Несовершенство плановой экономики постоянно двигало руководство СССР модернизировать её. В пример можно привести Коллективизацию СССР, Хрущёвскую оттепель и, естественно, Перестройку. Каждое из перечисленных событий не было исключительно мерой, направленной на экономический сектор. Все эти процессы являли собой целый кластер изменений, включающий в себя корректировки в идеологии, политики внутри государства и проч. и проч.
«Нулевой» период (1982-1984 гг.)
Перестройку нельзя считать детищем исключительно Горбачёва. Первые движения в сторону изменений начались еще при предыдущем секретаре ЦК КППС – Андропове. Приход бывшего главы КГБ к власти ознаменовал собой начало полномасштабной борьбы с коррупцией и злоупотреблениями в торговле. В пример можно привести нашумевшее «Хлопковое дело» в Узбекской ССР; выдвинуты обвинения в адрес первого секретаря Краснодарского крайкома КППС Медунова, министра внутренних дел Щёлкова и его заместителя Чурбанова. Был отдан под суд бывший начальник Главного управления торговли Мосгорисполкома Трегубов; следом за ним отданы под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов. Также подвергся чистке партийный, государственный аппараты, органы госбезопасности. Андропов начинает выдвигать на высшие должности «своих» людей: Горбачёв, Рыжков, Чебриков, Лигачёв, Алиев и другие. Первым двум была поставлена задача по разработке новой экономической реформы. При ЦК КППС создаётся специальный Экономический отдел, в который помимо государственных деятелей входили видные учёные-экономисты: Абалкин, Аганбегян, Арбатов, Петраков, Богомолов, Заславская. Далее выдержки из книги А. В. Островского «Кто поставил Горбачёва»:
«Считаю, — пишет Н. И. Рыжков, — что истоки перестройки относятся к началу 83-го года, к тому времени, когда Андропов поручил нам — группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе мне и Горбачеву, подготовить принципиальные предложения по экономической реформе»
«Ещё за два года до столь разрекламированного апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, — вспоминает А. И. Лукьянов, — Ю. Андропов пришел к выводу о необходимости разработать программу перестройки управления промышленностью, а затем и всем народным хозяйством. Тогда к этой работе (а она проходила у меня на глазах) были привлечены М. Горбачев, Н. Рыжков, В. Долгих… Ряд видных представителей науки и производства».
Из воспоминаний современников Андропова, можно судить, что планы его на экономическую систему были гораздо шире тех, которые были реализованы в итоге. Идея Андропова – переход от плановой к смешанной модели экономики. Основными нововведениями должна была быть частная собственность, акционирование, фондовый рынок.
Андропов опубликовал программную статью в журнале «Коммунист» (№ 3, 1983) — «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР», в которой изложил видение перспектив развития социализма и общественной собственности в СССР. Краеугольным камнем статьи было положение об экономии, о рачительном использовании материальных, финансовых, трудовых ресурсов. И именно в статье звучит идея об ускорении «прогресса производительных сил».
Андропов обозначил свой реформаторский курс с важнейшего заявления на Пленуме ЦК КПСС 15 июня 1983 года: необходимо познать по-настоящему страну и общество, дать грамотную, научную диагностику сложнейших явлений, которые на протяжении десятилетий переживал Советский Союз. «Стратегия партии в совершенствовании развитого социализма должна опираться на прочный марксистско-ленинский теоретический фундамент. Между тем, если говорить откровенно, мы ещё до сих пор не изучили в должной степени общество, в котором живём и трудимся, не полностью раскрыли присущие ему закономерности, особенно экономические. Поэтому порой вынуждены действовать, так сказать, эмпирически, весьма нерациональным способом проб и ошибок». Андропов, в частности, говорил о расширении социалистической демократии и гласности. На июньском 1983 года Пленуме ЦК КПСС Ю. В. Андропов назвал основные направления новейшей научно-технической революции, продвижение по которым обеспечивает «технологический переворот во многих сферах производства». Безусловного внимания заслуживало положение, высказанное Андроповым на июньском пленуме 1983 года, о переходе «отечественной экономики к интенсивному развитию», к соединению «на деле преимуществ нашего социалистического строя с достижениями научно-технической революции».
