Найти в Дзене
Storia Militare

Показачиться

С битвы на Синих Водах 1362 г., когда великому Литовскому князю Ольгерду удалось вытеснить с Киевщины и Подолья татарские кочевья, и особенно с 1420-х гг., когда великому князю Витовту удалось восстановить позиции Литвы в южнорусской лесостепи - от притока Днестра реки Мурафи в Подолье до притока Днепра реки Сулы на Левобережье развернулась активная земледельческая колонизация. Земли здесь на условиях несения военной службы получали мелкое и среднее западнорусское боярство бояре и «земяне», а также различные «слуги»: «ордынские» - обязанные сопровождать послов к татарам, «путные» - следить за состоянием дорог, «панцирные» нести патрульную службу, «замковые» поддерживать и охранять крепости. «Слуги» стали не менее многочисленным, чем бояре и земяне - низшим слоем воинского сословия Юго-Западной Руси. К нему примкнули многочисленные служилые татары, которых на условиях несения службы привлекали и расселяли в пограничные районы. Бояре и земяне были полноправным воинским сословием с с
Картина Ильи Репина - Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Картина Ильи Репина - Запорожцы пишут письмо турецкому султану

С битвы на Синих Водах 1362 г., когда великому Литовскому князю Ольгерду удалось вытеснить с Киевщины и Подолья татарские кочевья, и особенно с 1420-х гг., когда великому князю Витовту удалось восстановить позиции Литвы в южнорусской лесостепи - от притока Днестра реки Мурафи в Подолье до притока Днепра реки Сулы на Левобережье развернулась активная земледельческая колонизация.

Ольгерд на княжеском троне. Иллюстрация из Лицевого Летописного свода
Ольгерд на княжеском троне. Иллюстрация из Лицевого Летописного свода

Земли здесь на условиях несения военной службы получали мелкое и среднее западнорусское боярство бояре и «земяне», а также различные «слуги»: «ордынские» - обязанные сопровождать послов к татарам, «путные» - следить за состоянием дорог, «панцирные» нести патрульную службу, «замковые» поддерживать и охранять крепости. «Слуги» стали не менее многочисленным, чем бояре и земяне - низшим слоем воинского сословия Юго-Западной Руси. К нему примкнули многочисленные служилые татары, которых на условиях несения службы привлекали и расселяли в пограничные районы.

Бояре и земяне были полноправным воинским сословием с судебным иммунитетом и наследуемыми земельными владениями, полученными на условии службы. В 15 веке они составят шляхту Литвы, затем будут наделены статусом и правами польской шляхты и сольются с ней в шляхетстве Речи Посполитой.

Их войсковой организацией станет литовская служба земская, перетекшая с 1560-х гг. в посполитое рушение по польски. Их политической организацией являлись Сеймы Великого княжества Литовского, дополненные в 1560-х гг. местными сеймиками и слившиеся после Люблинской унии 1569 г. с Польским Сеймом в единый Вальный Сейм Речи Посполитой.

Но «слуги» в шляхту не попали: они оказались в правовом положении между боярами, земянами и свободными крестьянами. Их не звали на Сеймы и сеймики, воинская служба была для них не сословной привилегией, а такой-же повинностью, как для крестьян - подати и отработка, они служили в тех-же службе земской и посполитом рушении, но не полноправными бойцами, а в почтах шляхты. «Слуги» были многочисленным, обособленным и выраженным сословием, а сословная воинская служба требовала по представлениям Позднего Средневековья и Раннего Ново о времени - особого социального статуса, особых привилегий и прав.

Всем этим «слуги» были наделены согласно русским обычаям и нормам, которые преобладали в Великом княжестве Литовском во второй половине 14 века и в первой половине 15 века - с тех пор, как Ольгерд сделал ставку на возрождение русских начал в государственности Литвы и русской военной организации в её вооруженных силах.

Но после заключённой Ягайло в 1383 г. Кревской унии с Польшей заряд Ольгерда - выраженный в инерции Витовта - постепенно затухал.

Неудачное восстание «русской Литвы» при Свидригайло привело к разрушению и обвалу русских государственных начал и военно-организационных принципов в последней трети XV в.

В Литву проникало и закреплялось там польское государственное устройство, польское представление о сословном делении, правах и обязанностях сословий.

В Польше же ничего между свободным крестьянством и полноправным шляхетством не было (как, впрочем, не было, в отличие от Руси, и свободного крестьянства).

В Польше социальный статус определялся не землевладением и военной службой, как на Руси, а «благородным» происхождением. Даже в Мазовии, где шляхта составляла до 30% населения и ее большинство жило обычным крестьянским хозяйством на арендованной земле, она имела те же права и статус, что самые богатые магнаты (а представление о себе ещё выше).

