в каперском предприятии), рукопись его первой книги, которая и сейчас хранится в Британском музее, и портрет кисти Томаса Меррёя с подписью: "Уильям Дампир. Пират и гидрограф". У него нет даже могилы... А может быть, он всё ещё путешествует по свету, движимый только лишь страстью к приключениям?
P.S. Напоследок меня понесло в лирику и роз... гм, субстанцию... Но пусть будет. Это ведь не учебник истории.
Предыдущие статьи: