Всё по Евангелию: «Просите, и дано будет вам», «ибо всякий просящий получает» (Мф. 7:7–8). Не дают — отряхнул прах со своих ног — иди дальше просить. И победишь — просьбой и молитвой. И Господь не оставит. Он из наших душ храмы строит.
Валентина Майстренко. Из материалов газеты 07-08 [235-236] | ИЮЛЬ-АВГУСТ | 2021.
— Владыка, как это ни парадоксально, нынешний наш разговор хотелось бы повести о вещах сугубо материальных. Вот мы сидим сейчас в Архиерейском доме, где не только расположено Епархиальное управление, но есть и прекрасный старинный зал для горожан, в котором проходят форумы, интереснейшие встречи, музыкальные вечера. Хотя всего лишь десять лет назад это красивейшее старинное здание погибало, и речь шла о сдаче его в аренду бизнесменам. Как удалось привести его в божеский вид, поставить на службу Православию и сделать украшением города? Ведь это всё стоит огромных денег.
— Так у всякого материального дела есть духовная основа, и об этом надо всегда помнить. Началось всё с молитвы ещё до моего приезда, когда возобновились службы на маленьком пятачке, в домовом храме Иоанна Крестителя. А ещё скажу: в этом полуразрушенном здании была особая благодать. По чьим заслугам, мы не ведаем, только Господь знает, Ему и слава.
А материальное… Смотря как к нему относиться! Если говорить о финансах, о бытовой стороне жизни, оно несущественно для истинно верующих людей. А кто из нас истинно верующий — мы не можем показать пальцем, и на себя тоже.
Просто относиться надо так, как дают нам примеры в Священном Писании. Другого источника и другого откровения о благополучной материальной жизни на Земле рода человеческого нет. Господь создал этот материальный мир. И Землю, и небо, и звезды, и человека, и всё это благословил, чтобы оно служило самому человеку. И после потопа сказал: «не буду больше проклинать землю за человека» (Быт. 8:21). Но в утверждение этого материального Господь дал другое нам: он дал армию своих святых, начиная от ангелов, а благодать их сильна, и завершая нашими мучениками, исповедниками, святителями, старцами. Поэтому и родились эти слова у Давида псалмопевца: «дивен Бог во святых своих» (Пс. 67:36)!
Поэтому Евангелие и говорит: кровь праведников на вас и на детях ваших! И Христос напоминает о том, как убили пророка Захарию между жертвенником и престолом. Господь всё знает и обо всех помнит. Помнит каждого замученного человека, каждого престарелого, оставленного родными, каждого убиенного младенца, каждого убитого солдата, каждую мать, оплакивающую своих погибших сыновей… И это всё горе и зло лежит на роде человеческом.
И если бы Господь не давал нам такое благо, как покаяние, изменение греховной нашей натуры, метанойю — так это звучит по-гречески, — наш мир не жил бы ни одной секунды, он бы сгорел, погиб. Спасается мир только благодатью, которую дарует Господь тем, кто следует за Ним, молится Ему. И молитва эта объединяет и спасает людей. Она, как благодатная роса, как благодатный дождь, покрывает мир. Она как крыша, как стены, которые закрывают дом от непогоды. И по сей день светом этим мир спасается.
Это особенно видно из жития пророка Илии, которого так любят у нас, по деяниям апостолов, которые проявляли любовь к миру и этим спасали людей. И зло погибало, споткнувшись о любовь. Ему нечего делать там, где любовь. Господь не слепой, Он видит зло и даёт любовь верующим, чтобы они спасали мир. Весь ропот современного человечества на плохую его жизнь исходит от незнания Божественной любви, от отказа от любви. А, оказывается, это заповедь Господа, это Его пример, явленный Им на кресте, и по Воскресении, и по сей день.
Поэтому, когда христиане в искушении от диавола говорят, что трудно спасаться... Не трудно! Это, мягко говоря, непонимание своего предназначения и эгоистическое желание, чтобы все были святыми! А забыли, что святость даруется Господом и что единственное, что нужно нам сделать: жить в этом материальном мире в любви и созидать свой материальный мир, одухотворяя его, и тогда он не станет для нас кумиром, а будет попросту орудием выживания.
