Найти тему
михаил ригин

Сравнительная космология

Оглавление

КОРАН

БИБЛИЯ

БХАГАВАТАМ

И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Современная наука в свете священных писаний

Духовное знание с точки зрения современного научного знания.

Содержание

Введение___________________________________________________2

  1. Периоды творения_____________________________________________________3
  2. Древность Человека___________________________________________________13
  3. Гравитация __________________________________________________________19
  4. Солнце и Луна­­­­­­­­­­­________________________________________________________21
  5. Движение Солнца_____________________________________________________24
  6. Орбита Луны_________________________________________________________27
  7. Фактор времени______________________________________________________28
  8. Путешествия в космосе________________________________________________36
  9. Протяженность Вселенной_____________________________________________38
  10. Современная концепция Вселенной_____________________________________40
  11. Черные дыры_________________________________________________________43
  12. Большой взрыв_______________________________________________________44
  13. Эволюция____________________________________________________________46
  14. Источник____________________________________________________________49
  15. Ведическая концепция Вселенной______________________________________57

Заключения_____________________________________________________________65

Библиография __________________________________________________________67

Введение

Предмет этой книги – образование вселенной или описание творения, как оно раскрыто в священных писаниях, божественных книгах. Чтобы сделать наше исследование полным, мы использовали все доступные нам источники информации, чтобы можно было лучше понять и использовать вселенную, в которой мы живем. Особо мы исследуем источник информации, которым наиболее пренебрегают современные ученые, а именно, описания образования или творения вселенной, данные в священных писаниях, боговдохновенных книгах. Некоторые ученые говорят, что в этих книгах содержатся научные ошибки. Поэтому, мы проанализируем эти описания с точки зрения современной науки.

Противоречия между текстами писаний и научными данными всегда выделяется мыслящими людьми.

Некоторые знатоки говорят, что несоответствия между писаниями и наукой являются необходимым принципом для аутентичности священных текстов. Однако, по мере развития науки, стало ясно, что в научных идеях и представлениях имеются бесчисленные несовершенства. Каждый год новая научная концепция заменяет предыдущую. Существует множество теорий, некогда пригодных для освещения определенного явления, но которые были с течением времени опровергнуты по мере развития науки. Современные научные теории это результат спекулятивного исследования несовершенных людей. Поэтому, эти теории не могут быть приняты в качестве показателя истинности текстов писаний.

Современные исследования божественных откровений показывают, что данные, содержащиеся в писаниях, согласуются с научными фактами. Многие темы, сокрытые в писаниях, обладают научной природой и не могут быть отторгнуты из научной точки зрения.

Например, Коран часто упоминает разного рода природные явления. Тщательное исследование коранических текстов на арабском языке показывает, что Коран не содержит ни единого высказывания, которое было бы несостоятельным с научной точки зрения.

Сравнение научных данных и высказываний, содержащихся в писаниях, в основном показывает, что нет противоречий между высказываниями писаний и твердо устоявшимся современным знанием. Более того, в писаниях упомянуты факты, которые не открыты и поныне.

Мы должны также признать как факт, что иногда современное мирское знание помогает нам лучше понять и объяснить некоторые стихи из писаний, которые, до сей поры, оставались тайными, или даже непонятными. Ислам всегда считал религию и науку двумя сестрами. С самого начала ислам направлял людей культивировать науку. Однажды Святой Пророк Мухаммед сказал: «Идите искать знания даже в Китае». [1]

В другой раз он сказал: «Обширное знание лучше продолжительной молитвы, а религия поддерживается воздержанием. Лучше получать знание четыре часа в день, чем молиться целую ночь». [2] Применение этого предписания привело к мощному развитию науки во время эры исламской цивилизации. Сегодня научное знание помогает нам раскрывать другие аспекты текстов писаний. С другой стороны, свидетельства писаний дают нам новые научные идеи.

Тщательное изучение космологических концепций в писаниях и современной науке показывает нам, что писания и современное знание находятся в гармонии, а не в разногласии. Это ведет нас к установлению согласия между выводами, почерпнутыми из научных данных и концепциями, содержащимися в писаниях.

Это вечный и неизбежный закон природы, что факты всегда будут подтверждать свое существование, несмотря на неприятие тех, кто не убежден, раздражен или шокирован подобными открытиями.

