Найти в Дзене

Из мрака в свет: о романе «Ненастье» Алексея Иванова

«Ненастье» Алексея Иванова – эта книга давно стояла на полке, но зная о том, что тема мрачная (даже по названию), я не решалась к ней подступиться. Хотя давно неравнодушна к этому автору, люблю его исторические романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта», нравится его «Блуда и МУДО» (в названии матерится не автор, а сама бюрократическая система), и «Географ глобус пропил» тоже люблю. «В каком ненастье ты пропал без вести, солдат?» — этот слоган на обложке меня и останавливал. С афганской темой мне доводилось сталкиваться, когда я участвовала в работе над книгой воспоминаний воинов-интернационалистов, прошедших Афган. Пришлось настолько погрузиться в тему войны, которую долго и войной-то не называли, что топонимы Мазари-Шариф, Лажкаргах, Баграм, Шинданд, Джелалабад до сих пор звучат как что-то родное. Наши парни, прибывая в Кабул, попадали словно в другое измерение, из мира – в войну, где не было передовой и атак, где снайперы лупили исподтишка из засады. Попадали в другую реальность, где бе

«Ненастье» Алексея Иванова – эта книга давно стояла на полке, но зная о том, что тема мрачная (даже по названию), я не решалась к ней подступиться. Хотя давно неравнодушна к этому автору, люблю его исторические романы «Сердце Пармы» и «Золото бунта», нравится его «Блуда и МУДО» (в названии матерится не автор, а сама бюрократическая система), и «Географ глобус пропил» тоже люблю.

«В каком ненастье ты пропал без вести, солдат?» — этот слоган на обложке меня и останавливал. С афганской темой мне доводилось сталкиваться, когда я участвовала в работе над книгой воспоминаний воинов-интернационалистов, прошедших Афган. Пришлось настолько погрузиться в тему войны, которую долго и войной-то не называли, что топонимы Мазари-Шариф, Лажкаргах, Баграм, Шинданд, Джелалабад до сих пор звучат как что-то родное.

Наши парни, прибывая в Кабул, попадали словно в другое измерение, из мира – в войну, где не было передовой и атак, где снайперы лупили исподтишка из засады. Попадали в другую реальность, где бесконечно слышалось долгое эхо гор Гиндукуша, вились горные серпантины, по которым шли наши колонны. Их ждали мины и кладбища подорванной техники по обочинам, да душманские караваны.

И как потом эти парни возвращались домой, словно в другую страну, потому что за время службы в Афгане привыкли жить на таком адреналине, который в мирной жизни был малоприменим. Жизнь на гражданке казалась пресной, непонятной.

А уж когда в стране началась перестройка, то встроиться в новую рыночную реальность для многих из них оказалось очень сложно. Они плохо понимали, откуда они вернулись, но еще меньше понимали — куда.

Боль, растерянность, травма и непонимание. Примерно такой проблематики я ожидала от романа Алексея Иванова, когда видела на обложке слоган «В каком ненастье ты пропал без вести, солдат?»

В принципе, так оно и оказалось. Правда, в преломлении писательского таланта Алексея Иванова афганская тема превратилась в удивительную историю про двух друзей-афганцев, один из которых — герой, а второй — простой солдат.

Или в историю про двух друзей, влюбившихся в одну женщину.

Или в детективную историю с ограблением банка, погонями, прятками, многоходовками и соперничеством между полицией и собственной службой безопасности — кто раньше найдет похитителя и пропажу.

Или даже в притчу о том, что открывшееся в 1990-х окно возможностей для героев в начале нулевых захлопнулось, а того, кто пытался, подобно Данко, зажечь свое сердце ради общего дела, банально устранили физически, воспользовавшись его же огнем.

В историю, где Ненастье — это и населенный пункт, вокруг которого, словно на привязи, крутятся судьбы главных героев, и состояние души. Между прочим, так легко впасть в это ненастье после ярких солнечных дней, и так трудно из него выйти. Разве что сказочно-прекрасная Индия, показавшаяся главному герою раем на Земле, поможет. Да-да, про Индию и столичных дауншифтеров в этом романе тоже есть!

Начинается история в аду Афганистана, в финале, словно рай, нежданно-негаданно возникает Индия, а между ними поселок Ненастье, словно чистилище, через которое нужно пройти, чтобы спасти душу.

Читали «Ненастье» или другие книги Алексея Иванова? И как вам?

#книги круглый год #алексей иванов #ненастье