— Есть другая крайность. Есть настолько аскетично настроенные христиане, которые говорят, что материальный мир ничто и что он — само воплощение зла…
— Это большая ложь, в которой вскрывается колоссальное, глобальное лицемерие! Заметьте: к материальному миру Господь даёт каждому человеку посильное отношение. Одному даёт дворцы, шикарные машины, управление огромным числом людей, но он молится, строит храмы и старается нравственно жить. Другому даёт Господь грядки, домик, постоянный физический труд. Он трудится и тоже молится. Третьему даёт детей рожать, поднимать, воспитывать, прокладывать им дорогу в жизнь. И он с молитвой поднимает своих детей. Всё это материальное, но оно не мешает всё время благодарить Господа, памятовать о Нём. А седьмому, восьмому или тринадцатому Господь тоже даёт, но диавол похищает это. И тому всё мало! Уже, как в евангельской притче, все житницы заполнены, и Господь наутро может душу забрать, но ему мало! Это уже поклонение идолу, это — путь погибели. Такая погоня за материальными благами, увы, есть и среди христиан. ?
— Есть предсказания о том, что в эпоху благополучия диавол куда больше душ заберёт, чем в дни тяжких испытаний…
— Так оно и есть… Мало всего нахватать. Надо же ещё и развлекаться. И тут подстерегают новые страсти: азартные игры, разврат… А Господь создал в мире красоту, чтобы она рождала в душе глубокую любовь к Нему, но эти люди уже её не видят и Бога ни за что не благодарят.
— Владыка, Церкви, священникам ведь тоже надо как-то выживать материально. Сейчас очень много говорят о материальном процветании батюшек, особенно об их автомобилях…
— И такое есть. Можно быть в церковном облачении и быть проповедником ада и погибели вечной — вот что самое страшное. Но такие случаи не типичны. Беда в том, что обострённое чувство справедливости и поиск некоей законности втягивает тысячи верующих, и особенно православных, в адскую войну за некую правду, за некую справедливость и уводит в страну повелителя по имени Люцифер. Некоторые из них и молятся, и крестятся, и понять не могут, что же с ними происходит. А они ради идеи своей давно от Христа отвернулись.
— В революцию немало было таких правдоискателей. В результате ради материальной справедливости залили страну кровью.
— Так и сейчас таких немало, которые устремляются за некой лживой, туманной правдой. Мимо Истины, мимо Господа, который всегда отдаёт Себя людям, но мы об этом забываем. Так не лучше ли обратиться к Господу? Не обращаются. И отсюда эти страшные вещи, что происходят на нашей земле.
— А идей заманчивых — море, они горой нагромождаются одна на другую — свобода слова, равенство мужчин и женщин, права человека, права ребёнка…
— Люди устремляются за ними, презревая главный дар Божий — дар свободы. Большей свободы, которую представляет человеку Господь, нет. Там нет места никакому насилию. Там нет места для слёз детских, потому что ребёнок имеет ангельские права. «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, — говорил Господь, — ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14). Забыли. И что сейчас делаем? Не пускаем!
Вот и испытывает нас Господь: войнами, катастрофами, страхами. Мы сейчас видим, как восстаёт народ на народ, как льётся братская кровь прямо по Евангелию. Братская кровь — это кровь всех людей, не только христиан, ибо все мы от Адама и Евы, все братья. Моря крови текут. Что происходит?
Самое страшное, что мы не возлагаем надежд на Господа. Возлагай упование на Господа, когда куска хлеба нет, и Он придёт и принесёт тебе мешок зерна.
— Как говаривали в старину, «дал Бог денёчек — даст и кусочек». Один батюшка многодетный рассказывал, жили в 90-е годы так голодно, что мечтали о картошке. Так мечтали дети, так молились. И вдруг кто-то привозит им поутру целый мешок картошки и оставляет у ворот.
— Вот. А мы забыли напрочь о такой молитве. И даже священники уже не уповают на Господа. Всё своими силами. А кто Спаситель наш? Вот беда-то какая: мы все ослепли от лжесвобод и не сделали главного. Мы не принесли икону Христа себе в сердце! Мы не расстались со своим атеизмом, а это ненасытное чрево, бездна ада! Поэтому вроде назвались христианами, а живут-то чревом, идолом этим. Страшное дело — такое ненасытное увлечение материальным. Отсюда и зависть, и всякие поклёпы, в том числе и на духовенство. Отсюда торжествует единственное только материальное мерило.
— Знаю священников, которые на велосипеде добираются на работу и с работы. Знаю тех, у кого маленькие детишки и трудно сводить концы с концами. И как им материально выживать в их бедных приходах?
— А Церковь их не оставляет, ни одного батюшку Церковь не оставляет. Да, нет роскоши, но и без неё можно детей и поднять, и выучить. А это ведь чудо и диво. Мы не только сами выживаем, но и находим возможность вдовам и сиротам помогать. Потому что, имея хоть что-то, отдайте часть нуждающимся: таков нравственный духовный закон, которым Господь учит нас руководствоваться в материальном мире.