Фрагмент иконы «Пророк Даниил в яме со львами». На этом фрагменте изображены крестьяне тех мест. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html
Фрагмент иконы «Пророк Даниил в яме со львами». На этом фрагменте изображены крестьяне тех мест. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html

Южнорусские слуги оказались в социальной, правовой и военно-организационной неопределенности. Именно тогда, когда в Южную Русь вернулась полномасштабная и беспощадная война.

В конце XV в. татарский натиск на вновь освоенные земли Южной Руси резко усилился.

Татарский лучник. Melchior Lorck
Татарский лучник. Melchior Lorck

Большинство населения Подолья и Киевщины, значительная часть населения Волыни - были истреблены и выведены в рабство либо бежали.

Характер жизни остатков южнорусских жителей принципиально изменился.

Неукрепленные села были выжжены и заброшены, население стало сбиваться вплотную к небольшому числу замков, где могло укрыться от татарских набегов и отбиться.

Первоначально замки были государственными. Правительству приходилось не только финансировать их по стройку, но также направлять туда рабочих и гарнизоны из других регионов. Оно обеспечивало гарнизоны замков продовольствием и боеприпасами, следило за исполнением местными боярами и мещанами необходимых для их содержания и обороны повинностей.

В Киевском, Житомирском, Каневском, Черкасском, Остерском, Брацлавском поветах в первой трети 16 века немногие городки при замках остались единственными поселениями в огромной округе. Все прочие были уничтожены татарами.

Татарский лучник. Melchior Lorck
Татарский лучник. Melchior Lorck

Ведение хозяйства в прежнем виде стало невозможным. Не просто селиться вдали от замков, а даже удаляться от них для проведения сельхозработ было гибельно. Татары вычёсывали Южную Русь очень частой и острой гребёнкой. Оставшиеся там бояре и слуги, даже владея номинально сёлами и землями, в действительности были их лишены. То была дикая пустыня. Им следовало искать себе другой источник доходов в обмен на свою военную службу.

Именно их умение воевать оказалось нежданно высоко востребованным. Замки стали не только единственным средством выживания в Южной Руси, по мере освоения властями и населением замкового устройства обороны, замки оказались эффективным инструментом «реколонизации» южнорусской лесостепи, которая началась с середины 16 века В Литве реколонизация была связана уже не с правительством, не с широким воинским сословием землевладельцев, а преимущественно с магнатами.

На Киевщине, в Восточном Подолье и Восточной Волыни магнаты получали от правительства Литвы Рады - панов громадные земельные владения и стремились освоить их. То были преимущественно волынские князья Рюриковичи и Гедиминовичи, православные и русские либо обрусевшие. Собственно литовских магнатов Южная Русь не интересовала: им было довольно Западной - более спокойной от татар.

Освоение полученных земель волынские магнаты вели, воспроизводя там то замковое устройство, которое было характерно для Волыни. Но как крупные замки - центры власти и контроля над территорией, так и мелкие замки как укрытия населения от набегов, требовалось охранять и защищать. Широкой шляхты (бояр и земян) в Южной Руси (кроме самой Волыни) не было. И шляхта не могла обеспечить столь массовой военной службы, которая требовалась для обороны того множества больших и малых замков, которые магнаты настроили.

На Волыни в замках располагались небольшие гарнизоны наемников, а основой замковых сил выступали местные бояре и земяне. Они были опытными бойцами, военная служба - их основным занятием. Но в Подолье и на Киевщине их было слишком мало (а где-то не было вовсе).

Правительство и магнаты требовали военной службы от населявших городки при замках мещан: имеющие коней зачислялись в конное ополчение, не имеющие - в пешее.

По мере роста вокруг замков крестьянского населения его также стали обязывать военной службой в ополчении - не только крестьян на государственной земле, но также на церковной и частной.

Замковые чиновники следили за наличием у мещан и крестьян необходимого вооружения и снаряжения. Впрочем, крестьяне и мещане не были опытными бойцами, и татары не слишком их опасались.

Магнатам ничего не оставалось, как нанимать на службу в свои частные войска уцелевших местных «слуг», а возможно - привлекать их также из Волыни, денежным жалованием и земельными имениями близ замков.

То же самое наперегонки с магнатами делали правительственные наместники государственных замков (из тех же магнатов). Они нанимали «слуг» безо всяких указов и законов, просто потому, что «слуги» были там единственным воинским сословием, к которому они могли обратиться.