17 июня 1983 года был принят «Закон о трудовых коллективах». Членам трудовых коллективов позволялось теперь участвовать в обсуждении планов, коллективных договоров, определении принципов расходования фондов оплаты труда на предприятиях. Голос трудовых коллективов в большинстве случаев определялся как совещательный. Предполагалось, что в ходе обсуждений может проявляться инициатива рядовых работников, появляться конструктивные идеи. Однако конкретный механизм мотивации и осуществления даже совещательных прав коллективов не был прописан.
1 августа 1983 года Совет министров СССР принял постановление, которым была создана специальная Комиссия по руководству экономическим экспериментом. С 1 января 1984 года на новые условия работы перевели союзные министерства тяжёлого и транспортного машиностроения, электротехнической промышленности, а также республиканские министерства пищевой (Украинская ССР), лёгкой (Белорусская ССР) и местной (Литовская ССР) промышленности. С 1 января 1985 года условия эксперимента распространились ещё на 20 министерств, а с 1 января 1986 года практически все отрасли народного хозяйства стали работать в новых условиях хозяйствования.
Суть эксперимента состояла в том, чтобы реально и существенно расширить права предприятий (объединений) в области планирования, труда и заработной платы, а также техническом перевооружении за счёт собственных средств, главный оценочный показатель конечных результатов — реализация продукции с учётом соблюдения договорных обязательств. Была расширена хозрасчётная самостоятельность предприятий, усилена их заинтересованность и повышена ответственность за конечные результаты производства. Важное значение имели эксперименты, связанные с выявлением возможностей работы предприятий в условиях самофинансирования.
Результаты эксперимента предполагалось положить в основу работы всех предприятий страны в XII пятилетке (1986—1990). «Мы придаем важное значение проведению в ряде министерств экономического эксперимента по расширению прав предприятий и усилению их ответственности за результаты работы, — писал Ю. В. Андропов декабрьскому (1983) Пленуму ЦК КПСС. — В ходе его пройдут проверку некоторые новые элементы управления. Их результаты послужат основой для подготовки соответствующих предложений в целом по народному хозяйству. Надо заранее готовиться к этому и в других отраслях». Результаты экономического эксперимента 1984—1986 годов были положены в основу постановлений по экономической реформе, принятых в 1987 году.
К осени 1983 года здоровье Юрия Владимировича начинает ухудшаться. Всё началось ещё с деловой поездки в Афганистан в 1980 году, где он заболел натуральной оспой. Болезнь тогда ещё председатель КГБ перенёс, однако это негативно сказалось на почках и зрении. 1 сентября 1983 года Андропов проводит своё последнее заседание Политбюро и улетает на лечение в Крым. Несмотря на это, у него развивается флегнома. Даже после успешной операции здоровье лидера шло на спад. 9 февраля 1984 года Юрий Владимирович Андропов скончался из-за отказа почек.
Черненко у власти (апрель 1984 – март 1985 гг.)
Многие утверждают, что нахождение К. У. Черненко в должности председателя президиума Верховного Совета СССР было во многом лишь перестраховкой старых членов партии, дабы присмотреться к “новичкам” вроде Рыжкова и Горбачёва. Более того, в учебниках истории широко тиражируется мнение, что Черненко заморозил вообще все проекты, развёрнутые Андроповым. Однако, это не так.
Константин Устинович попытался провести реформу образования и усилить роль профсоюзов в стране. Самое главное – борьба с коррупцией продолжалась планомерно и хладнокровно. В культурном поле Черненко тоже проявил себя. В период его правления началась реабилитация фигуры Сталина, был восстановлен в партии Молотов, а также была усилена борьба с самодеятельными эстрадными группами (обычно это были рок-музыканты).
Что более интересно, современники утверждают, якобы Черненко в последние месяцы и даже дни своей жизни готовил XXVII съезд КПСС. В выпуске журнала «Партийная жизнь» за 1985 год, январь есть статья «Речь товарища К.У. Черненко»:
«К.У. Черненко, говоря о начавшейся подготовке к XXVII съезду КПСС, указал, что партией определены главные пути достижения новых рубежей социально-экономического прогресса. Это ускоренное развитие общественного производства, максимальное использование интенсивных факторов роста. Основу для этого представляет научно технический прогресс, позволяющий добиться ускорения темпов развития производительных сил страны»
Выходит, что первым об ускорении темпов производства заговорил совсем не Горбачёв, а Черненко. Тот самый Черненко, которому обычно никто не уделяет должного внимания.
