Для начала напомним, что скрывается за этими аббревиатурами.
SQ (Sound Quality) – это высокое качество звучания при комфортной громкости, акустика “ближнего поля”. SPL (Sound Pressure Level) – это просто громкость, причём на чистом басе, без музыки, на частотах ниже 100 Гц; вблизи лучше не торчать. Между ними широко раскинулся SQL – громкое, но качественное звучание. Актуально и для открытых пространств, и для салона автомобиля (частичный запуск).
Системы всех трех категорий могут принимать участие в соревнованиях по автозвуку. SPL-системы вообще делаются только для соревнований по звуковому давлению: для повседнева они не годятся.
SPL-система – это прежде всего сабвуферы! Мнооого больших сабвуферов (12-15 дюймов, а иногда и больше). С одним сабвуфером, даже диаметром в 15 дюймов, там делать нечего, только в классах для начинающих. Помимо сабов – мощные усилители, много. И соответствующая система питания: кабельная сеть, самостоятельная батарея аккумуляторов, потому что ни один генератор и ни один аккумулятор не вынесет ток нагрузки в многие сотни, если не тысячи, ампер.
При создании системы с прицелом на победу обойтись готовыми решениями нельзя – нужно замерить характеристики динамиков, спроектировать и изготовить акустическое оформление (корпуса), индивидуально настроить каждый сабвуфер, подобрать им уровни сигнала, чтобы все работали согласованно, никто не отставал и не вырывался вперёд. И это в первую очередь инженерная система, об эстетике там обычно не вспоминают. Зато соревнования получаются очень зрелищными, а результат (уровень звукового давления) фиксирует надежный и беспристрастный прибор, так что победитель не только слышен, но виден сразу.
На сегодня мировой рекорд превышает отметку 182 дБ, и это не предел!
Системы SQ – полная противоположность SPL. Эстетика там очень даже актуальна – кроме классов Stock, где салон должен оставаться в заводском состоянии. При создании SQ-систем особое внимание уделяется качеству звучания в закрытом (!) салоне, а громкость комфортного прослушивания обычно от 88 до 96 дБ.
Как правило, это трёхполосная фронтальная акустика с многоканальным усилением (каждому динамику – отдельный канал в усилителе), звуковой процессор для точной настройки звуковой сцены, один или два сабвуфера калибром 8-10 дюймов, тыловой акустики нет или она минимальна. И акустические системы, и усилители – высокого класса, причём не обязательно монобрендовые. Самые интересные системы получаются из разных брендов, откуда берётся лучшее (при этом не обязательно самое дорогое). Но это непростой путь поиска “своего” звучания, требует и времени, и - зачастую - денег.
При создании таких систем нужно помнить о большом объёме работ по виброизоляции. Также необходимо осуществить подготовку штатных посадочных мест или изготовление новых, трудоёмкий монтаж с косметической интеграцией. И, конечно, кропотливая настройка всей системы в финале.
И, наконец, SQL. Здесь диапазон оттенков широкий – от громкого SQ до музыкального SPL, используются конструкторские приёмы со всех сторон. Часть компонентов может отключаться – чтобы комфортно слушать музыку в закрытом салоне. А с открытыми дверями получается отличная вечеринка Open Air!
Обычно такая система строится на “эстрадных” широкополосных динамиках высокой чувствительности. Ответственность за низкие частоты лежит на сабвуфере (сабвуферах) с диапазоном, расширенным до 120-140 Гц. Высокие частоты воспроизводят рупорные твитеры. Самая трудоёмкая часть работы – изготовление новых дверных карт с посадочными местами под множество динамиков. Важно: динамики должны быть одинаковыми, разнокалиберные будут только мешать друг другу.
Выберите подходящий вариант - и вперед!
Автозвук - это интересно.
По материалам А. И. Шихатова - главреда журнала АвтоЗвук (www.автозвук.рф) и эксперта EISA
С вами был УРАЛ и ЧЕстный Звук.
О продукции УРАЛ можно узнать здесь
О новом АК - подробно - тут
Внимание! Продукция УРАЛ теперь не только в DNS, но и на OZON)
Понравилась статья? Ставьте лайк)
Подписывайтесь на канал! Все самое интересное - впереди.
Всем добра)
#автозвук #автотюнинг #полезные советы для авто #музыка в машину #автоакустика