1. Периоды Творения

Коран не предоставляет отдельного описания Творения. Вместо пространного описания по всей Книге разбросаны пассажи, которые относятся к определенным аспектам Творения. Эти пассажи предоставляют информацию о последовательных событиях, отмечающих развитие Творения с различной степенью детализации. Чтобы ясно отследить то, как эти события происходили, следует собрать вместе фрагменты, разбросанные среди большого числа сур.

Коран описывает Творение в шесть последовательных стадий. Это сказано в суре «Аль-А’раф» или «Вершины».

«Твой Господь есть Бог, Который сотворил небо и землю за шесть дней» (7.54).

Здесь арабское слово йаум, во множественном числе аййам, переведено в самом обычном его значении «день». На самом деле слово «дней» следует принять в значении «периодов». Самое обычное значение слова йаум это «день», но это скорее всего означает светлую часть дня, нежели продолжительность времени, протекающего от одного восхода солнца до другого. Множественное аййам может означать не просто «дней», но также «долгие отрезки времени», неопределенный период времени.

В двух других стихах Корана (32.5 и 70.4) мы можем найти слово йаум, которое явно означает «период времени». Так, в Коране говорится:

«… в какой-то День (йаум), что мерится одною тысячью годов по вашему (земному) счету » (32.5).

«… за день один (йаум), длиною в пятьдесят тысячелетий» (70.4).

Из этих стихов мы можем четко уяснить, что слово «йаум» означает период времени, который сильно отличается от периода, который мы подразумеваем под словом «день». Это также было замечено очень ранними комментаторами, такими как Абу аль Су’уд, в XVI веке н.э. Он считал, что для творения обсуждаемые отрезки времени должны означать не дни, а «события».

Один из современных комментаторов, Юсуф Али (1934), в своих комментариях на каждый из стихов, который относится к стадиям творения, настаивает на важности принятия, что слово йаум, которое повсюду истолковано в смысле «день», на самом деле означает «очень долгий период, или век, или эон».

В (7.54) слово «день» не означает день, в привычном смысле, а именно, один оборот солнца вокруг земли, поскольку в этом стихе слово «день» относится к условиям, которые начались до сотворения земли и солнца. Если в (32.5) и (70.4) слово йаум перевести как «день», тогда в (32.5) этот день равен тысячам наших лет, а в (70.4) он равен 50000 земным годам. Эти числа связаны с космическим временем и должны быть приняты в смысле очень долгих периодов времени. Итак, Аллах сотворил мир за шесть больших стадий.

Поэтому, мы можем сказать, что в случае сотворения мира Коран говорит о шести долгих периодах времени. Современные ученые ясно показали, что сложные стадии, ведущие к образованию вселенной, занимают длительные периоды времени. Они, однако, не могут определить, сколько стадий на это потребовалось. Тем не менее, современная наука предполагает, что Земля прошла в своем развитии через шесть больших эпох эволюции.

В суре «Ха-Мим» Коран (41.9-12) описывает творение, сводя вместе расчет земных и небесных событий. Вот эти стихи:

(Аллах, Бог говорит Пророку Мухаммеду)

«Скажи: « Ужель не веруете вы в Того,

Кто землю сотворил в два дня,

И в равные Ему других богов творите?

Ведь Он – Властитель всех миров.

Он прочно горы высоко над ней воздвиг

И ниспослал благословенье.

И за четыре дня Он пропитание распределил

Для всех, согласно их нужде.

И в завершение всего

Он утвердил создание небес,

Что были как бы пеленой из дыма.

И молвил Он и небу и земле:

«Добром или неволей, встаньте рядом!»

Они ответили: «В желанном послушанье

Сойдемся рядом мы».

Он семь небес в два дня установил

И каждому назначил службу.

Украсили мы ближний свод огнями

И обеспечили ему охрану-

Таков указ Мудрейшего – Того,

Кто безграничной власти преисполнен.

Кажется, что эти стихи противоречат утверждениям о шести периодах творения. Если сложить два периода образования земли с четырьмя периодами для обеспечения питания обитателям, плюс два периода для образования небес, получается восемь периодов. Тогда это противоречило бы шести упомянутым ранее периодам.

