Найти тему
Vivan755 — авиация, ЖД, техника

Стальной шашлык-3. Титановые китайцы, система, каретка и педали

Отвлекусь от супертяжеловесов авиации и железной дороги да расскажу о личном транспорте. Кому-то эти опыты покажутся дикими, но на свои — имею право, кроме того, почти всегда опыты оказываются удачными и облегчают жизнь.

Эх, хорош мой Жирик, купленный 23 февраля 2018 года в Брянске!

Вел, купленный в мужской праздник, обладает мужским характером — прощает многие ошибки (в управлении) и потому идеален для обучения новичков, даёт комфорт на плохой дороге, вывозит из сложных ситуаций. А почему Жирик? Потому что fatbike, так называются велы с покрышками 3,5" и шире, на русский можно перевести как «жировел».

Но даже такие несгибаемые машины устают и требуют внимания. Недавно порвался трос переключения передач (нажмите на синее — откроется статья), и вот трансмиссия, поставленная мной осенью 18-го, своё отъездила — нагрузки перестала держать совсем. Чуть придавишь — цепь стреляет (проскакивает), про стойку на педалях вообще пришлось забыть... Причина — износ и звёзд, и цепи:

-2

Обратите внимание, насколько не подходят друг к другу звезда и цепь — справа, где цепь лучше всего прижимается, она сидит плотно, а слева, где она сбегает в сторону оси, несовпадение в несколько миллиметров, зазоры такие, что спичку можно просунуть.

Новая цепь на новой звезде сидит плотно, но по мере износа рабочие стороны зубьев изнашиваются, впадины становятся шире, а ролики цепи вырабатываются и снаружи, и изнутри. В итоге ролик не только уменьшается в диаметре, но и болтается на бобышках щёк (пластин) — так сказать, уменьшается его «рабочий диаметр». Изнашиваются и бобышки.

Из-за этого цепь удлиняется, ролики перестают сидеть во впадинах плотно и начинают в них кататься как горошина в тарелке, под нагрузкой вылетают — цепь проскакивает. Кроме того, из-за этого лавинообразно растёт их износ, а также растут потери — вместо разгона вела энергия ног уходит на пережёвывание металла.

Как писал Илья Абросимов на канале @velogorod.online, КПД цепной передачи может падать до 55 % — то есть на жевание металла будет идти почти половина энергии. Поэтому — новая #трансмиссия . Звёзды кассеты (на заднюю втулку) и пару цепей припас уже давно, осталось взять систему. Хотел такую же, как была (40/30/22), но подходящую не нашёл, поэтому взял 42/32/22. Поначалу заказал через #Яндекс.Маркет в магазине NovaSport (ООО «Атекс»), о чём пожалел:

-3

Как видите, вместо 42... приехала 48/38/28, даром не нужная — её даже на моём белом 29-ке много, а раскрутить массивные колёса Жириновского с 48-й ведущей звездой и вовсе будет невозможно. Как оказалось, в магазине неправильно ввели данные товара в базу, в итоге ошиблись дважды — и при вводе, и при упаковке, не сверив товар с заказом.

Естественно, вернул, потеряв скидку, а NovaSport по прошествии месяца так и не исправил каталог. Позор! А Яндекс.Маркету спасибо — дали промокод, частично вернув скидку. Следующий заказ сделал в магазине ОНЛАЙНТРЕЙД.РУ — прислали что надо. Вперёд ставить!

Сперва надо снять старую:

-4

Первым делом выворачивается шатунный болт, сейчас они обычно с головкой H6, раньше были с обычной головкой на 14. Я их срываю воротком, потом выкручиваю шуруповёртом. Шатуны сидят на оси каретки на конусной посадке, поэтому нужен съёмник — он упрётся в ось каретки и сбросит #шатун с неё.

Я пользуюсь самым простым съёмником, для нечастых работ хватает. Перед его установкой надо почистить резьбу в шатуне и вкрутить туда корпус съёмника:

-5

Резьбу на пуансоне съёмника я также протираю и капаю масла (важно именно сперва протереть, чтобы масло не образовало с пылью абразивную пасту), а на пуансон сразу надеваю накидной ключ на 16 — с ним грани съёмника проживут дольше, чем с рожковым.

Пуансон вкручивается в корпус, пока не достанет «до дна», и далее уже нужно крутить с усилием — левая рука на шатуне, правая рука на ключе, пока шатун не снимется с оси без усилия. После этого съёмник можно вывернуть — для установки он не нужен.

В целях профилактики кариеса желательно раз в 2 — 3 года выворачивать каретку, иначе она приржавеет к раме намертво — место-то самое грязное на веле, сюда летит струя из-под переднего колеса. И тогда со снятием, когда устанут #подшипники либо лопнет ось (я ломал один раз), будут проблемы. Для снятия каретки нужен специальный шлицевой #съёмник , а также знание правила «каретка — крестом»:

-6

Резьба на правой стороне каретки — левая, а слева — правая. Как видите, момент такой, что приходится полудюймовый вороток наращивать трубой, а ведь эта #каретка пробегала всего две зимы! Так что помнить, что справа тут левая резьба, жизненно необходимо.

Добавлю также, что на педалях работает правило «какая #педаль — такая резьба», то есть в левом шатуне и на левой педали — левая резьба. Большинство педалей выкручиваются ключом на 15, но попадаются такие, у которых в торце оси выполнено место под ключ H5 либо H6.