10 марта 1985 года Константин Устинович скончался от остановки сердца. На следующий же день должность генсека займёт Горбачёв, а должность председателя Президиума Верховного Совета станет Андрей Громыко, вопреки восьмилетней традиции совмещать данные посты.
На сегодняшний момент Константин Устинович Черненко — последний в российской истории глава государства, который умер в должности.
Горбачёв у руля (1985-1991 гг.)
23 апреля 1985 года на пленуме ЦК КПСС Горбачёв произнесёт уже избитую, но всё-таки судьбоносную фразу:
«… Широко используя достижения научно-технической революции, приведя формы социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса. Другого пути просто нет»
Также Михаил Сергеевич рассказал, какими способами будет достигаться ускорение:
«Задача ускорения темпов роста… выполнима, если в центр всей нашей работы поставить интенсификацию экономики и ускорение научно-технического прогресса, перестроить управление и планирование, структурную и инвестиционную политику, повсеместно повысить организованность и дисциплину, коренным образом улучшить стиль деятельности»
Подводя итоги речи Горбачёва можно выделить основные рычаги Перестройки, которые должны были привести к ускорению социально-экономического развития страны:
1) Научно-техническая революция
2) Технологическое перевооружение машиностроения
3) Активизация человеческого фактора (каждый должен полностью посвящать себя своей работе)
Начнём с конца. Активизация человеческого фактора должна была произойти при помощи различных компаний чиновников по мотивации трудящихся. Самый известный пример – большая антиалкогольная компания. Массовое вырубка виноградников, сокращение предложения спиртного и увеличение цен на оное. Всё это привело только к большей спекуляции на рынке и самогоноварению (а оно, в свою очередь, повышло смертность от суррогата в разы). Энтузиазм пролетариев на рабочем месте иногда вредил, а не помогал (из-за мелкой квалификации и отсутствия современного оборудования). Пример – авария на Чернобыльской АЭС.
Технологическое перевооружение машиностроения заключалось в развитии машиностроения в целом, и перевооружения им народного хозяйства. Программа ускорения намечала опережающее (в 1,7 раз) развитие машиностроения по отношению ко всей промышленности и достижение им мирового уровня уже в конце 1990-х гг. На развитие машиностроения партия выделила 200 млрд. рублей, в два раза больше, чем за предыдущие десять лет. Но при этом вложения в тяжёлую промышленность, импортные закупки негативно сказывались на товарном рынке. Образовывался дефицит продовольствия, рост бюджетного дефицита и скрытая инфляция.
Вследствие всех вышеописанных факторов становится понятно, что ни о какой научно-технической революции и разговоров не шло. Тут не то чтобы перегнать, нужно изначально догнать. Все эти неудачи ведут нас к XXVII съезду ЦК КПСС. На данном заседании был принят очень важный документ: «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года». Признаётся, что интенсификация народного хозяйства на данный момент не так жизнеспособна, как казалась изначально. Про дефицит была лишь одна уклончивая строка:
«Имеются трудности в обеспечении населения отдельными продовольственными товарами»
Итогом данного съезда стали следующие цели:
1) Принята программа «Жильё 2000» об обеспечении каждой семьи квартирой или индивидуальным домом
2) Перевести производства на интенсивный путь развития, увеличить национальный доход страны в 2 раза
3) Обеспечить подъём благосостояния всех слоёв населения (одной из подцелей было названо «гармоничное развитие личности», в чём можно заметить лёгкий уклон в ложе индивидуализма).
К середине 1987 года будут реализованы такие инициативы как: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», Постановление № 48, Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 665 «О переводе предприятий и организаций отраслей народного хозяйства на полный хозрасчёт и самофинансирование», постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», а также Закон СССР «О кооперации в СССР».