Однако, в (41.11) арабское слово тумма, переведенное как «в завершение всего», что также означает «далее» или «затем», может быть простым обращениям к событиям, которые были перечислены без намерения показать, что одна стадия шла вслед за другой. Вдобавок, периоды сотворения небес могут легко объединиться с двумя периодами сотворения земли. Есть основания считать, что события, описанные в (41-9-12) происходили одновременно. Еще одно соображение состоит в том, что четыре периода обеспечения питания земли являются под-периодами, которые заключены в двух периодах сотворения Земли. Это обоснованно потому, что процессы, описанные в стихах 9 и 10 на самом деле из одной серии. В первом случае бесформенная материя потребовалась для сотворения Земли, а во втором случае форма земли постепенно развивается, т.е. появляются горы, моря, животные и растения.

Интересно, что ведическое писание, Бхагаватам, описывает процесс сотворения райских и земных планет аналогичным образом.

Современная наука считает, сто планета солнце образовалось из единой туманности, а остальные планеты возникли из диска, окружавшего туманность. Не было перерыва между образованием солнца и других планет. Имеет место эволюционный параллелизм в единстве источника. Итак, писания и современная наука придерживаются схожих концепций.

В приведенных выше пассажах (41.10-12) сотворение Земли и эволюция жизни на нашей планете упомянуты вперед, а развитие небес на семь сводов упомяну вослед. В (41.11) говорится, что до того, как небо было разделено на семь сводов, оно существовало как дым, пар или туман. Аллах сначала сотворил первичную материю, в которой не было порядка, формы или симметрии. Это состояние называется Хаосом, чем-то противоположным Космосу в греческой космогонии. Следующей стадией должно быть превращение этой первичной материи в газы. Жидкости, или твердые тела. Как говорилось выше, четыре периода или дня для Земли и два периода или дня для небес. Если эти периода начались и закончились одновременно, тогда очевидно, что каждый период на небесах в два раза длиннее подобного периода на земле.

В Бхагаватам объясняется, что сначала из Господа проявилась материальная энергия. Это была гомогенная субстанция без формы или дифференциации. Затем, из этой первичной материи, под влиянием взгляда Господа и фактора времени проявились пять грубых материальных элемента, таких как эфир, воздух, огонь, вода и земля. Начиная с самого тонкого элемента – эфира и заканчивая самым грубым – землей. В дополнение говорится, что день на небесных планетах равен шести месяцам на земле и такова же ночь. Итак, двадцать четыре часа на небесных планетах равны одному году на земле.

Давайте теперь проанализируем библейское описание творения за шесть дней. Есть некоторые сходства в библейском и кораническом описании творения, особенно в отношении разделения процесса творения на шесть стадий.

Сотворение мира и его стадии занимает первую главу и самые первые стихи книги Творение. Давайте теперь изучим эти стихи из Библии.

«В начале Бог создал небеса и землю. Земля была безвидна и пуста и покрыта тьмой; и Дух Святой носился над водами» (Творение, 1.1-2).

Бхагаватам тоже объясняет, что в начале вселенная была скрыта тьмой. Затем Бог заполнил половину вселенной водой и занял Свое место над водой.

Однако, некоторые ученые говорят, что существование воды на этой стадии есть чистая аллегория. Они уверены, что на этой начальной стадии образования вселенной существовала газовая масса и будет ошибкой говорить, что там была вода.

В Бхагаватам мы можем найти ответ на это затруднение. Там объясняется, что вода, сотворенная Богом на начальной стадии вселенной, была нематериальной.

Далее, Библия говорит:

«И Бог сказал: «Да будет свет», и возник свет. И Бог увидел, что свет это хорошо; и Бог отделил свет от тьмы. Бог назвал свет Днем, а тьму Ночью. И был вечер, и было утро, день первый» (Творение 1.3-5).

Некоторые ученые говорят, что нелогично упоминать свет в первый день, когда причина света, солнце, было сотворено тремя днями позже. Тот факт, что существование вечера и утра было помещено в первый день, доказывает, что это было чистой аллегорией, поскольку существование вечера и утра, как элементов одного дня, приемлемо только после сотворения земли и ее вращения в свете солнца.

В Бхагаватам (3.20.16), однако, объясняется, что в начале вселенского творения, когда материя была структурирована, часть ее в высших областях вселенной сияла, словно тысячи пылающих солнц. Поэтому, в Бхагаватам утверждается, что на начальной стадии вселенной была сияющая материя, которая излучала свет.

Далее объясняется:

«И Бог сказал: «Да появится твердь среди вод и разделит воды меж собой». И Бог создал твердь и разделил воды, которые были под твердью от вод, которые были над твердью. И было так. И Бог назвал твердь небесами. И был вечер, и было утро, день второй» (Творение 1.6-8).