Каретка вывернулась, чищу резьбы на ней и в стаканах рамы, мажу маслом, в самом конце закручивания протираю растворителем и наношу цапонлак, чтобы защитить резьбу от попадания влаги:

-7

Старая система и новая, даже на глаз видна разница в диаметрах, хотя вроде и два зуба (40Т и 42Т):

-8

А почему старая собрана на винтах? Потому что с завода она была собрана на заклёпках, не так давно я проворачивал основную рабочую звезду (40Т) на 1/4 оборота, чтобы доходить до замены системы. Эффекта не дало, ибо она уже была под ноль закатана на старом месте (фото ниже), но опыт получен — тоже хлеб.

Новую, благо собрана она на болтах, буду регулярно проворачивать, а в перспективе куплю звезду на 38 и поставлю на зиму вместо 42-й. Правда, она предназначена для установке на среднем месте, на высшее её придётся ставить наизнанку — практика покажет и то, как работает провёрнутая звезда, и то, как работает перевёрнутая...

У звёзд ведь сложный профиль для облегчённого переключения цепи, в том числе асимметрия зубьев. А вот эти сложнопрофилированные зубья после 10 тысяч километров, из них половина — по зимней грязи:

-9

Те, что стояли поперёк шатуна, то есть подвергались наибольшим нагрузкам, заточились о #цепь так, что ими можно дрова колоть, а «нерабочие» зубья, стоявшие в мёртвых точках, относительно уцелели. О мёртвых точках можно почитать в моей статье «ТЭД-17» — работа паровой машины в этом весьма схожа с работой передачи велосипеда.

Пора ставить шатун. На ось каретки я предварительно поставил метку краской, чтобы новые шатуны поставить на 1/4 оборота от старых — так ось будет накапливать усталость не в прежнем направлении, а в новом, дольше проживёт.

Шатуны я сажаю на горячую, ибо есть печальный опыт сползания поставленного на заводе шатуна. Несколько сползаний — и квадрат разбивается настолько, что шатун не держится вообще. А «горячие» не подводили ни разу, один раз я даже проездил полгода без болта (он оборвался при установке). Потом дошли руки высверлить и вывернуть экстрактором.

-10

Главное — не перегреть шатун, чтобы не разупрочнить (не отжечь) алюминиевый сплав. Поэтому — чуть выше 100 °С, что легко определяется по кипению капли воды. Далее нужно быстро надеть шатун на ось, быстро завернуть болт и быстро же его затянуть. Решают секунды.

Сильно тянуть не надо, килограммов 10 на стандартном полудюймовом воротке достаточно — остальное сделает горячая посадка. А грани оси каретки нужно смазать маслом — от 100° оно не сгорит, зато сильно облегчит снятие шатуна в дальнейшем.

Теперь пришёл черёд титановых китайцев — новых звёзд кассеты. Найти их можно на Алиэкспрессе по словам вроде Brompton titanium sprocket, я на пробу взял две — 15Т и 17Т, благо по фото профиль посадки выглядит как стандартный шимановский. 19Т и 21Т, а также замковую 13Т, решил поставить обычные стальные, тоже с Али, а низшие передачи (26Т и 36Т) не менять вовсе — износ у них минимальный, за счёт числа зубьев новые цепи гарантированно за них зацепятся.

По приходу звёзд я проверил их посадку на втулку (сидят как влитые!), царапнул болгаркой (горят белым пламенем — правда титан!) и измерил толщину штангенциркулем. И озадачился — при стандартной для 7-8-9-скоростных звёзд толщине 2,0 мм они оказались толщиной 1,5. Большой вопрос, насколько быстро эти более тонкие звёзды прогрызут «талию» на роликах цепей... А чтобы поставить эти звёзды в кассету — надо сделать две проставки толщиной 0,25 мм и одну 0,5. Для точности — на 3D-принтере:

-11

Для чего вообще титан? Шестая и седьмая передачи — самые ходовые, из-за этого, а также из-за малого числа зубьев, звёзды съедаются очень быстро, намного раньше других в кассете. Поэтому попробую, как песку противостоит #титан ... А как отличить титан с помощью болгарки — я рассказал в этой статье.

Правда, при увеличении твёрдости одной детали ускоряется износ второй, а это цепь и следом звёзды системы, но первую проблему решу ездой в три цепи (сменой по кругу после промывки), а вторую — как я уже сказал, проворачиванием звёзд.

Итак, по-быстрому вкидываю новые звёзды (о разборке кассеты я рассказал во втором «шашлыке», для этого нужен специальный шлицевой съёмник), ставлю свежесваренную в парафине цепь:

-12

Две титановых звезды гордо темнеют, добавочные проставки весело зеленеют, два лишних звена золотятся — красота! Стоп, а что за звенья? Всё просто, при примерке цепи оказалось, что длины не хватает — при включении самой «натянутой» передачи (3-1) ось втулки и оси обоих роликов переключателя должны выстраиваться в «парад планет» по вертикали, а тут переключатель разложился больше нормы.

Это вредно для его натяжной пружины, поэтому в двух местах расшиваю цепь и вставляю по два звена, вынутых из излишне длинной цепи, поставленной на другой вел:

-13

О работе с цепной выжимкой подробно расскажу в другой раз, пока лишь отвечу на частый вопрос: выжимать можно любой валик (пин).

Всё, Вольфыч с новой трансмиссией к полёту готов!

-14

Облёт показал, что всё сделано верно, колхозная установка нестандартных звёзд в кассету не мешает ни капли — переключения отличные. Правда, лишних два зуба на 42Т заметны не только на глаз, но и в езде — разогнать труднее, тянуть тоже, седьмую включаешь без прежней охоты, восьмую тем более... Недаром с завода на нём стояла одинокая 38Т, передний переключатель был приколхожен уже мной — и выручает очень сильно. Но для городской езды #жирик всё же лучше обычного вела.

В следующий раз я расскажу о цепи, о багажнике и ещё о чём-нибудь, а пока сяду за монтаж второго выпуска «Зелёной полосы».