Для них низшее воинское сословие «слуг» было не чем то новым, а не забытым старым источником боевых сил. Особенно в Киевском воеводстве оно оставалось много численным, вооруженным, с устоявшимися обязанностями военной службы.

https://pin.it/6KkeOHP
https://pin.it/6KkeOHP

Статус «слуг» в новой правовой среде был найден не сразу. Первоначально их вознаграждением за службу было денежное и натуральное жалование, а не наделение землёй. «Благородства» у них не было. Ни статус бояр по-литовски, ни статус шляхты по-польски им не годился. Гораздо быстрее, чем обретение социального статуса, шло вовлечение мелких слуг в бои.

Освоение польской Юго-Западной Руси: Галиции, Западной Волыни и Западного Подолья - зависело от магнатов меньше, чем её литовской части.

Здесь имения получала широкая шляхта, в Галиции и Западной Волыни основой сил обороны против татар служило посполитое рушение, которое отличалось хорошей подготовкой, опытом и слаженностью.

Ситуация в Западном Подолье была совершенно иной. Здесь широкой шляхте закрепиться не удалось-татарские набеги были не просто частыми, а постоянными, и основу обороны против татар составляли замки не шляхетские, а государственные. Для защиты территории от татар там была размещена постоянная армия - оброна поточна.

Даже при насыщенности литовской и польской Южной Руси большими и малыми замками потери в земледельческом населении без сплошного прикрытия территории были слишком велики. А кроме того, татары неплохо умели брать замки, особенно если у них было время и они не чувствовали угрозы от действующей вне замков полевой армии прикрытия.

Однако замки, выстроенные в Южной Руси, имели два свойства, затруднявшие организацию с опорой на них сплошной обороны. Прежде всего, они располагались не по принципам прикрытия территории, а с задачей сбора населения при набеге.

В основном то были небольшие дерево-земляные строения типа «блокхаус», имевшие две-три пушки, а также запасы продовольствия на случай блокады. Ни доминировать на местности и закрывать пути сообщения, ни служить базой для военных операций и расположения полевых войск - они предназначены не были.

Поляки в определенной мере решили задачу защиты территории в Западном Подолье с помощью оброны поточны. Действуя против татар крайне эффективно несмотря на свою малочисленность, оброна поточна выигрывала для населения время на укрытие в замках, не давала татарам вести их осаду, позволяла развёртывать для противодействия им посполитое рушение.

В литовских Восточном Подолье, Восточной Волыни, на Киевщине - ничего подобного оброне поточне не было. Регулярной армии у Литвы не предвиделось. Имевшиеся на Левобережье Днепра крепости: Переяслав, Глинск, Лубны, Ровны, Полтава - в единую оборонительную линию связаны не были.

Единственным орудием обороны территории могло быть только создание территориальных войск в замковых районах. Магнаты и наместники были вынуждены этим заняться. Набеги крымских татар вызвали казачество к жизни.

По опыту замковых сил составом литовских территориальных войск в Южной Руси стали «слуги», перелицованные в «казаков».

Казаки на современной реконструкции
Казаки на современной реконструкции

Но казачество нельзя считать лишь войсковым наемничеством, его появление именно как социального слоя - очевидно.

«Оказачивание» низшего слоя служилого сословия было обычной в Позднее Средневековье и Раннее Новое время попыткой решить мобилизационную и военную задачу социальными средствами.

Значительная группа мелких бояр и «слуг» перешла в состав казачества - «показачилась».

Термин «казаки» они использовали как самоназвание, обозначали им себя как отдельное сословие с более высоким статусом, чем податное население: с политическими правами, с личными свободами, с освобождением от части повинностей и налогов.

Казак. https://pin.it/7fA1tN8
Казак. https://pin.it/7fA1tN8

Формируя казачество, они приносили в его статус свое самосознание низшего воинского сословия и свои социальные притязания.

Трансформация мелких бояр и «слуг» в казачество в первой половине 16 века происходила незаметно и постепенно в ходе борьбы с татарами и реколонизации литовской Южной Руси, формирования здесь новых пограничных и территориальных войск.

Страница из турецкой книги по хирургии. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html
Страница из турецкой книги по хирургии. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html

Казачеству, как привилегированному сословию, нечего было заимствовать в правовом положении у крестьянства. Южнорусское крестьянство, привязанное к земле и политически пассивное, не играло никакой роли на начальном этапе становления казачества.

Переселения крестьян в ходе колонизации не превращали их в казаков: на новом месте крестьяне оставались крестьянами. Казаки получали в вознаграждение за службу жалование - а не желанную для крестьян землю.