Некоторые ученые говорят, что это описание, объясняющее разделение вод на две массы является научно неприемлемым мифом. Однако, в Бхагаватам дается больше подробностей того, как, в начале вселенной, материя была разделена на 14 планетных систем и таким образом вода, существующая на 14 планетных уровнях была отделена от воды на дне вселенной.

Затем, идут стихи с 9 по 13:

«И Бог сказал: «Да соберутся воды под небесами в одном месте, и да появится суша». И было так. Бог назвал сушу Землей, а воды, которые были собраны вместе, назвал Морями. И Бог увидел, что это хорошо. И Бог сказал: «Да прорастет Земля растениями, несущими семя, и деревьями, несущими плоды, в которых семена, согласно виду каждого на земле». И было так Земля проросла растениями, несущими семя, согласно своего вида, и деревьями, несущими плоды, в которых были семена, каждое согласно вида. И Бог увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро, день третий».

Тот факт, что континенты появились в период земной истории, когда она была покрыта водой, вполне приемлем научно.

Хотя невероятно, чтобы высокоорганизованная растительность с воспроизводством посредством семян могла появиться до возникновения солнца.

Согласно Бхагаватам, различные виды растений были произведены на высших планетных системах, и переправлены на Землю.

Далее говорится:

«И Бог сказал: «Да будут светила в твердях небесных, чтобы отделить день от ночи; и да будут они для знаков, и для времен года, и для дней и лет, и да будут они светить в тверди небесной, чтобы лить свет на землю». И было так. И Бог сделал два больших светила, большее светило, чтобы править днем и меньшее, чтобы править ночью; Он сделал также звезды. И Бог помести их на тверди небесной, чтобы давали свет на землю, чтобы правили днем и ночью, и чтобы отделить свет от тьмы. И Бог увидел, что это хорошо. И был вечер, и было утро, день четвертый» (Творение, 1.14-19).

Итак, согласно «Творению», солнце не появлялось вплоть до четвертого дня. Поэтому, «дни» творения, описанные в Библии, являются не привычными для нас днями, но гораздо более длительными промежутками времени.

Многие считают, что слово «день», использованное в 1 главе «Творения» означает 24 часа. Однако, в «Творении» 1.5 Сам Бог разделил день на два меньших периода времени, назвав светлую часть «Днем», а темную – «Ночью». Все шесть периодов творения, прежде названных днями, названы в «Творении» 2.4 одним днем:

«Это история небес и земли во время их сотворения в день (все шесть периодов), когда Йегова, Бог, сделал землю и небеса…»

Еврейское слово йохм, переведенное как день, может означать разные промежутки времени.

Описание творения за шесть дней, упомянутое в Библии и Коране согласуются. Поэтому, мы можем из предыдущего анализа сделать вывод, что шесть дней Корана и Библии не означают наших обычных дней, но много большие периоды времени.

Довольно интересно, что творение, описанное в Бхагаватам, тоже происходило за большие промежутки времени. Говорится, что 24 первичных элемента потребовали 1000 лет на возникновение. Затем, объединение этих 24 элементов потребовало другие 1000 лет. Далее, образование 14 планетных систем тоже заняло большой период времени. Затем, между сотворением первого гуманоида и других видов жизни есть промежуток в 1000 лет. Следует отметить, что эти 1000 лет равны многим сотням тысяч земных лет. Потому, что согласно Бхагаватам, на разных планетных уровнях действуют различные временные шкалы. Существует также феномен расширения времени при перемещении от высших планетных систем на низшие.

В десятой главе третьей песни Бхагаватам девять стадий творения описаны следующим образом:

«Помимо творения, которое происходит естественным образом в результате взаимодействия гун материальной природы, существует девять других видов творения. Разрушение бывает трех видов: оно может быть вызвано вечным временем, материальными элементами или качественными характеристиками деятельности живого существа» (Бхагаватам, 3.10.14).

Творение и уничтожение происходят в рамках определенного времени. Три вида уничтожения таковы:

1) из-за определенного времени уничтожения всей вселенной,

2) из-за огня, который появляется со дна вселенной,

3) из-за чьих-либо качественных действий и последствий.