А нарушения этого закона к беде ведут. Мы не дожили ещё до того страшного времени, когда люди будут просить хлеба, а вместо него будут одни слитки золота. Будут просить воды — и вместо неё — тоже золото. Бездонная пропасть любви к материальному, зависть, жадность, ненасытность губит души.
Но радостно от того, что мир всё равно поддерживается Господом. И сейчас самое святое время для верующих спасаться. Бог не оставил мир! Только воскликни от всего сердца, от всего помышления своего: Господи! И Он встанет рядом. И если надо, даст тебе и материальное, необходимое для жизни, и духовное для спасения души.
— Недавно читала воспоминания духовных чад о владыке Питириме (Нечаеве), он интересно предостерегал иных из них, когда говорил: «Не мешайте Богу». Богу виднее, что сейчас нужно человеку. Но мы Ему не доверяем.
— Вот именно. Нечего Бога приспосабливать под свои желания. Что хочется Ему, то пусть и делает. Трудно в материальном мире жить тому, кто за это материальное борется, как за святыню. И абсолютно легко жить, когда материальное есть необходимость для сохранения своей смертной оболочки от разрушительных процессов. Я очень люблю молитву Парфения Киевского, то, как самого себя он приспосабливает к материальному миру и просит за ближних: «Господи… буди отцом сирых, помощником угнетённых, врачом больных, утешителем умирающих...». А молитва старцев Оптинских, молитва Амвросииия Медиоланского, которую священники читают! Какие жгущие слова. А слова мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» (Лк. 18:13) — это разве не молитва? Или молитва митрополита Филарета Московского, когда он просит Господа: «Сам молись во мне!».
Вот и ответ, как жить в этом материальном мире. Стройте дома, покупайте машины, рождайте детей, возводите обители, идите в монахи, делайте всё, но только, чтобы Господь был рядом. Мирянин никогда и не призывался быть монахом. А вот молитва очищенная, политая потом, кровью и слезами, может быть создана только подвигом монаха. А возносят её ко Господу и монахи, и миряне.
— Но есть ли время мирянину возносить молитвы?
— Есть, просто молитва его должна быть в меру, но искренняя, покрытая любовью.
— Что значит в меру?
— Это значит по силам. Но их надо прилагать, потому что нет нам пути без молитвы! Поэтому святые отцы и дают нам молитвенные правила. Поэтому и говорили старцы: «молитва не дура — сама не идёт». И ведь какое слово обидное применяли — не дура! Усилие нужно для молитвы, воля. А сейчас в моду вошли желание и поиск «облегчённого» Православия… Но об этом нужен отдельный разговор. Скажу одно: в этом мире благоразумному, собранному духовно человеку легко решать материальные проблемы, для него они прах и не стоят никаких страданий.
— А как относиться ему, живущему в нужде, к богатым? Ведь огромное число людей — из советской эпохи, выросших в относительном равенстве, которые и представить не могли такого безумия, что в их советской стране появятся миллиардеры, скупающие яхты и целые футбольные команды, что нищие будут лазить по мусоркам.
— Надо понять, что богатство неправедное, оно — не благословлённое. Есть богатство, нажитое трудом. А есть богатство бандитское. Это не богатство — это горе, кровь, смерть. Это преступление, которое Господь не принимает. Как Он говорит? «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов» (Мф. 23:14)! Будем же молиться, чтобы народ наш восхищался благодатью Божией, чтобы богател в Бога. Тогда появятся и новые шахты, и заводы.
А чтобы жить лучше материально, надо трудиться. А то ведь что было узаконено в советские времена? Некоторые уже работали абы-кабы и ждали на праздник — кусочек колбаски и бутылку водки. Не положили камня в основание — отринули Самого Господа, поэтому в прах и превратилось всё. Такие заводы, фабрики, сельхозпредприятия погубили! Потому что песок вместо камня в фундаменте, вот и соответственный результат получили… Но не всё погибло — где Бог был, там уцелело.
— Да… Народ учится теперь жить при капитализме. Скажите, как налаживать отношения с богатыми, чтобы давали щедрою рукой на благие цели?
— Только просить смиренно с протянутою рукой, ничуть не смущаясь. Всё по Евангелию: «Просите, и дано будет вам», «ибо всякий просящий получает» (Мф. 7:7–8). Не дают — отряхнул прах со своих ног — иди дальше просить. И победишь — просьбой и молитвой. И Господь не оставит. Он из наших душ храмы строит. И мы неотрывны от Господа. Ведь лето Господне не кончается для тех, кто верует. И не кончится никогда!