Найти тему
Учительская

Миф подросткового возраста

Считается, что психологи должны просвещать родителей об особенностях подросткового возраста. К сожалению, содержание такого рода просвещения обычно очень сомнительного качества.

   Кирилл КАРПЕНКО
Кирилл КАРПЕНКО

Давайте разберем один из официальных просветительских материалов на эту тему. Он достаточно типичен для такого рода текстов. Минобрнауки России в письме от 28.04.2018 №07-2498 «О направлении методических рекомендаций» рекомендовало использовать «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». Данные рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» (fcprc.ru).

Раздел 3 этих рекомендаций называется «Психологический портрет современных детей и подростков и психологическая безопасность».

Характеристики подростков в этом «портрете» я разделил на банальные, негативные, спорные и универсальные, то есть относящиеся и к другим возрастам.

В следующих четырех параграфах я привожу все без исключения характеристики подростков, указанные в этом документе.

Банальные

В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения.

Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).

Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита Y и Z, миллениалами, поколением быстрых кнопок, цифровым поколением.

Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости.

Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.

Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире.

Негативные

Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии).

Внутреннее противоречие между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью.

Внутреннее противоречие между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников – с другой.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной не­устойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

Факторы угроз психологической безопасности

Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это в свою очередь повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.

Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:

– несформированность системы ценностных ориентаций: отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости, аутодеструктивное, асоциальное поведение и т. д.);

– отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений: для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала, его осмысление в целом имеет размытые очертания;

– отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей: лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»);

– кризис самооценки: неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;

– отстраненность и противопоставление себя взрослым: избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;

– потребность и сложность в общении: высокая потребность в общении, наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков;

– интернет-зависимость: сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно поэтому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат отсылы к интернет-пространству, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков;

– ориентация на развлечения: в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм, среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.

Спорные

Появление чувства взрослости, желание подростка признания своей взрослости, стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.

Внутреннее противоречие между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску.

Внутреннее противоречие между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитыми волей и силой характера, необходимыми для их достижения.

Внутреннее противоречие между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни.

Универсальные

Открытие и утверждение своего «я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.

Внутреннее противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.

Внутреннее противоречие между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.

Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?

  • Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
  • Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность.
  • Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
  • Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе связанного с насилием в семье, т. к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
  • Боязнь позора, насмешек или унижения.
  • Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий не­успешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов).
  • Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
  • Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
  • Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
  • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде.
  • Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.

Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:

– целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

– неуемная жажда деятельности, сменяемая апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

– повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях, быстро сменяющиеся ранимостью и неуверенностью в себе;

– развязность в поведении, порой сочетающаяся с застенчивостью;

– романтические настроения, нередко граничащие с цинизмом, расчетливостью;

– нежность, ласковость на фоне недетской жестокости;

– потребность в общении, сменяемая желанием уединиться.

Эйджизм

-2

Мрачный портрет получился. Как будто подростки – это ходячее недоразумение. Такое описание – это эйджизм в чистом виде.

Эйджизм – это дискриминация по возрастному признаку. Понятие «эйджизм» описывает стереотипы (что мы думаем), предрассудки (что мы чувствуем) и дискриминацию (как мы действуем) по отношению к другим людям и самим себе на основании возраста. Эйджизм переплетается с проявлениями дискриминации по другим признакам, таким как половая принадлежность, цвет кожи или состояние здоровья, и усугубляет их.

В 2021 году в докладе ООН о глобальной проблеме эйджизма помощник Генерального секретаря ООН Мария-Франческа Спатолизано заявила: «Эйджизм по отношению к молодым и пожилым людям широко распространен, не признается в качестве проблемы, не вызывает возражений, но имеет далеко идущие последствия для нашей экономики и общества».

Эйджизм настолько распространен и общепринят, что мы его даже не замечаем. Например, во время борьбы с пандемией COVID-19 подростки и пожилые подвергались дискриминации: пожилым запрещали выходить из дома, подросткам – посещать ТРЦ. Такие дискриминационные решения принимались на основе лишь одного критерия – возраста. И никакой общественной дискуссии по этому поводу не было.

По данным ВОЗ, половине мирового населения свойственно негативное отношение к пожилым людям, а в Европе – единственном регионе, где имеются соответствующие данные по всем возрастным группам, молодые люди сообщают о том, что сталкиваются с возрастной дискриминацией чаще, чем представители других возрастных групп.

Объективность

В методических рекомендациях Центра защиты прав детей нет ни одной ссылки на научные доказательства предложенного портрета подростков. Когда же я читаю про подростков в самых авторитетных научных изданиях, портрет современных подростков выглядит иначе.

Например, ВОЗ в результатах исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» за 2009-2010 гг. указывает на то, что подростки во всех странах сообщают о хорошем здоровье и самочувствии, высокой удовлетворенности жизнью, здоровых формах поведения, положительном опыте и взаимоотношениях в семье, школе и в более широком контексте среды обитания.

А вот несколько выводов из глав про подростков в книге Грэйса Крайга «Психология развития»:

  • Меньшинство подростков вовлекаются в потенциально деструктивное авантюристическое поведение, большая их часть проводит свое время конструктивно.
  • Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны, хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
  • Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинейджеров.
  • Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.

Иначе говоря, кризиса подросткового возраста не существует. Кризис подросткового возраста – это когда родители не поспевают за развитием ребенка. Поскольку многие родители более или менее своевременно меняют свое отношение к детям по мере их взросления, никаких серьезных конфликтов и проблем у них не возникает.

Образовательные организации и психологи должны заниматься развитием эмпатии граждан, развенчивать ложные представления о людях разных возрастных групп и снижать предрассудки посредством предоставления точной информации и примеров, идущих вразрез с устоявшимися стереотипами. Но к сожалению, рассмотренный психологический портрет и многие другие материалы на эту тему направлены на укоренение негативных предубеждений относительно подростков, а не на их развенчание.

Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».