«На первом из девяти этапов творения создается махат-таттва – совокупность всех материальных элементов, в которой, благодаря присутствию Верховного Господа, происходит взаимодействие гун материальной природы. На втором этапе возникает ложное эго, и в нем формируются материальные элементы, материальное знание и материальная деятельность» (Бхагаватам 3.10.15).

На первой стадии материального творения, махат-таттва, или совокупность материальных составляющих, исходит из Господа. Взаимодействие материальных гун порождает ложное отождествление или ощущение, что живое существо возникло из материальных элементов. Это ложное эго является причиной отождествления тела и ума с «Я». Материальные ресурсы, способность и знание действия целиком появились на втором этапе творения, после махат-таттвы.

«На третьем этапе создаются объекты чувственного восприятия, которые в свою очередь порождают материальные элементы. На четвертом этапе творения возникает знание и способность действовать» (Бхагаватам, 3.10.16)

«На пятом этапе творения гуна благости, из которой создан ум, производит на свет управляющих полубогов. На шестом этапе возникает тьма невежества, которая окутывает живое существо, и под ее влиянием хозяин начинает действовать как глупец» (Бхагаватам, 3.10.17)

Живые существа на высших планетах зовутся дэвами. Дэвам доверено соответствующее управление различными функциями материального мира. После сотворения дэвов, все живые существа покрываются тьмой невежества. Каждое живое существо в материальном мире обусловлено стремлением контролировать ресурсы материальной природы. Хотя живое существо и не является хозяином материального мира, оно пребывает под ложным впечатлением, что владеет материальными объектами, поскольку оно обусловлено невежеством.

Энергия, называемая авидйей (невежеством), это запутывающий фактор обусловленных живых существ. Как описывалось прежде, на четвертом этапе творения была также сотворена энергия знания. Обусловленные живые существа не невежественны изначально, но под влиянием фактора авидйи они становятся невежественны и потому не способны использовать знание в должном направлении.

«На седьмом этапе творения создаются неподвижные живые существа шести видов: не цветущие плодовые деревья, деревья и растения, живущие только до созревания плодов, вьющиеся, трубчатые и стелющиеся растения, а также цветущие плодовые деревья» (Бхагаватам 3.10.19).

«На восьмом этапе творения создаются низшие формы жизни. Их подразделяют на двадцать восемь разрядов. Все они чрезвычайно глупы и невежественны. Они распознают объекты своих желаний по запаху, но лишены памяти сердца» (Бхагаватам 3.10.21).

«Сотворение человека, который существует только в одном виде и хранит съеденную пищу в желудке, происходит на девятом этапе творения. Люди находятся главным образом под влиянием гуны страсти. Они всегда хлопочут о чем-то в самой гуще полной страданий жизни, но при этом считают себя вполне счастливыми» (Бхагаватам, 3.10.26).

Таковы девять периодов творения, представленные в Бхагаватам. На самом деле каждый период занимает сотни тысяч лет. Итак, все писания соглашаются, что вселенная потребовала очень больших промежутков времени, чтобы быть сотворенной.

Согласно мнению современной науки, образование вселенной и Земли происходило в стадии, которые длились очень долго. Современная наука предполагает, что возраст нашей галактики примерно десять миллиардов лет. Согласно этой гипотезе, образование солнечной системы началось около пяти миллиардов лет назад. Изучение природной радиоактивности делает возможным определить возраст земли и время формирования солнца в 4.5 миллиарда лет назад. Итак, современная наука тоже утверждает, что вселенная была сотворена за очень долгий период времени.

Таким образом, «дни» в Коране и Библии означают стадии в эволюции физической природы. В библейской космогонии, (Творение1 и 2.1-7), которая отражает древнюю вавилонскую космогонию, дело выглядит так:

1) первый день, Бог творит свет;

2) второй, небеса;

3) третий, землю и растительность;

4) четвертый, звезды и планеты;

5) пятый, обитатели вод и птиц;

6) шестой, скот, рептилий, сухопутных зверей и человека;

7) на седьмой день Он закончил Свой труд и отдыхает.

«И на седьмой день Бог закончил Свои труды и отдыхал от всех Своих трудов. Так, Бог благословил седьмой день и освятил его, потому что в этот день Бог отдыхал от всех Своих трудов, которые Он совершал во время творения» (Творение 2.1-3).

Кораническая схема другая.