Данные решения имели по большей части негативные последствия: кооперативы должны были ликвидировать товарный дефицит, однако по большей части те занимались откровенной спекуляцией. Многие кооперативы занимались так называемой «обналичкой», когда часть денег предприятия выводилась в виде «чёрного нала», для обхода уплаты налогов, которые, в свою очередь, иногда могли достигать половины средств, заработанных предприятием. Кооперативы широко использовали подложные документы, совершая фиктивные сделки. Предмет сделки – некая работа, которую обязуется выполнить Исполнитель, чего, естественно, не происходит. В итоге это привело, при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже равновесного уровня, через разнообразные механизмы допускающие «обналичку» средств со счетов предприятий, к ещё большему усилению дефицита и появлению широкого слоя «кооператоров», чьи доходы в принципе не регулировались никакими нормами.
Но были и плюсы в данных реформах. Благодаря им темпы производительности труда и национального производства перестали снижаться так, как в первой половине 80-х годов. В значительной степени данный факт обусловлен ростом инвестиций, но также сопровождалось галопирующим ростом бюджетного дефицита. Дефицит в значительной степени являлся следствием снижения доходов предприятий, отчисляемых государству (с 1985 года к 1990 показатель снизился с 56% до 36%). Не последнюю роль сыграла Афганская кампания, Чернобыльская авария, падение цен на нефть в 1986 году и потери от антиалкогольной кампании.
После январского пленума имелся широкий ряд других изменений в жизни общества:
1) В общественной жизни провозглашается политика гласности — смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов на обсуждение тем, которые раньше замалчивались (в первую очередь сталинские репрессии, а также — секс вообще и проституция в частности, наркомания, бытовое насилие, подростковая жестокость и т. д.).
2) Во внешней политике выдвигается доктрина «Нового мышления» - курс на улучшение отношений с Западом в целом, отказ от классового подхода в дипломатии, деидеологизация международных отношений. Одной из причин данной политике являлось снижение оборонных расходов, которые достигали четверть госбюджета СССР.
3) К этому времени широкие обороты набирает антисоветская деятельность.
2 декабря 1988 года Совет Министров СССР принял постановление № 1405 «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций». Оно установило, что предприятия могут поставлять свою продукцию или услуги на экспорт, они также вправе расходовать по решению трудовых коллективов имеющиеся средства в переводных рублях полностью и до 10 процентов средств в других видах валют, включая свободно конвертируемую валюту, на приобретение товаров народного потребления, медикаментов и медицинской техники, укрепление материально-технической базы социально-культурной сферы.
18 мая 1989 года Совет Министров СССР принял постановление № 412 «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом». Монополия внешней торговли тем самым была полностью уничтожена. Предприятия-экспортёры получили в своё распоряжение большие объёмы не обеспеченных товарной массой денег, что в условиях сохранения регулируемых цен привело лишь к увеличению товарного дефицита
К концу 1989 становится окончательно понятно, что экономические реформы провалились. Частичный переход к рыночной экономике только усугубил ситуацию в стране. Продовольственный дефицит бушевал всё больше. Осенью впервые с 1949 были введены талоны на сахар.
Руководство страны начало всерьёз рассматривать возможность перехода к полноценной рыночной экономике, которая ещё недавно безусловно отвергалась как противоречащая социалистическим устоям. После I Съезда народных депутатов было создано новое Правительство СССР во главе с Н. И. Рыжковым. В его составе было 8 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, около 20 докторов и кандидатов наук. Новое Правительство изначально создавалось для радикальных экономических реформ и принципиально новых методов управления.
3 марта 1989 года произошла первая забастовка на шахте «Северная», которая позже переросла в забастовки шахтёров по всей стране. Во многом это было обусловлено нечеловеческими условиями труда и продовольственным дефицитом. Остановка работы угольных предприятий по всей стране имело катастрофические последствия для энергетической промышленности.
В мае 1990 г. Н. И. Рыжков выступил на заседании Верховного Совета СССР с докладом об экономической программе Правительства. Рыжков излагал разработанную «комиссией Абалкина» концепцию перехода к регулируемой рыночной экономике. Она предусматривала реформу цен. Это выступление привело к чрезвычайной ситуации в московской торговле: пока Рыжков выступал в Кремле, в городе было всё распродано: месячный запас растительного и сливочного масла, трёхмесячный запас блинной муки, продано крупы в 7-8 раз больше обычного, вместо 100 тонн соли — 200.
