О Вечности
Сегодня
Вечность
Вечность есть совершенное обладание
сразу всей полнотой бесконечного бытия
(Boetius. Consol. V 6)
Вечность - это весь мир вместе с Богом. Человек живёт в материальном мире, в котором есть время. Это ограниченное, конечное материальное пространство, в котором время движется в одну сторону из прошлого в будущее. А Вечность, это весь мир вместе c прошлым и будущим. Бог видит мир в целом, как прошлое, так и будущее. Он знает, что было с человеком, все его поступки и мысли, и знает все его будущее. Феномен времени считывает с вечности срез настоящего. Мы живём только в настоящий момент и не можем знать будущего.
Вечность, с точки зрения математики, можно приравнять к актуальной бесконечности.
От неё нельзя ничего отнять или прибавить, от этого актуальная бесконечность, вечность, не изменится. Человек без Бога, с точки зрения православия, не родился, он не причастен к Вечности. Таким образом атеисты, безбожники, идолопоклонники не имеют отношение к Вечности. Они, с точки зрения православия, мёртвые. Но это скорее фигура речи, так как святые отцы, священное писание, утверждают, что «умереть нам не удастся». Если человек живёт без Бога, не испытывает страха Божьего, не видит своей немощи, такой человек живет вместе с Сатаной и, хочет он того или не хочет, попадает в ад. В этом смысле он мёртв для Бога, для вечности.
Проблема времени есть основная проблема человеческого существования. Для философии проблема времени ставится совершенно иначе, чем для философии математической и натуралистической. Для неё проблема времени есть проблема человеческой судьбы.
Время распадается на прошлое, настоящее и будущее. Но прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее распадается на прошлое и будущее и неуловимо. Время есть как бы распавшаяся вечность, и в этой распавшейся вечности неуловима ни одна из распавшихся частей, ни прошлое, ни настоящее, ни будущее. Человеческая судьба осуществляется в этой распавшейся вечности, в этой страшной реальности времени и вместе с тем призрачности прошлого, настоящего и будущего. Потому так превратна человеческая судьба.( Н. А. Бердяев http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/04.html Болезнь времени)
Время имеет начало и конец. Согласно Божественному Откровению, по окончании земной истории, когда наступит «тот неизмеримый и непротяженный предел времени», «последняя и крайняя вершина, после которой не остается ничего» (Greg. Nyss. De hom. opif. 12), мир переступит черту, за которой времени уже не будет (Откр 10. 6). «Тогда же... произойдет разложение всего на элементы, и при преложении целого соизменится и человеческое из тленного и землистого в бесстрастное и вечное» (Greg. Nyss. De hom. opif. 12). За пределами седмичного времени начнется символический восьмой день (Basil. Magn. Hom. in Hex. 4) и вся тварь, включая видимый мир, приобщится к Божественной Вечности. (Areop. DN. X 3; Maximus Conf. Schol. in DN. 10. 3). Это преображение совершится, как и при первоначальном творении, мгновенно (1 Кор 15. 52).
Творение есть переход от вечных Божественных предначертаний к их актуализации во времени. По учению прп. Максима Исповедника, 2 формам тварного бытия - умопостигаемому и чувственному - в Логосе Божием соответствуют 2 предвечные идеи - логос Вечности и логос времени. В этом смысле Бог именуется и Вечностью как Причина бессмертных разумных существ и Временем как Причина всего временного. Вечность, «неподвижная и цельная жизнь, беспредельная и совершенно неколебимая, пребывающая в Едином», выступила вовне при сотворении ангелов. «Так же и время, покоившееся некогда в Вечносущем, проявилось при выступлении во вне, когда надо было, наконец, произойти и видимой природе. Итак, выход Божией благости в чувственное, при его сотворении, мы называем временем» (Maximus Conf. Schol. in DN. V 4).
Изменений у тех, кто с Богом будет в Его вечности, а это есть верующие люди, уже не будет и не только телесно, но и духовно. И это понятно также из того, что когда мы будем с Богом, то дух наш человеческий будет полностью заполнен Духом Божьим, а поэтому духовно мы уже изменяться не будем, а если нет изменений, то и времени нет.
После воскресения неверующие будут существовать во времени, так как будет подвержен их дух изменениям, то-есть изменению их сущности, путём сжигания совестью в себе духа искушения и неверия в Бога, что обозначено в Библии «озером огненным».
К прошлому, к умершему и к умершим возможно двоякое отношение — или отношение консервативное, охраняющее прошлое и возвращающееся к нему, верное традиции, или активное и преображающее отношение к прошлому, вводящее прошлое в будущее и вечность, воскрешающее умершее и умерших.
Только второе творческое отношение походит на то настоящее, которое было в прошлом, первое же консервативное отношение походит на нынешнее настоящее, живущее в прошлом. Проблема отношения настоящего и прошлого имеет двоякое выражение. Как сделать бывшее, греховное, злое, мучительное бывшее не бывшим и как сделать дорогое нам, прекрасное, доброе бывшее, что умерло и перестало существовать, продолжающим существовать. Родное, дорогое нам, ценное настоящее должно было бы быть вечным, для него не должно было бы наступать то будущее, которое делало бы его прошлым. Будущее и делает настоящее прошлым, в этом смертоносная связь прошлого и будущего. Время есть болезнь, болезнь к смерти. И есть смертельная печаль в этой болезни, болезни времени. Течение времени безнадежно печально. Печален взгляд человека на уходящее время. (Бердяев)
Однако, здесь нельзя забывать о свободе выбора человека, дарованной нам Богом.
«И Демон Трисмегист, баюкая мечту,
На мягком ложе зла наш разум усыпляет;
Он волю, золото души, испепеляет,
И, как столбы паров, бросает в пустоту;» (Бодлер).
Или - «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё" (Второзаконие 30:19). Выбирая между ложью и Истиной («Аз есмь Путь и Истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» Ин. 14:4) мы сами творим свою Судьбу. «Не будите яко конь и меск, имже несть разума: броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к тебе» (Пс. 81:6). Упомянув о коне и муле, Давид приспособительно к сему упоминает здесь об узде, проклиная тех людей, которые удаляются от Бога, уподобляясь бессловесным животным. Истина освобождает человека от лжи и заблуждений.
Процесс существования во времени заключается в том, что предмет или существо непрестанно переходят от одной формы бытия к другой. Каждый отдельный момент имеет своим содержанием никогда не осуществимое стремление принять устойчивую форму. Таким образом то, что живет во времени, характеризуется лишь стремлением к действительному существованию, к действительному бытию, но оно лишь бывает, а не есть действительно. Понятия бытия и вечности оказываются совпадающими, и ясно, что предикаты действительно существующего и вечного должны быть прилагаемы к одному Богу. (С. С. Глаголев, профессор Московской духовной академии)