Найти в Дзене

Кто эта девушка, и почему она страдает

Любому, далекому от Шотландии и ее истории зрителю, название этой картины Джона Эверетта Милле говорит очень мало. Это и не удивительно, полотно иллюстрирует весьма локальный эпизод религиозных войн в Шотландии XVII века. Картина называется "Мученица Солуэй". Солуэй, кстати, отнюдь не фамилия девушки, а название места, где происходит действие - залив Солуэй-Ферт. На картине изображена Маргарет Уилсон, приговоренная к смерти через утопление и прикованная, для исполнения приговора, к столбу. Столь тяжкое наказание полагалось Маргарет за то, что она упорствовала в соблюдении пресвитерианских обрядов, тогда как король Англии Чарльз I пытался подчинить церковь Шотландии и вернуть ее к епископальной системе управления. Однако, пресвитерианская церковь была для шотландцев символом их независимости, их формой протеста против английского завоевания, и многие из них не хотели от нее отказываться. Так родилось шотландское Ковентрийское движение, членами которого были Маргарет и вся ее семья. У

Любому, далекому от Шотландии и ее истории зрителю, название этой картины Джона Эверетта Милле говорит очень мало. Это и не удивительно, полотно иллюстрирует весьма локальный эпизод религиозных войн в Шотландии XVII века.

Мученица Солуэй. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1871 г.
Мученица Солуэй. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1871 г.

Картина называется "Мученица Солуэй". Солуэй, кстати, отнюдь не фамилия девушки, а название места, где происходит действие - залив Солуэй-Ферт. На картине изображена Маргарет Уилсон, приговоренная к смерти через утопление и прикованная, для исполнения приговора, к столбу. Столь тяжкое наказание полагалось Маргарет за то, что она упорствовала в соблюдении пресвитерианских обрядов, тогда как король Англии Чарльз I пытался подчинить церковь Шотландии и вернуть ее к епископальной системе управления.

Однако, пресвитерианская церковь была для шотландцев символом их независимости, их формой протеста против английского завоевания, и многие из них не хотели от нее отказываться. Так родилось шотландское Ковентрийское движение, членами которого были Маргарет и вся ее семья. Участие девушки было, правда, весьма скромным - она просто носила еду своим отцу и братьям, которые скрывались в шотландских холмах от преследовавшей их королевской гвардии.

Мученица Солуэй. Эскиз для журнала "Каждый день".  Джон Эверетт Милле.
Мученица Солуэй. Эскиз для журнала "Каждый день". Джон Эверетт Милле.

Братьев гвардейцы не нашли, а вот девушку поймали. Даже длительное заключение не смогло сломить ее волю - она не выдала местонахождение своих родных и не отреклась от своей веры. И тогда ее приговорили к казни.

11 мая 1685 года Маргарет Уилсон была прикована к столбу в заливе Солуэй-Ферт. Небольшая речушка, впадавшая в этот залив, совсем мелела в момент отлива, в прилив же она наполнялась водой, которая поднималась высоко. Утром в день казни как раз был отлив. На дне русла реки поставили столб, к которому привязали Маргарет. Для того, чтобы спастись, девушке нужно было только отречься от своей веры и поклянется в верности королю Англии.

Странствующий рыцарь. Джон Эверетт Милле. 1870 г.
Странствующий рыцарь. Джон Эверетт Милле. 1870 г.


Разумеется этого не произошло, Маргарет продолжала молиться до тех пор, пока воды реки не накрыли ее с головой. Этот локальный эпизод Шотландской истории вошел во многие местные баллады, которые и вдохновили впоследствии Джона Эверетта Милле на создание картины.

Интересно, что изначально иллюстрирование истории Маргарет Уилсон в планы художника не входило. Первоначальные эскизы предназначался для совсем другой картины - полотна "Странствующий рыцарь", но оно и так получилось слишком драматичным. Мрачные тона, привязанная к березе девушка и суровый рыцарь с обнаженным мечом и так шокировали викторианскую публику. Обращенное к зрителю страдающее лицо красавицы художник счел перебором, поэтому героиня "Рыцаря ..." не смотрит на зрителя.

Странствующий рыцарь. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1870 г.
Странствующий рыцарь. Фрагмент. Джон Эверетт Милле. 1870 г.

Однако же художнику было жаль расставаться с таким эффектным лицом. Тут-то на ум ему и пришла Маргарет Уилсон, к истории которой он уже создавал графическую иллюстрацию для журнала "Каждый день". Так лицо героини "Странствующего рыцаря" стало полноценной картиной. "Родство" девушек на этих полотнах легко проследить: профиль девушки, изображенной на картине "Странствующий рыцарь", и ее пышная копна волос не оставляют сомнений - модель у картин была одна и та же.

Интересно, что столб за спиной Маргарет на картине Милле часто путают со скалой, это, а так же простирающееся на втором плане картины море, роднят Маргарет Уилсон с Андромедой - прикованной к скале героиней греческих мифов, которая, как известно, была спасена Персеем. Было ли это ассоциативное сходство случайным или осознанным намеком художника на то, что Маргарет, как и Андромеде уготована "жизнь на небесах" (Андромеда, согласно греческой мифологии, стала созвездием, а Маргарет, согласно своей вере, попала в рай), мы не знаем.

Мученица Солуэй. Джон Эверетт Милле. 1871 г.
Мученица Солуэй. Джон Эверетт Милле. 1871 г.

Теперь "Братство..." есть и в Telegram. Присоединяйтесь, чтобы быть всегда на связи https://t.me/the_last_romantics_brotherhood