До конца 16 века крестьянству было нечего искать в правовом положении казаков, лишь в конце 16 века с наступлением крепостнических порядков оно обратило на казачество внимание как на статус, альтернативный своему ухудшающемуся состоянию. Но к тому времени крестьянство не только в Галиции и на Волыни, но так же в Подолье и на Киевщине было крепостным, трудилось в фольварках (господских хозяйствах) магнатов и шляхты; его расселение в процессе колонизации управлялось господами.

Заброшенные земли в пограничье с Диким Полем при всей своей привлекательности не могли быть с ходу освоены как сельскохозяйственные потому, что такой тип освоения предполагал расселение не в замках (как бояре и мещане) и не в плавнях и островах (как бродяги и добытчики), а в сёлах. То есть именно так, как было удобнее грабить и пленить татарам.

Колонизация лесостепного пограничья не могла быть земледельческой вольной - проводиться беглыми от «феодального гнета» крепостными. Для земледельческой колонизации сперва требовалось оттеснить татар.

В этом смысле крымские татары играли роль «социального фильтра»: в казачество могли попасть либо те слои на селения, что умели защищаться (бояре и «слуги»), либо те, что умели скрываться (промысловики-добытчики). Крестьяне - нет: татары их убивали.

На фрагменте гобелена пленные казаки после битвы под Лоевым (1649 г.)
На фрагменте гобелена пленные казаки после битвы под Лоевым (1649 г.)

Гораздо большую роль в формировании казачества сыграло население приграничных городов, таких как Канев, Черкассы, Киев.

Само понятие «городовые казаки» и термин «черкасы» как синоним «казаков» подтверждает это. Часть мещанства там была не городским населением, а военно-служилым сословием; по своему положению они являлись «слугами» или выполняли функции «слуг».

Другая часть была «казаками», вольными людьми без начальства и правил, исконно. Именно такими были многочисленные татарские отщепенцы-«казаки», составлявшие даже во времена Батория едва не большинство, и прочие пришлые иноземцы: поляки, немцы, москвичи.

В казачестве все они искали подтверждения своего особого социального статуса, связанного с волей и военной службой. Поскольку казачество было экстерриториальным (чтобы его приобрести, не было необходимости переселяться или по-новому обустраиваться), для мещанства оно было привлекательным.

Самовольное присвоение мещанами статуса казака не было редкостью, но и оказачивание не было всеохватывающим феноменом даже в основных казацких районах.

В Черкассах в 1552 г. проживало 223 мещанина и 250 казаков, таким же было соотношение этих двух основных групп населения в Виннице и Брацлаве.

Герб Украинского города Черкассы, в верхней части мы видим казака. Черкассы являлся один из центров украинского казачества
Герб Украинского города Черкассы, в верхней части мы видим казака. Черкассы являлся один из центров украинского казачества

При этом казаки занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслами, а мещане и селяне «казаковали»: ходили с казацкими бандами на татар и турок, участвовали в казацких промыслах и предприятиях. Казачество распространилось в Киевщине и Восточном Подолье как образ жизни и социальный статус.

Похожим, но не подобным, было становление казачества в русской Северской Украйне: сословие казаков также возникло здесь, но в отличие от Литвы мелкие служилые люди в России были устроены в своем сословии городовых детей боярских и не нуждались в защите своего социального статуса.

Поэтому в русской Северской Украйне казачество сформировалось именно как военно-организационное явление, а не социальное.

Что, конечно, не мешало казакам по обе стороны границы при необходимости сотрудничать в нападениях на татар и обороне от них.

В Польской и Литовской Украйне стала складываться целая прослойка населения «живущего по-казацки» - отказывающегося подчиняться местным землевладельцам и королевской администрации, платить налоги и исполнять повинности, установленные для крестьян и мещан, но всегда готового отстаивать присвоенные себе права и вольности с оружием в руках.

Задавить эту прослойку литовская администрация не могла и не стремилась.

Во-первых, ей постоянно приходилось прибегать к помощи казаков для противодействия татарам, а во-вторых, казаки всегда могли обратиться за поддержкой к своим запорожским товарищам, которые не были неподконтрольны никому

Карта Украины конца 16 – середины 17 века, по описаниям де Боплана. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html
Карта Украины конца 16 – середины 17 века, по описаниям де Боплана. https://www.ukrinform.ua/amp/rubric-culture/2900804-sergij-samenkov-ilustrator-vijskovoistoricnih-vidan-skulptor.html

Дорогие читатели и читательницы, подписывайтесь на канал, тут много интересного!

Владимир Широгоров: Украинская война. Вооруженная борьба за Восточную Европу в XVI-XVII вв. Книга I. Схватка за Русь. Издательство Молодая Гвардия

Полный список источников в закреплённом комментарии: