Считается, что психологи должны просвещать родителей об особенностях подросткового возраста. К сожалению, содержание такого рода просвещения обычно очень сомнительного качества.
Давайте разберем один из официальных просветительских материалов на эту тему. Он достаточно типичен для такого рода текстов. Минобрнауки России в письме от 28.04.2018 №07-2498 «О направлении методических рекомендаций» рекомендовало использовать «Методические рекомендации для педагогов-психологов и социальных педагогов по работе с родителями обучающихся образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению». Данные рекомендации разработаны федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Центр защиты прав и интересов детей» (fcprc.ru).
Раздел 3 этих рекомендаций называется «Психологический портрет современных детей и подростков и психологическая безопасность».
Характеристики подростков в этом «портрете» я разделил на банальные, негативные, спорные и универсальные, то есть относящиеся и к другим возрастам.
В следующих четырех параграфах я привожу все без исключения характеристики подростков, указанные в этом документе.
Банальные
В подростковом возрасте среди основных новообразований личности особо значимы становление нравственного сознания, самосознания, самоотношения.
Это время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека. В преобладающей степени эти процессы обусловлены как внутрисемейной, так и социальной ситуацией развития (причем не только ближайшим социальным окружением подростка, но и глобальной социокультурной ситуацией развития общества в целом).
Современных подростков часто называют буквами латинского алфавита Y и Z, миллениалами, поколением быстрых кнопок, цифровым поколением.
Изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости.
Смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками.
Познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире.
Негативные
Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обусловливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения (от экзальтации до депрессии).
Внутреннее противоречие между осознанием собственных идеалов и жизненных планов и их социальной абстрактностью.
Внутреннее противоречие между развитым эгоцентризмом среди родных и близких, с одной стороны, и повышенным конформизмом в группе сверстников – с другой.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. При этом, как правило, пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.
Факторы угроз психологической безопасности
Когда поведение подростков по тем или иным причинам выходит за границы дозволенного и общепринятого, мы сталкиваемся с девиантным, отклоняющимся поведением. Это в свою очередь повышает вероятность возникновения угроз психологической безопасности.
Индивидуально-психологические и возрастные особенности, социальная и семейная ситуации развития детей и подростков могут выступать факторами угроз их психологической безопасности:
– несформированность системы ценностных ориентаций: отсутствие сформированных духовных ценностей и стремления к позитивному развитию собственной личности часто приводит к заполнению этой ниши иными, непродуктивными для развития личности занятиями (зависимости, аутодеструктивное, асоциальное поведение и т. д.);
– отсутствие либо обесценивание идеальных устремлений: для современных школьников постепенно исчезает понятие идеала, его осмысление в целом имеет размытые очертания;
– отсутствие либо снижение высших эстетических потребностей: лишь незначительный процент подростков воспринимают как ценность чтение классической литературы (предпочитая такие жанры, как фэнтези, фантастика, «криминальное чтиво»);
– кризис самооценки: неустойчивость интересов, зависимость от мнений и точек зрения окружающих людей, высокая степень восприимчивости к негативному социальному опыту взаимодействия с окружающими;
– отстраненность и противопоставление себя взрослым: избегание родительского контроля, высокий уровень конфликтности между членами семьи;
– потребность и сложность в общении: высокая потребность в общении, наличие проблем в общении, обусловленных отсутствием коммуникативных навыков;
– интернет-зависимость: сегодня Интернет является основным поставщиком информации, досугом и способом организации взаимодействия детей и подростков. Именно поэтому в эпитетах, именующих нынешнее молодое поколение, столь часто звучат отсылы к интернет-пространству, цифровым категориям. Это их привычное жизненное пространство. Но это также и пространство рисков;
– ориентация на развлечения: в ценностных ориентациях современных подростков зачастую преобладают материальные ценности, удовольствия и развлечения, наблюдается духовно-нравственный нигилизм, среди развлечений значительное место отводится компьютерным играм и Интернету.
Спорные
Появление чувства взрослости, желание подростка признания своей взрослости, стремление разорвать эмоциональную зависимость от родителей.
Внутреннее противоречие между установкой на личное благополучие и неосознанностью ценности собственной жизни, что приводит к неоправданному риску.
Внутреннее противоречие между достаточно четко осознанными желаниями и стремлениями и недостаточно развитыми волей и силой характера, необходимыми для их достижения.
Внутреннее противоречие между желанием быстрее освободиться от родительской опеки и трудностями социальной и психологической адаптации к условиям самостоятельной жизни.
Универсальные
Открытие и утверждение своего «я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений.
Внутреннее противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, финансово-экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
Внутреннее противоречие между стремлением самим сделать свой выбор и отсутствием желания нести ответственность за его последствия.
Что может стать неблагоприятными жизненными обстоятельствами?