1) Аллах не отдыхал и не отдыхает:

2) Труды Аллаха не закончены; Его деятельность продолжается:

Он сводит повеление Свое с небес на землю,

И, (воплотившись на земле),

В какой-то День,

Что мерится одною тысячью годов

По вашему земному счету (Коран 32.5).

3) человек не появляется вместе с сухопутными животными; он возникает гораздо позже;

4) стадии не отделены четко одна от другой, в отличие от описанной выше библейской схемы, где звезды и планеты творятся на четвертый день.

Это непримиримое противоречие между Библией и Кораном по отношению к тому, отдыхает Бог или нет, может быть решено на основе объяснений, приведенных в Бхагаватам. Согласно Бхагаватам, Господь иногда входит в состояние йога-нидры, или мистического сна и Он видит сны, которые есть не что иное, как материальное бытие. Этот мистический сон Господа нельзя сравнивать со сном обыкновенных живых существ в этом материальном мире. Этот сон Господа трансцендентен, тогда как сон материальных людей материален и полон невежества. Бхагаватам также объясняет, что материальный мир есть отражение духовного мира. Поэтому, если сон имеется в материальном мире, это означает, что и в духовном мире есть сон. Разница лишь в том, что сон в материальном мире материален, а сон в духовном мире духовен.

Коранические стадии возникновения земли и небес не совпадают по времени для небес и земли. Обычно говорят, что шесть стадий таковы:

1) формирование нашей планеты из космической материи;

2) ее охлаждение и конденсация;

3) возникновение растительности;

4) и животной жизни;

5) параллельное возникновение звезд

6) и нашей солнечной системы.

Широко известный геолог Уоллес Пратт утверждает, что порядок событий – от возникновения океана до появления суши и возникновения морской жизни, а затем птиц и животных – по сути дела порядок, следующий принципиальному делению геологического времени. [3]

Процесс творения в книге «Творение» насчитывает 10 стадий в следующем порядке:

1) начало;

2) первоначальная земля во тьме, покрытая тяжелыми газами и водой;

3) свет;

4) атмосфера;

5) большие площади суши;

6) наземные растения;

7) солнце, луна и звезды, видимые в пространстве, и начало времен года;

8) обитатели вод и птицы;

9) дикие и ручные животные, млекопитающие;

10) человек.

Наука соглашается, что эти стадии проходили в этом общем порядке.

Известный биохимик Д.Б. Гувер говорит: «Возникновение мира согласно «Творению» и теория эволюции не могут быть согласованы. Одно должно быть верным, а другое – нет. История ископаемых согласуется с расчетом «Творения». В древнейших породах мы не обнаружили рядов ископаемых, отражающих постепенные изменения от примитивных тварей до развитых форм, но скорее в древнейших породах неожиданно появляются развитые виды. Между видами наблюдается полное отсутствие промежуточных форм». [4]

Зоолог Гарольд Коффин делает вывод: «если прогрессивная эволюция от простого к сложному верна, в кембрийских породах должны были бы отыскиваться предки этих полностью развитых существ; но они не были найдены и ученые признают, что очень мало вероятности, что они будут когда-либо найдены. На основе одних лишь фактов, на основе того, что действительно было найдено в земле, теория внезапного творческого акта, во время которого было создано большинство видов жизни, выглядит наиболее вероятной». [5]

Хотя Коран не приводит каких-либо космологических расчетов, мы можем найти точные космологические расчеты в ведической литературе. Так, Бхагаватам объясняет, что полный срок существования вселенной равен 311040000000000 земным годам. По окончании этого периода, вселенная свернется. Сейчас вселенной исполнилось 155521960853098 лет. Так что мы теперь живем во второй половине существования вселенной, которая будет длиться еще 155518039146902 земных года. Согласно Бхагаватам, планета солнце была сотворена в начале вселенной. Поэтому, мы можем прийти к заключению, что солнце появилось гораздо раньше, чем представляют современные космологи.

Однако, есть и другое очень важное соображение. В Бхагаватам объясняется, что через 155518039146902 года вселенная будет полностью уничтожена. Хотя за время существования вселенной имеют место периоды частичного разрушения. Эти частичные разрушения происходят согласно расписанию высшей планеты, называемой Сатйалокой. Частичное разрушение вселенной, которое происходит в конце каждого дня планеты Сатйалока, не затрагивает высшие планетные системы. Один день планеты Сатйалока длится 4320000000 земных лет. Планеты великих мудрецов не подвержены частичному уничтожению. Все планеты наделены различными качествами и характеристиками и каждая из них контролируется определенным расписанием абсолютного времени. Временная шкала, действующая на земле, не применима для других, более высоких планет.

