Хоть мыс Лисученко официально и расположен в Партизанском районе Приморского края, справедливее будет сказать, что он находится в Находкинском городском округе. Место это практически равноудалено от двух популярных батонно-туристических направлений – бухты Шепалова на Юго-Западе и бухты Триозёрье на Северо-Востоке. Но в отличие от них, добраться на автомобиле, а уж тем более с комфортом, к нему не получится (хотя, находятся и очень талантливые путешественники, что, скорее, можно считать исключением из правил, а значит, и их подтверждением). Пешая часть маршрута занимает около трёх часов, за которые необходимо преодолеть примерно десять совершенно потрясающих километров, где узкие дорожки вдоль скалистых берегов сменяются вполне сносными грунтовыми дорогами, грунтовые дороги превращаются в крутые и ухабистые подъёмы, подъёмы становятся направлениями, а те, в свою очередь, лесными тропками. И всё это сопровождается захватывающими дух видами окрестных сопок, безлюдных бухт, скальных комплексов и разнообразием местной флоры.
Сам мыс находится к Северо-Востоку от мыса «Поворотный» (на котором расположен одноимённый маяк, входящий в список 12 объектов проекта Маяк Приморье) и имеет географические координаты: 42°41'07.6"N 133°08'57.2"E. Нанесён на карту в 1860 году экспедицией шхуны «Восток» и назван в честь Лисученко Григория Захаровича – флотского топографа, унтер-офицера и, по совместительству, одного из руководителей топографической экспедиции В.М. Бабкина, занимавшейся описью береговой черты.
Шхуна «Восток» часто (простите) всплывает, когда речь заходит об исследовании Приморского края. Она была одним из первых в мире судов со стальным корпусом и первым русским судном на Дальнем Востоке, имеющим паровой двигатель. Построена и спущена на воду в Англии в 1851 году, а в 1852 году приобретена Е.В. Путятиным для сопровождения фрегата «Паллада» в местных водах. В дальнейшем судно имело различные назначения, но окончило свою службу в качестве участника топографических экспедиций. Если быть точнее, то осенью 1883 года при осуществлении работ по «Отдельной съёмке Восточного океана», села на мель вблизи острова Стенина, входящего в состав архипелага Римского-Корсакова, и была разбита штормами. По иронии, работы проводились под начальством капитана А.С. Стенина.
Пешая дорога к мысу Лисученко начинается из бухты «Авиаторов», добраться до которой можно со стороны бухты «Спокойная» (ранее Тазгоу) на автомобиле практически любой степени проходимости. В начале маршрута даже имеются несколько указателей, некоторые из которых, по правде, заметить довольно сложно. Из приятных моментов – колодец с чистой водой на самом старте, красивый вид на береговую линию с небольшой сопки, на вершине которой установлены лавочки для уставших путников, и панорама «Долины Атлантов», центром которой является мегалит «Замок».
Преодолев несколько довольно крутых подъёмов, дорога становится более пологой и уже в большей степени пролегает по вершинам хребтов (хотя, и спуски, и подъёмы ещё, безусловно, повстречаются на пути). На этом этапе можно «выдохнуть» и любоваться весенним лесом, уходящим в морскую синеву, разнообразием флоры и любопытными каменными изваяниями, некоторые из которых остаются в равновесии вопреки законам физики.
Сам мыс сложен из гранита и отвесно обрывается в море. Обрывы мыса красновато-серого цвета и испещрены многообразными трещинами. В начале мая его склоны обильно покрыты цветущими рододендроном Шлиппенбаха, аквилегией, а также дикими луком и чесноком, которые вообще довольно распространены в подобных местах.
А так мыс выглядит с воздуха:
Блог Трепанга Кеши в VK
Блог Трепанга Кеши в Дзене
Блог Трепанга Кеши в некотором запрещённом источнике
#трепангкеша #иннокентий№2