Давайте для начала внесем ясность и определимся, какие вообще бывают слоги:
Как читать закрытые слоги
Для того, чтобы читать закрытые слоги необходимо уметь читать простые слоги, такие как МА МО МУ. Закрытый слог состоит из прямого слога, к которому добавили еще одну согласную букву в конце:
Выглядит несложно. Однако на каждом этапе обучения чтению есть свои сложности. Есть две основные ошибки, которые могут возникнуть.
Ошибка 1 – ЛИШНЯЯ БУКВА «Э»
Ребенок добавляет в слог лишнюю букву «Э». Как это выглядит на практике? Слог «МАК» ребенок читает, как «МАКЭ». Эта ошибка возникает в том случае, если вы неправильно учили с ребенком согласные буквы. Подробно об этой ошибке я рассказываю в этом видео:
Но если коротко, ребенок произносит не звук «К», когда читает, а название буквы «КЭ». Поэтому получается «МАКЭ».
Ошибка 2 – ЛИШНЯЯ БУКВА «А»
Вторая ошибка очень похожая на первую, ребенок тоже добавляет лишнюю букву, но на этот раз «А». Получается не «МАК», а «МАКА». Это ошибка возникает из-за того, что ребенок пытается прочитать слово «МАК» по аналогии со словами «ЛАПА, МАМА, МАША, САША».
Что делать?
Алгоритм работы что в первом случае, что во втором – одинаковый. Все очень просто. Нарисуйте ребенку дорожку из слогов и отдельно стоящих согласных букв:
Попросите ребенка прочитать дорожку, акцентируя внимание на том, что, когда буква одна мы читаем ее коротко: «К». Такую же дорожку нарисуйте для других согласных букв. Читая их ребенок научить четко различать букву и слог.
Если все получилось - идем читать закрытый слог. Соединяем первые две буквы как обычно и добавляем короткую букву К. Для наглядности можно ввести следующие обозначения:
Если буквы сливаются в слог, мы соединим их дугой, если нет, ставим точку.
Как читать слог со стечением согласных
Схема работы аналогичная. Сначала проходим дорожки, чтобы ребенок мог различать слог и отдельно стоящий согласный. Затем объясняем, что нужно коротко произнести букву вначале, а потом назвать слог. Для облегчения понимания используем дуги и точки:
При чтении слогов со стечением согласных почаще давайте речевой образец, на который ребенок мог бы ориентироваться. Скажите: «Произнеси этот слог плавно, четко, как я».