Мы можем найти подобную концепцию, представляющую ход временив Коране (22.47):

И все ж они тебя торопят с наказаньем.

Но не нарушит Бог обета Своего,

Ведь день один у Бога твоего,

Как тысяча годов,

Которым (на земле) вы счет ведете.

В этом стихе объясняется, что тысяча лет равна одному дню в исчислении Бога. Согласно Бхагаватам, существует планета под названием Шветадвипа. Это проекция планеты Ваикунтхи в духовном мире. Эта планета Шветадвипа располагается выше планеты Ваишванара-локи. На Шветадвипе обитает Господь. Один день на этой планете равен тысяче лет на земле.

Согласно Бхагаватам, в конце вселенского дня, который длится 4320000000лет, вся вселенная погружается во тьму ночи. Под влиянием вечного времени бесчисленные живые существа остаются неактивными в течение этого частичного разрушения, и все замолкает.

Когда наступает вселенская ночь, все три мира, известные как Бхух, Бхувах и Свах разрушаются, а солнце и луна прекращают излучать свет.

Свет солнца и луны более не освещает вселенную, но сами по себе солнце и луна не уничтожаются. Они остаются в оставшейся часть вселенной, которая выше сферы трех миров. Часть вселенной, подвергшаяся уничтожению, пребывает во тьме и заполняется водой, и там дуют непрерывные ветры.

Разрушение происходит из-за огня, восходящего со дна вселенной, виду чего великие мудрецы и другие обитатели Махарлоки перемещаются на Джаналоку, потревоженные жаром пылающего огня, который поднимается снизу через все три мира.

В начале разрушения все моря выходят из берегов, и ужасные ветры дуют со страшной силой. Из-за чего волны морей становятся ужасными и в скором времени все три мира оказываются под водой.

В ведических произведениях объясняется, что пылающий огонь со дна вселенной поднимается в течение 36000 человеческих лет. Затем, в следующие 36000 человеческих лет идут непрерывные дожди, сопровождаемые сильными ветрами и волнами, и моря и океаны выходят из берегов.

Итак, во время частичного разрушения солнце не излучает свет в течение 4320000000 лет. Это известно как вселенская ночь. Затем, в начале следующего вселенского дня, солнце вновь начинает светить. В течение жизни вселенной проходит 36000 вселенских дней и ночей. Сейчас мы живем в 18001-м вселенском дне. Течение вселенского дня началось 1960853098 лет назад. Это означает, что солнцу вернулась сила излучать свет и тепло почти 2 миллиарда лет назад. Это более или менее сопоставимо с современными космологическими расчетами.

В Бхагаватам также объясняется, что каждый вселенский день делится на 14 периодов. Каждый период длится 306720000 лет. В конце каждого периода также происходит меньшее разрушение. В это время затопляется земная планета. Малое разрушение имело место 120533098 лет назад. Итак, 120533098 лет назад на Земле был всемирный потоп.

Коран, как и Библия, говорит о великом потопе. Это знаменитый потоп Ноя. Давайте посмотрим, какое время этот потоп продолжался.

Коран не предоставляет какой-либо численной информации, чтобы рассчитать продолжительность этого Потопа, но в Библии они есть. Главы 6,7 и 8 Творения посвящены описанию Потопа. Если мы рассчитаем согласно информации, содержащейся в Творении, Ной родился через 1056 лет после Адама. Что касается Авраама, Творение помещает Потоп 292 годами до рождения этого Патриарха.

В библейском тексте Творения приведенные даты и генеалогии отсчитываются от сотворения человека (т.е. сотворения Адама) примерно за 37 столетий до Иисуса. Согласно еврейскому календарю за 1998 год, первый человек на земле появился 5759 лет назад. Теперь вспомним, что Потоп начался через 1656 лет после появления Адама, и мы легко сможем вычислить, что Потоп состоялся 4103 года назад.

Согласно Библии, земля была покрыта слоем воды выше горных пиков, и жизнь на суше погибла. Потоп уничтожил всю человеческую расу и все живые твари, сотворенные Богом, были стерты с лица земли. Один год спустя воды схлынули, Ной сошел с Ковчега и отправился отдыхать на горе Арарат. Трое сынов Ноя и их жены затем восстановили человечество настолько, что когда спустя три столетия родился Авраам, он обнаружил уже сформировавшееся человечество в виде отдельных общин. Возникает естественный вопрос: как могло произойти подобное восстановление за столь короткое время? Подобное восстановление должно занять гораздо большее время.