В июне 1990 г. Верховный Совет СССР принял Постановление «О концепции перехода к рыночной экономике», а в октябре 1990 г. «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Документы предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства. В декабре 1990 г. правительство Н. И. Рыжкова было отправлено в отставку. Совет Министров СССР был преобразован в Кабинет Министров СССР во главе с премьер-министром В. С. Павловым.
Но деятельность Кабинета Министров в 1991 г. свелась к двукратному повышению цен со 2 апреля 1991 г. (они, однако, остались регулируемыми), а также к обмену 50- и 100-рублёвых банкнот на купюры нового образца (Денежной реформе Павлова). Обмен проводился в течение всего 3 дней 23-25 января 1991 и с серьёзными ограничениями. Объяснялось это тем, что теневые дельцы якобы накопили огромные суммы в крупных банкнотах.
Экономика СССР в 1991 г. переживала глубокий кризис, который выражался в 11-процентном спаде производства, в 20-30-процентном дефиците бюджета, в громадном внешнем долге в 103,9 млрд долларов. Не только продукты, но и мыло, спички распределялись по карточкам, карточки зачастую не отоваривались. В столице появились «карточки москвича», иногородним просто в магазинах ничего не продавали. Появились республиканские и региональные таможни, республиканские и местные «деньги».
Экономический упадок страны приводит внешнюю политику СССР к односторонним договорам с Западом. На международной арене остаётся лишь одна сверхдержава. С каждым месяцем страна, некогда контролировавшая половину мира, становится меньше. К середине декабря 1990 года все республики провозгласили суверенитет (кроме Армянской ССР). К концу августа 1991 года все республики, кроме Российской ССР провозглашают выход из СССР. 17 марта 1991 года в проведённом общесоюзном референдуме за сохранение единства СССР высказалось около 77 %, в нём участвовало 9 из 15 республик державы, в апреле — новый акт Союзного Договора перенесли на 20 августа. За сутки до подписания акта в Москву были введены войска — начался 3-дневный августовский путч 1991 года, после которого уже не было ни малейшего шанса на спасение СССР.
Апогей всех противоречий – 8 декабря 1991 года. Именно в этот день были подписаны так называемые Беловежские соглашения, приведшие к образованию Союза Независимых Государств.
Последствия
В 1990-х годах экономика РСФСР, а затем и России, пережила глубокий спад, сопровождавшийся всплеском инфляции, снижением инвестиций, нарастанием внешнего долга, бартеризацией экономики, уменьшением доходов населения и многими другими негативными явлениями. В этот период проводился ряд экономических реформ, в том числе либерализация цен и внешней торговли, массовая приватизация. Одним из результатов реформ стал переход экономики страны от плановой к рыночной. В 1990-е годы определился и рост разрыва в экономическом развитии регионов страны.
Итоги Перестройки
Внутренняя политика:
1) Частичная свобода слова, гласность в СМИ и обществе, плюрализм мнений
2) Отмена однопартийной системы
3) Облегчение выезда за рубеж и контактов с иностранцами
Внешняя политика:
1) Распад Союза Советских Социалистических Республик, Парад Суверенитетов
2) Вывод ракет средней и малой дальности из Европы
3) Прекращение Афганской кампании
4) Падение Берлинской стены
5) Окончание Холодной войны
Экономические изменения:
1) Распространение кооперативов, позже – введение свободного предпринимательства
2) Повальный дефицит в магазинах
3) Гиперинфляция
4) Падение темпов экономического роста с +2,3 % в 1985 году (официальная советская статистика) до рецессии (снижение) в −11 % в 1991 году
5) Девальвация национальной валюты с 0,64 (официальная советская статистика, реальный курс мог значительно отличаться) рубля за доллар США до 90 рублей за доллар США
6) Уменьшение золотовалютного запаса в десять раз по сравнению с 1985 годом
7) Увеличение внешнего долга в 4 раза по сравнению с 1985 годом