Если посмотреть на большую часть ролей советского актера Ивана Дмитриева, то их можно системно распределить на две категории – это роли характерные и лирико-героические.
Около 200 ролей сыграл Иван Петрович на сценах Театра Балтийского флота и Ленинградского театра имени Комиссаржевской. Образы, созданные Дмитриевым, разнообразны. Он играл современников и людей из давно ушедшей эпохи. Роли умные и трагичные, играл философов и глупцов.
В кино Ивана Дмитриева охотно снимали с молодых лет. Он «смотрелся» в самых разных ролях. Актера приглашали не только за талант, но и за выразительные внешние данные – красивое, запоминающееся лицо, стройную фигуру. Он выглядел очень достоверно в разных образах.
Так, актер убедительно смотрелся в роли Крылова в фильме «За витриной универмага», в роли Горелова в «Крутых горках», генерала Новожилова в «Неповторимой весне», старшего помощника капитана в «Полосатом рейсе», Стрешнева в «Победителе». Однако, критики отмечали, что образы эти – притягательные, но зачастую поверхностные.
Сам актер признавался, что долгое время не мог найти своей постоянной темы. Его герои – разные, однако объединены общим – это живые, а не картонные персонажи, чем Иван Петрович и «цеплял» зрителя.
При этом талант актера позволял ему создавать значительных героев даже в драматически слабых кинолентах.
Возьмем, к примеру, фильм «Жизнь сначала» 1961 года. В отношении драматургии этот фильм слабоват, но актер раскрыл в нем образ Федора Власова. Получился интересный рассказ не о жизни, прожитой по-разному, а о способе жить. Актер подчеркнул в этой роли тонкий и глубокий смысл в самых непритязательных ситуациях. Он глубоко проанализировал систему взглядов, раскрывает причины падения личности.
При этом, фильм «Жизнь сначала» - вовсе не о Власове. Он о женщине, на долю которой выпало немало испытаний. Федор Власов – человек, которого эта женщина полюбила, а он полюбил ее, но прошел мимо и прожил жизнь с чужим для него человеком.
Банальная, казалось бы, история, но актер увидел и раскрыл в ней глубокую нравственную тему. Он показал, как непроста самая простая на первый взгляд жизнь.
«Не уступайте малодушию. Уступите сейчас – будете уступать и дальше», - говорит один из персонажей этого фильма. Федор слаб, но честен. Он живет в чужом ритме и его характер деформируется. Актер показал, как тяжела такая безрадостная жизнь, скрепленная привычкой и жалостью отношений.
Рядом с этим героем можно поставить и другую роль Ивана Дмитриева – профессора Шамрая из фильма «Авдотья Павловна». Этому человеку казалось, что он делает открытие, однако в итоге он предает свое дело – он начинает делать то, во что не верит.
Фильм «Авдотья Павловна» критики ругали на претенциозность замысла и слабую режиссуру. Однако Дмитриеву удалось здесь создать убедительный портрет человека, который не смог защитить свои взгляды, но у которого хватило низости сменить их на боле выгодные.
Шамрай трудится на опытной станции, где выводит новые сорта пшеницы. Он – талантливый экспериментатор. Это неухоженный одинокий человек, которому трудно пережить трудности жизни. Он отрекся от своих открытий ради комфортной жизни. Он стал обывателем и несчастным человеком.
В итоге можно сказать, что в экранных героях Ивана Дмитриева нет ничего сочиненного, придуманного заранее. Актер всякий раз отталкивался от сердцевины постигнутого им характера. Это своеобразный спор с цинизмом, который он вел не одно десятилетие на экране и сцене театра.
Иван Петрович искренне говорил своей игрой все, что думал об обывателе, предостерегал от того, что навсегда разрушает личность человека. И это было одним из главных качеств, и смыслов его игры.
Подписаться на канал «КиноНытик»