Более того, современные исторические данные показывают, что в период с 21 по 22 века до Р Х в некоторых частях мира цивилизация процветала. Археологи нашли их остатки.

Например, в случае Египта, археологические находки соответствуют периоду, предшествующему Срединному Царству (2100 до РХ). Это примерно дата Первого Промежуточного Периода до Одиннадцатой Династии, а в Вавилоне это время Третьей Династии, которая правила в Ур. Это показывает, что в этих цивилизациях не было перерыва. Так что тогда не могло произойти разрушение, захватившее все человечество.

Чтобы сопоставить время Потопа с современными историческими данными, мы можем лишь предположить, что Потоп состоялся многими тысячелетиями раньше, как это показывает Бхагаватам.

В Бхагаватам есть одна очень интересная история (песнь 8, глава 24), которая очень напоминает историю Потопа. Эта история описывает одного святого царя, которому Господь сообщил о предстоящем вселенском наводнении. Царь спасся на огромном корабле со множеством видов жизни. Согласно Бхагаватам, этот случай произошел много сотен тысяч лет назад.

Мы должны отметить здесь, что Ветхий Завет тоже приписывает Потопу характеристики вселенского катаклизма.

Коран, в отличие от Библии не указывает даты Потопа и не дает никаких указаний на длительность самого катаклизма. Коран дает общее представление, которое отличается от того, что содержится в Библии.

Коран не предоставляет подробного описания Потопа. Ряд сур говорит о наказании, ниспосланном на народ Ноя. Самое полное описание этого сделано в суре 1, стихи с 25 по 49. Сура 71, в которой содержится имя Ноя, описывает всю проповедь Ноя, как и стихи с 105 по 115 суры 26. Коран описывает Потоп, как наказание, которому Бог подверг определенное сообщество, повинное в грубых нарушений Его Повелений.

В то время как Библия описывает вселенский Потоп насланным, чтобы наказать безбожное человечество в целом, Коран, напротив, упоминает несколько наказаний, включая Потоп, которые были насланы специально определенным сообществам.

Это можно увидеть в стихах с 35 по 39 суры 25:

Мы даровали Мусе Книгу

И сделали помощником ему Харуна, его брата,

И Мы сказали (им): «Ступайте

К тому народу, что отверг знаменья Наши», -

И уничтожили Мы их полнейшим истребленьем.

И (то же сделали с) народом Нуха,

Когда сочли они посланников лжецами.

Мы потопили их

И сделали знаменьем для людей,

И уготовили неправедным мучительные кары.

И (то же сделали с) народом Ад,

Самуд и обитателями Расса,

И между ними –

С поколениями многими (других народов).

Им всем мы приводили притчи и примеры,

(Когда ж не вняли они Нам),

мы всех сразили полным истребленьем.

Также сура 7, стихи с 59 по 93, содержат упоминания о наказаниях, ниспосланных на народ Ноя, Ад, Самуд, Лот (Содом) и Мадиан соответственно.

Итак, Коран представляет катаклизм Потопа как наказание, особо предназначенное народу Ноя; это первое основное различие между двумя описаниями, приведенными в Коране и Библии.

Второе фундаментальное отличие состоит в том, что Коран, в отличие от Библии, не датирует Потоп и не дает указаний на длительность самого катаклизма.

В творении (6.3) Бог решает ограничить длительность человеческой жизни ста двадцатью годами: «… его дни будут длиться сто и двадцать лет». Бхагаватам говорит, что в начале Кали-йуги (современной эпохи раздоров и лицемерия) продолжительность жизни людей сократится с тысячи до ста лет. Кали-йуга началась 5098 лет назад. Эти данные согласуются с расчетом даты Потопа (4103 года назад). Итак, мы можем прийти к выводу, что если Потоп произошел примерно 4000 – 5000 лет назад, то это было событие местного масштаба. Однако, если Потоп был вселенским катаклизмом, то это должно было произойти много раньше.

Если мы примем, что Потоп произошел гораздо раньше, тогда мы также сможем пересмотреть дату появления человека на земле. Давайте проанализируем древность человека.