- Переживание обиды, одиночества, собственной ненужности, отчужденности и непонимания.
- Действительная или мнимая утрата любви родителей, неразделенное чувство влюбленности, ревность.
- Переживания, связанные со сложной обстановкой в семье, со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
- Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения (в том числе связанного с насилием в семье, т. к. зачастую подросток считает себя виноватым в происходящем и боится рассказать об этом).
- Боязнь позора, насмешек или унижения.
- Страх наказания (например, в ситуациях ранней беременности, серьезного проступка или правонарушения), страх последствий неуспешного выполнения какой-либо деятельности (например, неуспешной сдачи экзаменов).
- Любовные неудачи, трудности в сексуальных отношениях, беременность.
- Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.
- Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации, повлиять на другого человека.
- Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов, следование моде.
- Нереализованные потребности в самоутверждении, в принадлежности к значимой группе.
Поведенческие реакции могут быть непредсказуемы и противоположны:
– целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
– неуемная жажда деятельности, сменяемая апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
– повышенная самоуверенность, безапелляционность в суждениях, быстро сменяющиеся ранимостью и неуверенностью в себе;
– развязность в поведении, порой сочетающаяся с застенчивостью;
– романтические настроения, нередко граничащие с цинизмом, расчетливостью;
– нежность, ласковость на фоне недетской жестокости;
– потребность в общении, сменяемая желанием уединиться.
Эйджизм
Мрачный портрет получился. Как будто подростки – это ходячее недоразумение. Такое описание – это эйджизм в чистом виде.
Эйджизм – это дискриминация по возрастному признаку. Понятие «эйджизм» описывает стереотипы (что мы думаем), предрассудки (что мы чувствуем) и дискриминацию (как мы действуем) по отношению к другим людям и самим себе на основании возраста. Эйджизм переплетается с проявлениями дискриминации по другим признакам, таким как половая принадлежность, цвет кожи или состояние здоровья, и усугубляет их.
В 2021 году в докладе ООН о глобальной проблеме эйджизма помощник Генерального секретаря ООН Мария-Франческа Спатолизано заявила: «Эйджизм по отношению к молодым и пожилым людям широко распространен, не признается в качестве проблемы, не вызывает возражений, но имеет далеко идущие последствия для нашей экономики и общества».
Эйджизм настолько распространен и общепринят, что мы его даже не замечаем. Например, во время борьбы с пандемией COVID-19 подростки и пожилые подвергались дискриминации: пожилым запрещали выходить из дома, подросткам – посещать ТРЦ. Такие дискриминационные решения принимались на основе лишь одного критерия – возраста. И никакой общественной дискуссии по этому поводу не было.
По данным ВОЗ, половине мирового населения свойственно негативное отношение к пожилым людям, а в Европе – единственном регионе, где имеются соответствующие данные по всем возрастным группам, молодые люди сообщают о том, что сталкиваются с возрастной дискриминацией чаще, чем представители других возрастных групп.
Объективность
В методических рекомендациях Центра защиты прав детей нет ни одной ссылки на научные доказательства предложенного портрета подростков. Когда же я читаю про подростков в самых авторитетных научных изданиях, портрет современных подростков выглядит иначе.
Например, ВОЗ в результатах исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» за 2009-2010 гг. указывает на то, что подростки во всех странах сообщают о хорошем здоровье и самочувствии, высокой удовлетворенности жизнью, здоровых формах поведения, положительном опыте и взаимоотношениях в семье, школе и в более широком контексте среды обитания.
А вот несколько выводов из глав про подростков в книге Грэйса Крайга «Психология развития»:
- Меньшинство подростков вовлекаются в потенциально деструктивное авантюристическое поведение, большая их часть проводит свое время конструктивно.
- Конфликты между подростками и их родителями обычно незначительны, хорошая коммуникация между поколениями помогает решать семейные конфликты.
- Подростковый возраст не является временем «бури и натиска» для большинства тинейджеров.
- Кросс-культурные исследования ясно свидетельствуют о том, что большинство подростков во всем мире хорошо уживаются со своими родителями.
Иначе говоря, кризиса подросткового возраста не существует. Кризис подросткового возраста – это когда родители не поспевают за развитием ребенка. Поскольку многие родители более или менее своевременно меняют свое отношение к детям по мере их взросления, никаких серьезных конфликтов и проблем у них не возникает.
Образовательные организации и психологи должны заниматься развитием эмпатии граждан, развенчивать ложные представления о людях разных возрастных групп и снижать предрассудки посредством предоставления точной информации и примеров, идущих вразрез с устоявшимися стереотипами. Но к сожалению, рассмотренный психологический портрет и многие другие материалы на эту тему направлены на укоренение негативных предубеждений относительно подростков, а не на их развенчание.
Кирилл КАРПЕНКО, педагог-психолог, Красноярск
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».